Языковые и стилистические особенности православной медиапроповеди

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен анализ языковых и стилистических особенностей православной медиапроповеди известного священника Димитрия Смирнова, размещенной в его мультимедийном блоге. Исходя из проблематики научной работы, исследование базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных медиалингвистов и специалистов в области изучения жанра проповеди. Показано, что креативная работа с лексическим и фразеологическим фондами литературного языка посредством семантических преобразований актуализируется через появление новых коннотаций, семантических неологизмов, трансформированных фразеологических единиц, что в результате приводит к обновлению и усилению языковой экспрессии и способствует достижению лингвопрагматических целей проповедника. Жанр проповеди обладает конкретными языковыми особенностями: традиционное обращение к аудитории в начале проповеди и традиционное ее завершение, большое количество именований Иисуса Христа, упоминание библейских прецедентных имен и топонимов, имплицитная и эксплицитная цитация текстов Священного Писания и др. При работе с проповедническим медиаконтентом обнаружены два микровывода и один общий вывод, который подводит итог всей проповеди, что свидетельствует о четко выстроенной речевой стратегии, преследующей конкретные лингвопрагматические цели: донести до аудитории главные евангельские смыслы, связанные с Христовым Воскресением. Продуманная речевая стратегия и тактика проповедника целенаправленно акцентируют внимание аудитории на важных христианских вопросах, через которые реализуется миссионерская функция православного медиадискурса.

Об авторах

Александра Стефановна Макарова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleste_63@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков богословского факультета ПСТГУ и кафедры иностранных языков № 3 Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова 127051, Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6; 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

Список литературы

  1. Issers, O.S. (1999). Communication strategies and tactics of Russian speech [dissertation]. Omsk. 1999. URL: https://cheloveknauka.com/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-russkoyrechi (accessed: 20.07.2022). (In Russ.).
  2. Generalova, E.V. (2021). Media text as a reflection of dynamic chronological changes in vocabulary and phraseology. Media Linguistics, 8(2), 180–192. (In Russ.).
  3. Makarova, A.S. (2022). Semantics and pragmatics of linguistic units of orthodox media HOSPITAL. In: Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul’turologicheskom aspektah, L.A. Nefedova (Ed.). Chelyabinsk. pp. 236–239. (In Russ.).
  4. Makarova, A.S. (2021). Role of the visual component in orthodox media discourse. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 7(73), 1, 108–117. (In Russ.).
  5. Alefirenko, N.F. (2016). Media discourse and its communicative-pragmatic entity. Media Linguistics, 1(11), 49–57. (In Russ.).
  6. Dobrosklonskaya, T.G. (2014). Mass media discourse as an object of scientific description. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Sciences, 13(184), 22, 181–187. (In Russ.).
  7. Gajda, S. (2010). Nowe media w perspektywie lingwistycznej. In: Styl — dyskurs — media, B. Bogołębska, M. Worsowicz (eds.). Łódź. (In Polish).
  8. Van Dijk T.A. (2013). Political discourse and ideology. Ethnolinguistics, 15.
  9. Ickovich, T.V. (2017). Axiological aspects of modern linguistic research. In: Tezisy dokladov Vtorogo mezhdunarodnogo nauchnogo seminara, Yu.N. Mihajlova (Ed.). Ekaterinburg: Azhur publ. pp. 19–21. (In Russ.).
  10. Malafeev, A.Yu. (2013). A modern Orthodox sermon and a public lecture: lexis and pragmatics. Surgut State Pedagogical University Bulletin, 5(26), 37–42. (In Russ.).
  11. Petrushko, I.V. (2018). An Integrative Model of the Communicative Event of the Orthodox Sermon [dissertation]. Tver’. (In Russ.).
  12. Prohvatilova, O.A. (2019). Axiological potential of modern Orthodox missionary preaching. In: Aksiologicheskie aspekty sovremennyh filologicheskih issledovanij: tezisy dokladov. Ekaterinburg: Azhur publ. pp. 47–48. (In Russ.).
  13. Multimedia blog of Dimitri Smirnov. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/ propoved-105611/ (accessed: 10.04.2022). (In Russ.).
  14. Makarova, A.S. (2020). Features of Ironic Content in the Orthodox Media Discourse. Izvestia of Smolensk State University, 4(52), 71–86. https://doi.org/10.35785/2072-9464-2020-52-486-101 (In Russ.).
  15. Azbuka very = ABC of Faith. URL: https://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe (accessed: 16.06.2022). (In Russ.).
  16. Bible dictionary. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskij-slovar-gese/662 (accessed: 26.08.2022). (In Russ.).
  17. Phraseological dictionary of the Russian literary language (1997). A.I. Fyodorov (Ed.). Moscow: Citadel’. (In Russ.).
  18. Nahimova, E.A. (2007). Precedent Names in Mass Communication [monograph.]. Ekaterinburg. (In Russ.).
  19. Russian Dictionary: in 4 vols. (1981–1984). A.P. Evgen’eva (Ed.). Moscow. (In Russ.).
  20. Gospel of John, Luke, Matthew. URL: http://bible.optina.ru/ (accessed 23.04.2022). (In Russ.).
  21. Mokienko, V.M., Nikitina, T.G. & Nikolaeva, E.K. (2010). Big dictionary of Russian proverbs. Moscow: OLMA Media. (In Russ.).
  22. Novikov, L.A. (1973). Antonymy in Russian (semantic analysis of opposites in lexis). Moscow. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».