Самоизоляция в период пандемии COVID-19: обыденный дискурс о новом социальном феномене в среде студенческой молодежи


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Пандемия COVID-19 явилась первым опытом для большей части населения планеты, когда появилось новое заболевание, быстро распространившееся по континентам, представляющее глобальную угрозу, которой противопоставляются беспрецедентные меры полной самоизоляции. Изучение особенностей повседневного дискурса студенческой молодежи об этом новом социальном явлении оказывается в фокусе данного исследования, реализованного в рамках теории социальных представлений. Исследование проводилось в два временных промежутка, соответствующих двум «волнам» пандемии COVID-19 в России («первая волна» - с 18 июня по 10 июля 2020 г., «вторая волна» - с 12 октября по 18 ноября 2020 г.). В исследовании принимали студенты российских вузов в возрасте от 17 до 27 лет (275 человек, 9,5 % мужчин). Основной метод исследования - опрос в варианте онлайн анкетирования; основной инструмент - методика свободных ассоциаций. Сравнение структуры и содержания социальных представлений о новом социальном явлении (самоизоляции) на разных этапах пандемии в среде студенческой молодежи позволило зафиксировать их зарождение и динамику: оппозиция между добровольностью и принуждением была характерна для обыденного понимания самоизоляции в самом начале пандемии, далее ключевыми оказываются психологические переживания, ассоциированные с пандемией и вызванной ею самоизоляцией, которая, в целом, понимается студентами как поиск «плюсов» в ситуации вынужденных ограничений.

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5831-1547
SPIN-код: 7717-2834
Scopus Author ID: 35766733000
ResearcherId: Q-5276-2016

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Алексей Львович Новиков

Российский университет дружбы народов

Email: novikov-al@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3482-5070
SPIN-код: 3416-1350
Scopus Author ID: 56005222400
ResearcherId: Q-5419-2016

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Марианна Евгеньевна Сачкова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: msachkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2982-8410
SPIN-код: 3217-0087
Scopus Author ID: 14623093600
ResearcherId: J-9145-2013

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Институт общественных наук

119571, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1

Николай Викторович Дворянчиков

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: dvorian@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1462-5469
SPIN-код: 6908-0030
Scopus Author ID: 56275479900
ResearcherId: D-1683-2009

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии

127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29

Елизавета Борисовна Березина

Университет Санвея

Email: elizab@sunway.edu.my
ORCID iD: 0000-0003-1972-8133
SPIN-код: 8996-3250
Scopus Author ID: 56275370100
ResearcherId: Q-6331-2017

кандидат психологических наук, преподаватель департамента психологии

5, Jalan Universiti, Bandar SunwaySelangor Darul Ehsan, Malaysia, 47500

Инна Борисовна Бовина

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: innabovina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9497-6199
SPIN-код: 9663-3747
Scopus Author ID: 8569930800
ResearcherId: H-4433-2013

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии

127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29

Список литературы

  1. Eicher, V. & Bangerter, A. (2015). Social representations of infectious diseases. In: G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner (Eds.). The Cambridge Handbook of social representations. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 385–396. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323650.031
  2. Nikolaeva, V.V. (1995). Personality in the situation of chronic somatic illness. In: E.T. Sokolova & V.V. Nikolaeva (eds.). Particularities of personality in case of mental and somatic illnesses. Moscow: Argus. pp. 56–81. (In Russ.).
  3. Bovina, I.B. (2008). Social psychology of health and illness. Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
  4. Bovina, I.B., Dvoryanchikov, N.V., Melnikova, D.V., Lavreshkin, N.V. & Budykin, S.V. (2023). Body: Social-Representational Regard. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 13(1), 191–206. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130114 (In Russ.).
  5. Ouroumidou, V.G. (2023). New words in Greek and Russian during the COVID-19 pandemic. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(1), 123–134. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-1-123-134 (In Russ.).
  6. Radbil, T.B. (2020). “Samoizolyatsiya” (“self-isolation”) as the newest Russian cultural concept: Cognitive-discursive aspect. Communication Studies (Russia), 7(4), 759–774. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).759-774 (In Russ.).
  7. Tajfel, H. (1972). La catégorisation sociale. In: S. Moscovici (Ed.) Introduction à la psychologie sociale. Paris: Larousse. pp. 272–302.
  8. Moscovici, S. (1973). Foreword. In: C. Herzlich (Ed.). Health and Illness. A social psychological analysis. London: Academic Press. pp. ix—xiv.
  9. Haslam, C., Jetten, J., Cruwys, T., Dingle, G. & Haslam, S.A. (2018). The new Psychology of Health: Unlocking the social cure. London: Routledge. https://doi.org/.4324/9781315648569
  10. Haslam, S.A., Jetten, J., Postmes, T. & Haslam, C. (2009). Social identity, health and wellbeing: An emerging agenda for applied psychology. Applied Psychology: An International Review, 58(1), 1–23. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2008.00379.x
  11. Jetten, J., Reicher, S.D., Haslam, S.A. & Cruwys, T. (2020). Together apart: The psychology of COVID-19. Sage.
  12. Moscovici, S. (2000). The phenomenon of social representations. In: G. Duveen (Ed.). Social representations: explorations in social psychology. N.Y.: New York University Press. pp.18–77.
  13. Páez, D. & Pérez, J.A. (2020). Social representations of COVID-19 (Representaciones sociales del COVID-19). International Journal of Social Psychology, 35(3), 600–610. https://doi.org/10.1080/02134748.2020.1783852
  14. Eicher, V., Emery, V., Maridor, M., Gilles, I. & Bangerter, A. (2011). Social Representations in Psychology: A bibliometrical analysis. Papers on Social Representations, 20, 11.1–11.19.
  15. Herzlich, C. (1973). Health and illness: A social psychological analysis. London: Academic Press.
  16. Jodelet, D. (1991). Madness and social representations: Living with the mad in one French community. Berkeley: University of California Press.
  17. Moliner, P. & Guimelli, C. (2015). Les représentations sociales. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble. https://doi.org/10.3917/pug.guime.2015.01
  18. Breakwell, G.M. & Canter, D.V. (eds.). (1993). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press.
  19. Moliner, P. & Abric, J.C. (2015). Central Core Theory. In: G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner (Eds.). The Cambridge Handbook of social representations. Cambridge: Cambridge University Press. pp. 385–396. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323650.009
  20. Moscovici, S. (2001). Why a theory of social representations? In: K. Deaux & G. Philogène (Eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. Oxford: Blackwell Publishers. pp. 18–61.
  21. Dontsov, A.I., Zotova, O.Yu. & Tarasova, L.V. (2021). Social representations of COVID-19 at the beginning of the pandemic in Russia. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(2), 422–444. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-422-444 (In Russ.).
  22. De Rosa, A.S. & Mannarini, T. (2020). The “Invisible Other”: Social Representations of COVID-19 Pandemic in Media and Institutional. Papers on Social Representations, 29(2), 5.1–5.35.
  23. Fasanelli, R., Piscitelli, A. & Galli, I. (2020). Social representations of Covid-19 in the framework of risk psychology. Papers on Social Representations, 29(2), 8.1–8.36
  24. Lin, Y., Hu, Zh,, Alias, H. & Wong, L.P. (2020). Knowledge, attitudes, impact, and anxiety regarding COVID-19 infection among the public in China. Frontiers in Public Health, 8, Article 236. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.00236
  25. Martín-Aragón-Gelabert, M. & Terol-Cantero, M.-C. (2020). Post-COVID-19 psychosocial intervention in healthcare professionals (Intervención psicosocial postCOVID-19 en personal sanitario). International Journal of Social Psychology, 35(3), 664–669. https://doi.org/10.108 0/02134748.2020.1783854
  26. Nerlich, B. & Jaspal, R. (2021). Social representations of ‘social distancing’ in response to COVID-19 in the UK media. Current Sociology, 69(4), 566–583. https://doi. org/10.1177/0011392121990030
  27. Pizarro, J., Cakal, H., Méndez, L., Da Costa, S., Zumeta, L.N., Gracia-Leiva, M., Basabe, N., Navarro-Carrillo, G., Cazan, A.-M., Keshavarzi, S., López-López, W., Yahiiaiev, I., Alzugaray-Ponce, C., Villagrán, L., Moyano-Díaz, E., Petrović, N., Mathias, A., Techio, E.M., Wlodarczyk, A., … & Cavalli, S. (2020). Tell me what you are like and I will tell you what you believe in: Social representations of COVID-19 in the Americas, Europe and Asia. Papers on Social Representations, 29(2), 2.1–2.38.
  28. Rateau, P., Tavani, J.-L. & Delouvée, S. (2021). Social representations of the coronavirus and causal perception of its origin: The role of reasons for fear. Health, 22, 1–20. https:// doi. org/10.1177/13634593211005172
  29. Rosati, G., Domenech, L., Chazarreta, A. & Maguire, T. (2020). Capturing and analyzing social representations. A first application of Natural Language Processing techniques to reader’s comments in COVID-19 news. In: Proceedings of VI Simposio Argentino de Ciencia de Datos y GRANdes DAtos (AGRANDA 2020) — JAIIO 49 (Modalidad virtual). Argentina: SocArXhivePapers. рр. 11–19. https://doi.org/10.31235/osf.io/3pcdu
  30. Souza, L.G.S., O’Dwyer, E., Coutinho, S.M. dos S., Chaudhuri, S., Rocha, L.L. & Souza, L.P. de. (2021). Social representations and ideology: Theories of common sense about COVID-19 among middle-class Brazilians and their ideological implications. Journal of Social and Political Psychology, 9(1), 105–122. https://doi.org/10.5964/jspp.6069
  31. Bertrand, V. (2022). Représentations sociales du confinement de mars 2020 lors de la pandémie liée à la COVID-19 chez une population d’étudiants et d’enseignants. Étude exploratoire comparative. Revue CONFLUENCE: Sciences & Humanités, 1, 109–125.
  32. Melou, F. & Gilbert, M. (2022). Confinement: construction d’une nouvelle représentation sociale chez les étudiants et les salariés. Psychologie Française, 67(4), 357–386. https://doi. org/10.1016/j.psfr.2022.09.002
  33. Moliner, P. (2001). Une approche chronologique des représentations sociales. In: P. Moliner (Ed.). La dynamique des représentations sociales. Grenoble: Presses universitaires de Grenoble. pp. 244–268.
  34. Abric, J.-C. (2003). La recherche du noyau central et de la zone muette des représentations sociales. In: J.-C.Abric (Ed.). Méthodes d’étude des représentations sociales. Ramonville Saint-Agne: Erès. pp. 59–80. https://doi.org/10.3917/puf.jodel.2003.01.0203
  35. Bovina, I.B., Sachkova, M.E., Dvoryanchikov, N.V., Novikova, I.A., Berezina, E.B. & Novikov, A.L. (2023). COVID-19 seen by students: An exploratory study. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society, 14(2), 85–102. https://doi.org/10.17759/sps.2023140206 (In Russ.).
  36. Novikova, I.A., Berezina, E.B., Sachkova, M.E., Dvoryanchikov, N.V., Novikov, A.L. & Bovina, I.B. (2024). To be scared or not to be scared: Social representations of COVID-19 in young people (A cross-cultural study). Social Sciences, 13, Article 62. https://doi.org/10.3390/socsci13010062
  37. Galand, C. & Salès-Wuillemin, E. (2009). La représentation des drogues chez les étudiants en psychologie: effets des pratiques de consommation et influence de l’entourage. Les cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 84, 125–152. https://doi.org/10.3917/cips.084.0125
  38. Moliner, P. & Lo Monaco, G. (2017). Méthodes d’association verbale pour les sciences humaines et sociales. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble.
  39. Flament, С. & Rouquette, M.-L. (2003). Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin.
  40. Bychkova, P.A. (2023). Russian and international studies on students’ attitudes to digital educational technologies before and during the COVID-19 pandemic. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 33(2), 184–192. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2023-33-2-184-192 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».