Расстройства развития школьных навыков и фонологический дефицит: вопросы коморбидности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются сложившиеся в России подходы к пониманию расстройств развития школьных навыков, их трансформация в последние десятилетия, дискуссионные вопросы, связанные с использованием терминов «дисграфия», «дизорфография», «дислексия». Показана недостаточная разработанность проблемы коморбидности расстройств развития школьных навыков в российской науке. Значимость ее изучения объясняется с позиций практических решений в области оказания помощи неуспевающим школьникам и важности для понимания когнитивных механизмов расстройств обучения. Обсуждаются результаты исследования коморбидности нарушений письма (дисграфии и дизорфографии) и чтения у учащихся 2-4 классов с трудностями в обучении. Приведены данные изучения письменных работ, чтения, фонологических навыков95 школьников, родители которых обратились с жалобами на трудности в обучении. Исследование проводилось онлайн. Сделаны выводы об асимметрии нарушения навыков письма и чтения у школьников с трудностями в обучении: нарушения письма обнаруживаются чаще и являются более стойкими. Изолированные нарушения чтения практически не встречаются, тогда как нарушения только письма обнаруживаются достаточно часто. Характер коморбидности нарушений письма и чтения меняется от 2 к 4 классу: от сочетанных нарушений письма и чтения к изолированным нарушениям письма. Показаны возрастная динамика проблем в усвоении графики и орфографии, прогредиентный характер дизорфографии и относительная стабильность количества дисграфических ошибок. Приведены показатели выполнения фонологических проб (независимых от обучения) неуспевающими школьниками, не позволяющие говорить об улучшении данных навыков с возрастом. Обнаружена значимая связь навыков фонологической обработки с овладением чтением и графикой, а также связь технических параметров чтения с количеством дисграфических ошибок. Показаны отсутствие или весьма слабая связь фонемного распознавания и орфографических ошибок. Сделан вывод относительно генетической близости, но не тождественности патогенетических факторов, обусловливающих возникновение проблем в овладении чтением, графикой и орфографией.

Об авторах

Ольга Александровна Величенкова

Московский городской педагогический университет; Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: velichenkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7366-9050
SPIN-код: 4651-5510

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет; старший научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования», Казанский (Приволжский) федеральный университет

4129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18

Список литературы

  1. Tokareva, O.A. (1971). Writing disorders in different groups of abnormal children and principles of therapy. In: Pathology of speech: Scientific notes of MGPI. Vol. 406. Moscow: MGPI. pp. 63–98. (In Russ.).
  2. Kornev, A.N. (2003). Disorders of reading and writing in children. Saint Petersburg: Rech. (In Russ.).
  3. Rusetskaya, M.N. (2007). Reading disorders in primary school students: analysis of speech and visual causes: [Monograph]. Saint Petersburg: Karo. (In Russ.).
  4. Lalaeva, R.I. (2019). Reading disorders and ways to correct them in primary school students. Saint Petersburg: Karo. (In Russ.).
  5. Grigorenko, E.L. & Elliott, J.J. (2012). Reading about reading. Voronezh: Stork. (In Russ.).
  6. Tseitlin, S.N. & Bogomazov, G.M. (2006). Age phonology (the two-level phonological system and its role in creating linguistic feeling and literacy in pupils of 1–6 forms). Voprosy Jazykoznanija, 5, 146–148. (In Russ.).
  7. Levina, R.E. & Pravdina, O.V. (1939). On the fight against the academic failure of children of alexics and agrafiks. Soviet pedagogy, 2, 89–95. (In Russ.).
  8. Levina, R.E. (2005). Speech and writing disorders in children. In: Selected works, G.V. Chirkina, P.B. Shoshin (eds.). Moscow: ARKTI. (In Russ.).
  9. Komarova, V.V., Milostivenko, L.G. & Sumchenko, G.M. (1992). The ratio of dysgraphic and dysorphographic errors in primary school students with speech disorders. In: Pathology of speech. Saint Petersburg: Obrazovanie. pp. 98–102. (In Russ.).
  10. Prishchepova, I.V. (2021). System of speech therapy for the prevention and overcoming of dysorphography in students with speech and language disorders: monograph. Saint Petersburg: A.I. Herzen State Pedagogical University Publ. (In Russ.).
  11. Azova, O.I. (2021). Speech therapy. Dysorphography. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
  12. Grigorenko, E.L., Compton, D.L., Fuchs, L.S., Wagner, R.K., Willcutt, E.G. & Fletcher, J.M. (2019). Understanding, Educating, and Supporting Children with Specific Learning Disabilities: 50 Years of Science and Practice. American Psychologist. Advance online publication. URL: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000452 (accessed: 23.01.2024).
  13. Silchenkova, L.S. (2017). Theory and history of the national methodology of literacy and letteristics. Moscow: Moscow City Pedagogical University Publ. (In Russ.).
  14. Braudel, F. (2014). Grammar of civilizations; State Lit. The museum. Moscow: The Whole World. (In Russ.).
  15. Petrova, M.V. (2020). “Easy language”: the language policy of inclusivity to ensure barrierfree communication in Germany. In: Extrability as a phenomenon of inclusive culture: the formation of an inclusive culture in organizations: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation, Yekaterinburg, December 12–13, 2019. Yekaterinburg: Azhur. pp. 217–222. (In Russ.).
  16. Osokina, S.A. (2022). The Concept of “Easy Language” and its Perspectives in Linguistics. Philology & Human, 2, 115–133. https://doi.org/10.14258/filichel (2022)2-08 (In Russ.).
  17. Akhutina, T.V. (2018). Neuropsychological analysis of errors in writing. In: Disorders of writing and reading in children: study and overcoming. Scientific monograph, O.A. Velichenkova (Ed.). Moscow. pp. 76–95. (In Russ.).
  18. Dorofeeva, S.V., Reshetnikova, V.A., Zyryanov, A.S., Goranskaya, D.N., Gordeeva, E., Serebryakova, M., Akhutina, T. & Dragoi, O.V. (2018). Battery of tests to identify the features of phonological processing in Russian-speaking children: indicators of typically developing children and groups of children with dyslexia. In: The Eighth International Conference on cognitive Science: Abstracts of reports. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. pp. 331–333. (In Russ.).
  19. Velichenkova, O.A., Belousova, K.V. & Khakimullina, R.R. (2022). Age-related indicators of phonological working memory of younger schoolchildren with learning difficulties (according to online diagnostics). MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16 (3), 195–214. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.11 (In Russ.).
  20. Velichenkova, O.A. & Guseva, V.G. (2022). Performance in auditory and speech tests among schoolchildren with learning disabilities. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 164 (1–2), 28–40. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.1-2.28-40 (In Russ.).
  21. Inshakova, O.B. (2013). Multidisciplinary analysis of the development of phonemic writing skills in primary school students: monograph. Moscow: V. Sekachev. (In Russ.).
  22. Dorofeeva, S., Iskra, E., Goranskaya, D., Gordeyeva, E., Serebryakova, M., Zyryanov, A., Dragoy, O. & Akhutina, T. (2022). Cognitive Requirements of the Phonological Tests Affect Their Ability to Discriminate Children with and Without Developmental Dyslexia. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 65 (10), 3809–3826. https://doi.org/10.1044/2022_JSLHR-21-00687
  23. Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of younger schoolchildren (2008). T.V. Akhutina, O.B. Inshakova (eds.). Moscow: Sphere: V. Sekachev. (In Russ.).
  24. Rul (Eliseeva), N., Gorobets, E. & Rezina, I. (2018). Non-word repetition by russian-speaking children: Materials for a neurolinguistic questionnaire. Philology and culture, 2 (52), 121–127. (In Russ.).
  25. Gathercole, S.E. (1995). Is nonword repetition a test of phonological memory or long-term knowledge? It all depends on the nonwords. Memory & Cognition, 23 (1), 83–94. https://doi.org/10.3758/bf03210559
  26. Eliseeva, N. & Marini, A. (2017). Phonological working memory and inhibition control in language impaired (LI) children. In: Experimental Psycholinguistics Conference Proceedings (Menorca, June 28–30). Menorca.
  27. Fawcett, A. & Nicolson, R. (2004). The Dyslexia Screening Test: Junior (DST-J). San Antonio: Harcourt Assessment.
  28. Dollaghan, C.A., Biber, M.E. & Campbell, T.F. (1995). Lexical influences on nonword repetition. Applied Psycho-linguistics, 16 (2), 211–222. https://doi.org/10.1017/S0142716400007098
  29. Estes, K.G., Evans, J.L. & Else-Quest, N.M. (2007). Differences in the nonword repetition performance of children with and without specific language impairment: A meta-analysis. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 50 (1), 177–195. https://doi.org/10.1044/1092-4388 (2007/015)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».