Языковые и стилистические особенности православной медиапроповеди
- Авторы: Макарова А.С.1,2
-
Учреждения:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022): СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
- Страницы: 1044-1061
- Раздел: МЕДИАЛИНГВИСТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323472
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-1044-1061
- ID: 323472
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен анализ языковых и стилистических особенностей православной медиапроповеди известного священника Димитрия Смирнова, размещенной в его мультимедийном блоге. Исходя из проблематики научной работы, исследование базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных медиалингвистов и специалистов в области изучения жанра проповеди. Показано, что креативная работа с лексическим и фразеологическим фондами литературного языка посредством семантических преобразований актуализируется через появление новых коннотаций, семантических неологизмов, трансформированных фразеологических единиц, что в результате приводит к обновлению и усилению языковой экспрессии и способствует достижению лингвопрагматических целей проповедника. Жанр проповеди обладает конкретными языковыми особенностями: традиционное обращение к аудитории в начале проповеди и традиционное ее завершение, большое количество именований Иисуса Христа, упоминание библейских прецедентных имен и топонимов, имплицитная и эксплицитная цитация текстов Священного Писания и др. При работе с проповедническим медиаконтентом обнаружены два микровывода и один общий вывод, который подводит итог всей проповеди, что свидетельствует о четко выстроенной речевой стратегии, преследующей конкретные лингвопрагматические цели: донести до аудитории главные евангельские смыслы, связанные с Христовым Воскресением. Продуманная речевая стратегия и тактика проповедника целенаправленно акцентируют внимание аудитории на важных христианских вопросах, через которые реализуется миссионерская функция православного медиадискурса.
Ключевые слова
Об авторах
Александра Стефановна Макарова
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: aleste_63@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков богословского факультета ПСТГУ и кафедры иностранных языков № 3 Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова 127051, Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6; 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
Список литературы
- Issers, O.S. (1999). Communication strategies and tactics of Russian speech [dissertation]. Omsk. 1999. URL: https://cheloveknauka.com/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-russkoyrechi (accessed: 20.07.2022). (In Russ.).
- Generalova, E.V. (2021). Media text as a reflection of dynamic chronological changes in vocabulary and phraseology. Media Linguistics, 8(2), 180–192. (In Russ.).
- Makarova, A.S. (2022). Semantics and pragmatics of linguistic units of orthodox media HOSPITAL. In: Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul’turologicheskom aspektah, L.A. Nefedova (Ed.). Chelyabinsk. pp. 236–239. (In Russ.).
- Makarova, A.S. (2021). Role of the visual component in orthodox media discourse. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 7(73), 1, 108–117. (In Russ.).
- Alefirenko, N.F. (2016). Media discourse and its communicative-pragmatic entity. Media Linguistics, 1(11), 49–57. (In Russ.).
- Dobrosklonskaya, T.G. (2014). Mass media discourse as an object of scientific description. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Sciences, 13(184), 22, 181–187. (In Russ.).
- Gajda, S. (2010). Nowe media w perspektywie lingwistycznej. In: Styl — dyskurs — media, B. Bogołębska, M. Worsowicz (eds.). Łódź. (In Polish).
- Van Dijk T.A. (2013). Political discourse and ideology. Ethnolinguistics, 15.
- Ickovich, T.V. (2017). Axiological aspects of modern linguistic research. In: Tezisy dokladov Vtorogo mezhdunarodnogo nauchnogo seminara, Yu.N. Mihajlova (Ed.). Ekaterinburg: Azhur publ. pp. 19–21. (In Russ.).
- Malafeev, A.Yu. (2013). A modern Orthodox sermon and a public lecture: lexis and pragmatics. Surgut State Pedagogical University Bulletin, 5(26), 37–42. (In Russ.).
- Petrushko, I.V. (2018). An Integrative Model of the Communicative Event of the Orthodox Sermon [dissertation]. Tver’. (In Russ.).
- Prohvatilova, O.A. (2019). Axiological potential of modern Orthodox missionary preaching. In: Aksiologicheskie aspekty sovremennyh filologicheskih issledovanij: tezisy dokladov. Ekaterinburg: Azhur publ. pp. 47–48. (In Russ.).
- Multimedia blog of Dimitri Smirnov. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/ propoved-105611/ (accessed: 10.04.2022). (In Russ.).
- Makarova, A.S. (2020). Features of Ironic Content in the Orthodox Media Discourse. Izvestia of Smolensk State University, 4(52), 71–86. https://doi.org/10.35785/2072-9464-2020-52-486-101 (In Russ.).
- Azbuka very = ABC of Faith. URL: https://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe (accessed: 16.06.2022). (In Russ.).
- Bible dictionary. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskij-slovar-gese/662 (accessed: 26.08.2022). (In Russ.).
- Phraseological dictionary of the Russian literary language (1997). A.I. Fyodorov (Ed.). Moscow: Citadel’. (In Russ.).
- Nahimova, E.A. (2007). Precedent Names in Mass Communication [monograph.]. Ekaterinburg. (In Russ.).
- Russian Dictionary: in 4 vols. (1981–1984). A.P. Evgen’eva (Ed.). Moscow. (In Russ.).
- Gospel of John, Luke, Matthew. URL: http://bible.optina.ru/ (accessed 23.04.2022). (In Russ.).
- Mokienko, V.M., Nikitina, T.G. & Nikolaeva, E.K. (2010). Big dictionary of Russian proverbs. Moscow: OLMA Media. (In Russ.).
- Novikov, L.A. (1973). Antonymy in Russian (semantic analysis of opposites in lexis). Moscow. (In Russ.).
Дополнительные файлы
