Визуальные метафоры в педагогическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Визуальная метафора представляет собой образ, который позволяет передать ускользающий при вербальной репрезентации смысл, а также усилить воздействующий эффект сообщения, вследствие чего занимает особое место в педагогическом дискурсе. Объяснение неизвестных понятий и феноменов посредством обращения к сформированным единицам знания, представленным образно, является необходимым этапом познания действительности. Визуальная метафоризация сложно организованных совокупностей объектов и явлений окружающего мира облегчает их восприятие, тем самым репрезентируя их сущность в наглядной и доступной форме. Основой визуальной метафоры является метафорическое сопоставление нескольких зрительных образов, порождающее новый тип содержания. Вместе с тем визуальные метафоры, используемые педагогом в целях пояснения транслируемой учебной информации, практически не исследованы. Данное положение обусловливает актуальность проводимого исследования. Цель исследования - изучить специфику визуальной метафоризации в педагогическом дискурсе. В рамках учебного процесса визуальные метафоры воплощаются в виде ментальных карт, мудбордов, сингулярных метафорических образов, эксплицирующих абстрактную идею в системе образов, сложившихся в ходе освоения учебных программ и личного субъективного опыта. Установлено, что использование названных способов визуализации теоретического материала, построенных на основе заданной визуальной метафоры, способствуют структурированию и запоминанию учебной информации, развитию творческого и познавательного потенциала. Визуальная метафора выступает вектором анализа проблемной ситуации: творческий процесс интерпретации визуального изображения приводит к выявлению логической взаимосвязи между образами, вскрытию природы изучаемого объекта или явления, а также формированию креативного мышления обучающихся.

Об авторах

Нина Леонидовна Чулкина

Российский университет дружбы народов

Email: chulkina-nl@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6758-4683
SPIN-код: 8034-9263
Scopus Author ID: 57203533337
ResearcherId: AAB-9438- 2021

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Виктория Вячеславовна Макашова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: makashova_vv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4265-0613
SPIN-код: 7378-6694
ResearcherId: JZD-5633-2024

кандидат филологических наук, старший педагог дополнительного образования кафедры русского языка и лингвокультурологии

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Kennedy, J.M. (1982). Metaphor in pictures. Perception, 11, 589–605.
  2. Carroll, N.E. (1996). A note on Film Metaphor. Journal of Pragmatics, 26(6), 809–822.
  3. Caroll, N.E. (2001). Beyond Aesthetics. Cambridge: Cambridge University Press.
  4. Nørgaard, N., Busse, B. & Montoro, R. (2010). Key Terms in Stylistics. London—New york: Continuum.
  5. Bolshakova, L.S. (2011). The cognitive mechanism of creating a visual metaphor (based on the material of English-language music videos). Modern problems of science and education, 2, 119. (In Russ.).
  6. Arutyunova, N.D. (1990). Metaphor and discourse. Theory of metaphor. Moscow. (In Russ.).
  7. Petrenko, V.F. & Korotchenko, E.A. (2008). Figurative sphere in life and literature. Visual analogs of literary tropes. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 4, 19–40. (In Russ.).
  8. Budaev, E.V. & Chudinov, A.P. (2007). Metaphor in pedagogical discourse: modern foreign studies. Political linguistics, 1, 69–75. (In Russ.).
  9. Kabachenko, E.G. (2009). Concepts “teacher” and “pupil” in the minds of present-day teachers (figurative component). Lingvokulturologiia, 3, 83–91. (In Russ.).
  10. Kondratieva, O.N. (2013). Metaphorical modeling in pedagogical discourse. Pedagogical education in Russia, 1, 116–121. (In Russ.).
  11. Melnikova, N.V. (2007). Metaphorical models in the field of interpersonal pedagogical relations. Humane, Social and Economic Sciences, 2, 158–162. (In Russ.).
  12. Pustovalova, V.V. (2016). Metaphor in pedagogy: an excursion and prospects. Bulletin of TSPU, 12(177), 169–175. (In Russ.).
  13. Chaynikova, N.yu. (2014). Metaphorical modeling of the conceptosphere “education” in the French pedagogical discourse Zh.-Zh. Russo. Philological sciences. Questions of theory and practice, 6(36), 209–213. (In Russ.).
  14. Valkman, yu.R. & Kniga, yu.N. (2002). Analysis of the concept of “graphic image” // Computational linguistics and intellectual technologies. Proceedings of the international seminar “Dialogue 2002”. URL: https://www.dialog-21.ru/digest/2002/articles/valkman/ (accessed: 15.06.2022). (In Russ.).
  15. Pligin, A.A. (2005). Didactic metaphor as a way of transmitting cognitive strategy // Development of cognitive strategies of schoolchildren: theoretical foundations and practice. Moscow: Department of Education of the Southern District of Moscow. (In Russ.).
  16. Solovyov, R.B. (2014). The potential of didactic metaphor in working with gifted children. “Gifted child”, 5, 91–101. (In Russ.).
  17. Tsanenko, L.V., Tsanenko, N.A. (2022). Visual metaphor as a learning technology (image base). Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. (In Russ.).
  18. Kuznetsova, N.V. (2016). The use of mental maps in educational activities. Pedagogical and information technologies in education, 15, 5. (In Russ.).
  19. Ryazantsev, A.V. (2018). Intelligence maps (mindmap). Graphical solution of business problems. Moscow: Omega-L. (In Russ.).
  20. Alekseev, A.G. (2019). Influence of pre-project moodboard analysis on the formation of analytical thinking of a future specialist in the field of design. Bulletin of KemGUKI, 46, 231–237. (In Russ.).
  21. Karasik, V.I. (2017). A communicative approach to pedagogical discourse studies. Russian Language Abroad, 5(264), 4–8. (In Russ.).
  22. Karasik, V.I. (2023). Linguistic and cultural characteristics of pedagogical discourse. Vestnik Moscow city pedagogical university. Series. Philology. Theory of linguistics. Linguistic education, 2(50), 118–129. (In Russ.).
  23. Karasik, V.I. (2019). Language Spiral: Values, Signs, Motives: monograph. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
  24. Zhukov, D.S. & Lyamin, S.K. (2012). Visualized metaphors in the process of teaching historical and social science courses. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 1(19), 76–84. (In Russ.).
  25. Kuzmenko, A.A. & Shutilov, F.V. (2016). Information technologies mind map in support of managerial decision-making. Production management: theory, methodology, practice, 6, 130–134. (In Russ.).
  26. Kulikova, V.V. (2021). Mental map as a teaching method. Karelian Scientific Journal, 10 (1(34)), 29–32. (In Russ.).
  27. Buzen, T. (2018). The Mind Map Book: Unlock your creativity, boost your memory, change your life, P.A. Samsonov (Transl.). Moscow: Potpourri. (In Russ.).
  28. Buzen, T. (2019). Mind Map Mastery. The Complete Guide to Learning and Using the Most Powerful Thinking Tool, yu. Konstantinova (Transl.). Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.).
  29. Boley, D.A. (2008). Use of premade mind maps to enhance simulation learning. Journal of Nurse Educator, 33(5), 220–223.
  30. Zubkova, L.G. (2016). Language Theory in its Development: from Naturocentrism to Logocentrism through Synthesis to Linguocentrism and to a New Synthesis. Moscow: yASK. (In Russ.).
  31. yaroslavtseva, E.L. & Levtin, K.E. (2012). Intellectual approach to the formation of digital collages based on photo and video materials. Bulletin of the M.F. Reshetnev Siberian State Aerospace University, 3(43), 102–107. (In Russ.).
  32. Kuleshova, A.A., Demidova, yu.D. (2017). Computer modeling of graphic models. New research in engineering and technology development, 2, 57–60. (In Russ.).
  33. Amirova, T.A., Olkhovikov, B.A. & Rozhdestvensky, yu.V. (2008). History of linguistics. Moscow: Academy. (In Russ.).
  34. Kuzmich, V.V. (2022). Visual metaphor as a tool to simplify the content of the taught educational material., In: Innovations and modern technologies in industrial design and packaging: materials of the 75th Scientific and Technical Conference of the faculty, researchers, doctoral students and postgraduates of BNTU (April 26, 2022). Minsk: Belarusian National Technical University publ. pp. 4–5. (In Russ.).
  35. Vovou, E. (2022). The cultural environment of metaphors: A study of German as a Second. Foreign Language Training, Language and Culture, 6(2), 68–75. https://doi. org/10.22363/2521-442X-2022-6-2-68-75
  36. Murashova, E.P. (2021). The role of the cognitive metaphor in the hybridisation of marketing and political discourses: An analysis of English-language political advertising. Training, Language and Culture, 5(2), 22–36. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-2-22-36

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».