Поликодовость как стратегический ресурс межкультурной коммуникации
- Авторы: Тамерьян Т.Ю.1, Зюбина И.А.2, Желтухина М.Р.3
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
- Южный федеральный университет
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2022)
- Страницы: 750-768
- Раздел: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323487
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-750-768
- ID: 323487
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обсуждаются вопросы применения адаптивных стратегий в процессе культурной интеграции, протекающей в условиях многоязычия с учетом динамики агрегации инокультурных элементов в языковое сознание иностранцев. Проведено интердисциплинарное исследование, интегрирующем наработки психолингвистики, теории коммуникации, лингвокультурологии и социолингвистики, с опорой на базовые методики проведения свободного ассоциативного эксперимента, лексико-семантический анализ полученных реакций, контекстуальный анализ и интерпретацию вербальных ассоциаций, приемы межъязыкового сравнения, технику концептуального моделирования и лингвокультурного комментирования. Актуальность изыскания обусловлена значимостью интерактивного взаимодействия языков и культур, формирующих цивилизационное коммуникативное пространство. Новизна предпринятого исследования связана с выявлением роли полилингвокультурного ландшафта как транслятора этнических и национальных ценностей посредством сканирования срезов внедрения инокультурных языковых сегментов в языковое сознание иностранных студентов. Предложено проведение мониторинга полиязычного разнообразия и стратегического репертуара освоения новых иностранных языков в поликультурной среде принимающей страны в опоре на данные, полученные в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента с использованием стимула «адаптация в стране и регионе получения образования». Результаты исследования свидетельствуют о том, что реакции на сложный стимул, полученные при поэтапном эксперименте, позволили выявить универсальное для поэтапной динамики адаптации ядро в структуре полевой модели ассоциативного пласта концепта и описать наполнение когнитивных признаков, формируемых реакциями. Анализ вербальных репрезентаций продемонстрировал мотивировку использования коммуникативных стратегий реагирования иностранцами и специфику встраивания в инокультурную среду.
Об авторах
Татьяна Юльевна Тамерьян
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Автор, ответственный за переписку.
Email: tamertu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0532-2538
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета международных отношений
362025, Российская Федерация, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46Ирина Анатольевна Зюбина
Южный федеральный университет
Email: iazyubina@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-8366
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Марина Ростиславовна Желтухина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Email: zzmr@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7680-4003
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, академик РАЕН, профессор кафедры английской филологии
400005, Российская Федерация, Волгоград, пр. Ленина, 27Список литературы
- СEP — Council of Europe Portal. [Electronic resource] URL: https://www.coe.int/ru/web/ lang-migrants/forms-of-linguistic-integration (accessed: 09.01.2022).
- Egorov, V.G. (2021). Russian Language in the Global Linguocultural Space. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 1189–1215. https://doi.org/10.22363/23132299-2021-12-4-1189-1215 (In Russ.).
- Korotova, I.A. & Polyakov, D.D. (2015). The concept of multilingualism as a strategy for language policy and foreign language education in Europe. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 1, 54–60. (In Russ.).
- Chebotareva, E.Ju. (2011). Intercultural Adaptation to Russia of Students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 3, 6–11.
- Ardila, A., Maslova, O.V. & Novikova, I.A. (2019). Development and psychometric verification of the scale of acculturation of foreign students to Russia. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16, 3, 393–415. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-393-415 (In Russ.).
- Isurin, L. (2021). Does language transfer explain it all? The case of first language change in Russian-English bilinguals. Russian Journal of Linguistics, 25, 4, 908–930. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-4-908-930
- Protassova, E., Suryanarayan, N. & Yelenevskaya, M. (2021). Russian in the multilingual environment of three Asian countries. Russian Journal of Linguistics, 25, 4, 981–1003. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-4-981-1003
- Tameryan, T.Yu., Popova, T.G., Redkozubova, E.A., Anikeeva, I.G., Sedlyarova, O.M. & Solovieva, N.S. (2019). Feminine perspective of ethnic business communication. Espacios, 40 (34), 18.
- Tameryan, T.Yu., Zyubina, I.A. & Dzhigkaeva, A.V. (2021). Thematic Representation and Linguo-Сognitive Structure of the Businesswoman Image from the Perspective of Genderprofessional Axiology. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12 (4), 1216–1235. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1216-1235
- Adamova, Z.G. (2005). Associative experiment as a method of researching ethnic identity. Vestnik MSLU. Linguistic consciousness and culture. Series: Linguistics, 511, 5–10. (In Russ.).
- Pishchalnikova, V.A., Panarina, N.S. & Stepykin, N.I. (2019). Associative experiment: theoretical and applied perspectives of psycholinguistics. Moscow: R-Valent. (In Russ.).
- Vinogradova, O.E. (2016). Psycholinguistic methods in the description of the semantics of the word. Voronezh: Istoki. (In Russ.).
- Garbar, I.L. (2009). Experimental study of linguistic consciousness: methodology for the analysis of associative fields. Bulletin of VSU. Series: Linguistics and intercultural communication, 2, 43–46. (In Russ.).
- Gorodetskaya, L.A. (2002). Association experiment in communication research. In: Collection of scientific papers “Communication Theory & Applied Communication”. Rostov-on-Don: IUBiP. pp. 28–37. (In Russ.).
- Goroshko, E.I. (2001). Integrative model of free associative experiment. Moscow; Kharkov: RA Caravella publ. (In Russ.).
- Mironova, N.I. (2014). Association experiment: methods of data analysis and analysis based on a universal schema. Journal of Psycholinguistics, 2(14), 108–119. (In Russ.).
- Khlopova, A.I. (2019). Associative experiment as a method of establishing a change in the connotation of the basic value. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Linguistics and Pedagogy, 9, 1 (30), 80–86. (In Russ.).
- Vorozhbitova, A.A., Konovalova, G.M., Ogneva, T.N. & Chekulaeva, N.Y. (2017). Continuous linguistic rhetorical education as a means of optimizing language policy in Russian multinational regions. European Journal of Con-temporary Education, 6(2), 328–340. https://doi.org/10.13187/ejced.2017.2.328
- Bashieva, S.K., Shogenova, M.Ch. (2020). Russian language as a factor in the formation of a linguistic personality in a multi-ethnic environment. Actual problems of philology and pedagogical linguistics, 1, 204–211. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-204-211 (In Russ.).
- Mathis, B.J., Mayers, T., Miyamasu, F. (2022). English as a Vocational Passport: Japanese Medical Students and Second Language Learning Motivation. Educ. Sci., 12, 8. https://doi.org/10.3390/educsci12010008
- Lin, S.E., Kuan, K.L. & Chang, K.L. (2022). Attitudes and cross-cultural differences of UCSI university undergraduates towards multicultural group work. International Journal of Instruction, 15(1), 21–38. https://doi.org/10.29333/iji.2022.1512a
- Rahman, F., Mahmud, I., Jiang, B. & Sarker, K. (2022). Extending the theory of planned behavior: a case of learning Chinese as a third language. International Journal of Instruction, 15(1), 945–964. https://doi.org/10.29333/iji.2022.15154a
- Goroshko, E.I. (2005). The problem of conducting a free associative experiment. News of the Volgograd State Pedagogical University. Series: Philological Sciences, 3, 53–61. (In Russ.).
- Pishchalnikova, V.A. (2020). An experimental psycholinguistic study of the meaning of a word: unsolved problems. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Linguistics and Pedagogy, 1, 17–29. (In Russ.).
- Borisova, Yu.A. (2019). Associative experiment in modern psycholinguistic research. Psychology. Historical-critical reviews and contemporary research, 8, 1–1, 265–275. (In Russ.).
- Khizroeva, Z.M. (2008). Associative experiment as a method of assessing the level of proficiency in a foreign language. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki, 3, 14–19. (In Russ.).
- Tameryan, T.Y., Zheltukhina, M.R., Anikejeva, I.G., Arkhipenko, N.A., Soboleva, E.I. & Skuybedina, O.N. (2020). Language explication of the conceptualized meanings in ethno-cultural and socio-political aspects of discourse. Opcion, 36, Special Edition 26, 456–475.
- Rusan, A.V. (2016). Mixing and switching speech codes of Czech emigrants. International research journal, 6 (48–4), 56–60. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.167 (In Russ.).
- Zheltukhina, M.R., Klushina, N.I., Ponomarenko, E.B., Vasilkova, N.N. & Dzyubenko, A.I. (2017). Modern Media Influence: Mass Culture — Mass Consciousness — Mass Communication. XLinguae, 10 (4), 96–105. https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.09
- Martyanov, D., Gorobets, V., Galiullin, K., Gorobets, E. & Tameryan, T. (2019). Thesaurus of neurolinguistic terms: Baseline characteristics. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11, 8 Special Issue, 1787–1790.
- Datiyeva, Ya.V. & Tameryan, T.Yu. (2021). Language Transfer: Dominant Channels in Perception. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, 3, 195–208. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-195-208 (In Russ.).
Дополнительные файлы
