Расстройства развития школьных навыков и фонологический дефицит: вопросы коморбидности
- Авторы: Величенкова О.А.1,2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 1000-1020
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА, ГРАММАТИКА И СТИЛИСТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323598
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-3-1000-1020
- EDN: https://elibrary.ru/KHZVXP
- ID: 323598
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются сложившиеся в России подходы к пониманию расстройств развития школьных навыков, их трансформация в последние десятилетия, дискуссионные вопросы, связанные с использованием терминов «дисграфия», «дизорфография», «дислексия». Показана недостаточная разработанность проблемы коморбидности расстройств развития школьных навыков в российской науке. Значимость ее изучения объясняется с позиций практических решений в области оказания помощи неуспевающим школьникам и важности для понимания когнитивных механизмов расстройств обучения. Обсуждаются результаты исследования коморбидности нарушений письма (дисграфии и дизорфографии) и чтения у учащихся 2-4 классов с трудностями в обучении. Приведены данные изучения письменных работ, чтения, фонологических навыков95 школьников, родители которых обратились с жалобами на трудности в обучении. Исследование проводилось онлайн. Сделаны выводы об асимметрии нарушения навыков письма и чтения у школьников с трудностями в обучении: нарушения письма обнаруживаются чаще и являются более стойкими. Изолированные нарушения чтения практически не встречаются, тогда как нарушения только письма обнаруживаются достаточно часто. Характер коморбидности нарушений письма и чтения меняется от 2 к 4 классу: от сочетанных нарушений письма и чтения к изолированным нарушениям письма. Показаны возрастная динамика проблем в усвоении графики и орфографии, прогредиентный характер дизорфографии и относительная стабильность количества дисграфических ошибок. Приведены показатели выполнения фонологических проб (независимых от обучения) неуспевающими школьниками, не позволяющие говорить об улучшении данных навыков с возрастом. Обнаружена значимая связь навыков фонологической обработки с овладением чтением и графикой, а также связь технических параметров чтения с количеством дисграфических ошибок. Показаны отсутствие или весьма слабая связь фонемного распознавания и орфографических ошибок. Сделан вывод относительно генетической близости, но не тождественности патогенетических факторов, обусловливающих возникновение проблем в овладении чтением, графикой и орфографией.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Александровна Величенкова
Московский городской педагогический университет; Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: velichenkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7366-9050
SPIN-код: 4651-5510
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет; старший научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования», Казанский (Приволжский) федеральный университет
4129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18Список литературы
- Tokareva, O.A. (1971). Writing disorders in different groups of abnormal children and principles of therapy. In: Pathology of speech: Scientific notes of MGPI. Vol. 406. Moscow: MGPI. pp. 63–98. (In Russ.).
- Kornev, A.N. (2003). Disorders of reading and writing in children. Saint Petersburg: Rech. (In Russ.).
- Rusetskaya, M.N. (2007). Reading disorders in primary school students: analysis of speech and visual causes: [Monograph]. Saint Petersburg: Karo. (In Russ.).
- Lalaeva, R.I. (2019). Reading disorders and ways to correct them in primary school students. Saint Petersburg: Karo. (In Russ.).
- Grigorenko, E.L. & Elliott, J.J. (2012). Reading about reading. Voronezh: Stork. (In Russ.).
- Tseitlin, S.N. & Bogomazov, G.M. (2006). Age phonology (the two-level phonological system and its role in creating linguistic feeling and literacy in pupils of 1–6 forms). Voprosy Jazykoznanija, 5, 146–148. (In Russ.).
- Levina, R.E. & Pravdina, O.V. (1939). On the fight against the academic failure of children of alexics and agrafiks. Soviet pedagogy, 2, 89–95. (In Russ.).
- Levina, R.E. (2005). Speech and writing disorders in children. In: Selected works, G.V. Chirkina, P.B. Shoshin (eds.). Moscow: ARKTI. (In Russ.).
- Komarova, V.V., Milostivenko, L.G. & Sumchenko, G.M. (1992). The ratio of dysgraphic and dysorphographic errors in primary school students with speech disorders. In: Pathology of speech. Saint Petersburg: Obrazovanie. pp. 98–102. (In Russ.).
- Prishchepova, I.V. (2021). System of speech therapy for the prevention and overcoming of dysorphography in students with speech and language disorders: monograph. Saint Petersburg: A.I. Herzen State Pedagogical University Publ. (In Russ.).
- Azova, O.I. (2021). Speech therapy. Dysorphography. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
- Grigorenko, E.L., Compton, D.L., Fuchs, L.S., Wagner, R.K., Willcutt, E.G. & Fletcher, J.M. (2019). Understanding, Educating, and Supporting Children with Specific Learning Disabilities: 50 Years of Science and Practice. American Psychologist. Advance online publication. URL: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000452 (accessed: 23.01.2024).
- Silchenkova, L.S. (2017). Theory and history of the national methodology of literacy and letteristics. Moscow: Moscow City Pedagogical University Publ. (In Russ.).
- Braudel, F. (2014). Grammar of civilizations; State Lit. The museum. Moscow: The Whole World. (In Russ.).
- Petrova, M.V. (2020). “Easy language”: the language policy of inclusivity to ensure barrierfree communication in Germany. In: Extrability as a phenomenon of inclusive culture: the formation of an inclusive culture in organizations: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation, Yekaterinburg, December 12–13, 2019. Yekaterinburg: Azhur. pp. 217–222. (In Russ.).
- Osokina, S.A. (2022). The Concept of “Easy Language” and its Perspectives in Linguistics. Philology & Human, 2, 115–133. https://doi.org/10.14258/filichel (2022)2-08 (In Russ.).
- Akhutina, T.V. (2018). Neuropsychological analysis of errors in writing. In: Disorders of writing and reading in children: study and overcoming. Scientific monograph, O.A. Velichenkova (Ed.). Moscow. pp. 76–95. (In Russ.).
- Dorofeeva, S.V., Reshetnikova, V.A., Zyryanov, A.S., Goranskaya, D.N., Gordeeva, E., Serebryakova, M., Akhutina, T. & Dragoi, O.V. (2018). Battery of tests to identify the features of phonological processing in Russian-speaking children: indicators of typically developing children and groups of children with dyslexia. In: The Eighth International Conference on cognitive Science: Abstracts of reports. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. pp. 331–333. (In Russ.).
- Velichenkova, O.A., Belousova, K.V. & Khakimullina, R.R. (2022). Age-related indicators of phonological working memory of younger schoolchildren with learning difficulties (according to online diagnostics). MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16 (3), 195–214. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.11 (In Russ.).
- Velichenkova, O.A. & Guseva, V.G. (2022). Performance in auditory and speech tests among schoolchildren with learning disabilities. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 164 (1–2), 28–40. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.1-2.28-40 (In Russ.).
- Inshakova, O.B. (2013). Multidisciplinary analysis of the development of phonemic writing skills in primary school students: monograph. Moscow: V. Sekachev. (In Russ.).
- Dorofeeva, S., Iskra, E., Goranskaya, D., Gordeyeva, E., Serebryakova, M., Zyryanov, A., Dragoy, O. & Akhutina, T. (2022). Cognitive Requirements of the Phonological Tests Affect Their Ability to Discriminate Children with and Without Developmental Dyslexia. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 65 (10), 3809–3826. https://doi.org/10.1044/2022_JSLHR-21-00687
- Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of younger schoolchildren (2008). T.V. Akhutina, O.B. Inshakova (eds.). Moscow: Sphere: V. Sekachev. (In Russ.).
- Rul (Eliseeva), N., Gorobets, E. & Rezina, I. (2018). Non-word repetition by russian-speaking children: Materials for a neurolinguistic questionnaire. Philology and culture, 2 (52), 121–127. (In Russ.).
- Gathercole, S.E. (1995). Is nonword repetition a test of phonological memory or long-term knowledge? It all depends on the nonwords. Memory & Cognition, 23 (1), 83–94. https://doi.org/10.3758/bf03210559
- Eliseeva, N. & Marini, A. (2017). Phonological working memory and inhibition control in language impaired (LI) children. In: Experimental Psycholinguistics Conference Proceedings (Menorca, June 28–30). Menorca.
- Fawcett, A. & Nicolson, R. (2004). The Dyslexia Screening Test: Junior (DST-J). San Antonio: Harcourt Assessment.
- Dollaghan, C.A., Biber, M.E. & Campbell, T.F. (1995). Lexical influences on nonword repetition. Applied Psycho-linguistics, 16 (2), 211–222. https://doi.org/10.1017/S0142716400007098
- Estes, K.G., Evans, J.L. & Else-Quest, N.M. (2007). Differences in the nonword repetition performance of children with and without specific language impairment: A meta-analysis. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 50 (1), 177–195. https://doi.org/10.1044/1092-4388 (2007/015)
Дополнительные файлы
