Визуальные метафоры в педагогическом дискурсе
- Авторы: Чулкина Н.Л.1, Макашова В.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 1 (2024)
- Страницы: 211-231
- Раздел: ДИСКУРСИВНЫЕ И КОРПУСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323649
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-211-231
- EDN: https://elibrary.ru/FIFDUI
- ID: 323649
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Визуальная метафора представляет собой образ, который позволяет передать ускользающий при вербальной репрезентации смысл, а также усилить воздействующий эффект сообщения, вследствие чего занимает особое место в педагогическом дискурсе. Объяснение неизвестных понятий и феноменов посредством обращения к сформированным единицам знания, представленным образно, является необходимым этапом познания действительности. Визуальная метафоризация сложно организованных совокупностей объектов и явлений окружающего мира облегчает их восприятие, тем самым репрезентируя их сущность в наглядной и доступной форме. Основой визуальной метафоры является метафорическое сопоставление нескольких зрительных образов, порождающее новый тип содержания. Вместе с тем визуальные метафоры, используемые педагогом в целях пояснения транслируемой учебной информации, практически не исследованы. Данное положение обусловливает актуальность проводимого исследования. Цель исследования - изучить специфику визуальной метафоризации в педагогическом дискурсе. В рамках учебного процесса визуальные метафоры воплощаются в виде ментальных карт, мудбордов, сингулярных метафорических образов, эксплицирующих абстрактную идею в системе образов, сложившихся в ходе освоения учебных программ и личного субъективного опыта. Установлено, что использование названных способов визуализации теоретического материала, построенных на основе заданной визуальной метафоры, способствуют структурированию и запоминанию учебной информации, развитию творческого и познавательного потенциала. Визуальная метафора выступает вектором анализа проблемной ситуации: творческий процесс интерпретации визуального изображения приводит к выявлению логической взаимосвязи между образами, вскрытию природы изучаемого объекта или явления, а также формированию креативного мышления обучающихся.
Об авторах
Нина Леонидовна Чулкина
Российский университет дружбы народов
Email: chulkina-nl@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6758-4683
SPIN-код: 8034-9263
Scopus Author ID: 57203533337
ResearcherId: AAB-9438- 2021
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Виктория Вячеславовна Макашова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: makashova_vv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4265-0613
SPIN-код: 7378-6694
ResearcherId: JZD-5633-2024
кандидат филологических наук, старший педагог дополнительного образования кафедры русского языка и лингвокультурологии
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Kennedy, J.M. (1982). Metaphor in pictures. Perception, 11, 589–605.
- Carroll, N.E. (1996). A note on Film Metaphor. Journal of Pragmatics, 26(6), 809–822.
- Caroll, N.E. (2001). Beyond Aesthetics. Cambridge: Cambridge University Press.
- Nørgaard, N., Busse, B. & Montoro, R. (2010). Key Terms in Stylistics. London—New york: Continuum.
- Bolshakova, L.S. (2011). The cognitive mechanism of creating a visual metaphor (based on the material of English-language music videos). Modern problems of science and education, 2, 119. (In Russ.).
- Arutyunova, N.D. (1990). Metaphor and discourse. Theory of metaphor. Moscow. (In Russ.).
- Petrenko, V.F. & Korotchenko, E.A. (2008). Figurative sphere in life and literature. Visual analogs of literary tropes. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 4, 19–40. (In Russ.).
- Budaev, E.V. & Chudinov, A.P. (2007). Metaphor in pedagogical discourse: modern foreign studies. Political linguistics, 1, 69–75. (In Russ.).
- Kabachenko, E.G. (2009). Concepts “teacher” and “pupil” in the minds of present-day teachers (figurative component). Lingvokulturologiia, 3, 83–91. (In Russ.).
- Kondratieva, O.N. (2013). Metaphorical modeling in pedagogical discourse. Pedagogical education in Russia, 1, 116–121. (In Russ.).
- Melnikova, N.V. (2007). Metaphorical models in the field of interpersonal pedagogical relations. Humane, Social and Economic Sciences, 2, 158–162. (In Russ.).
- Pustovalova, V.V. (2016). Metaphor in pedagogy: an excursion and prospects. Bulletin of TSPU, 12(177), 169–175. (In Russ.).
- Chaynikova, N.yu. (2014). Metaphorical modeling of the conceptosphere “education” in the French pedagogical discourse Zh.-Zh. Russo. Philological sciences. Questions of theory and practice, 6(36), 209–213. (In Russ.).
- Valkman, yu.R. & Kniga, yu.N. (2002). Analysis of the concept of “graphic image” // Computational linguistics and intellectual technologies. Proceedings of the international seminar “Dialogue 2002”. URL: https://www.dialog-21.ru/digest/2002/articles/valkman/ (accessed: 15.06.2022). (In Russ.).
- Pligin, A.A. (2005). Didactic metaphor as a way of transmitting cognitive strategy // Development of cognitive strategies of schoolchildren: theoretical foundations and practice. Moscow: Department of Education of the Southern District of Moscow. (In Russ.).
- Solovyov, R.B. (2014). The potential of didactic metaphor in working with gifted children. “Gifted child”, 5, 91–101. (In Russ.).
- Tsanenko, L.V., Tsanenko, N.A. (2022). Visual metaphor as a learning technology (image base). Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. (In Russ.).
- Kuznetsova, N.V. (2016). The use of mental maps in educational activities. Pedagogical and information technologies in education, 15, 5. (In Russ.).
- Ryazantsev, A.V. (2018). Intelligence maps (mindmap). Graphical solution of business problems. Moscow: Omega-L. (In Russ.).
- Alekseev, A.G. (2019). Influence of pre-project moodboard analysis on the formation of analytical thinking of a future specialist in the field of design. Bulletin of KemGUKI, 46, 231–237. (In Russ.).
- Karasik, V.I. (2017). A communicative approach to pedagogical discourse studies. Russian Language Abroad, 5(264), 4–8. (In Russ.).
- Karasik, V.I. (2023). Linguistic and cultural characteristics of pedagogical discourse. Vestnik Moscow city pedagogical university. Series. Philology. Theory of linguistics. Linguistic education, 2(50), 118–129. (In Russ.).
- Karasik, V.I. (2019). Language Spiral: Values, Signs, Motives: monograph. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
- Zhukov, D.S. & Lyamin, S.K. (2012). Visualized metaphors in the process of teaching historical and social science courses. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 1(19), 76–84. (In Russ.).
- Kuzmenko, A.A. & Shutilov, F.V. (2016). Information technologies mind map in support of managerial decision-making. Production management: theory, methodology, practice, 6, 130–134. (In Russ.).
- Kulikova, V.V. (2021). Mental map as a teaching method. Karelian Scientific Journal, 10 (1(34)), 29–32. (In Russ.).
- Buzen, T. (2018). The Mind Map Book: Unlock your creativity, boost your memory, change your life, P.A. Samsonov (Transl.). Moscow: Potpourri. (In Russ.).
- Buzen, T. (2019). Mind Map Mastery. The Complete Guide to Learning and Using the Most Powerful Thinking Tool, yu. Konstantinova (Transl.). Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.).
- Boley, D.A. (2008). Use of premade mind maps to enhance simulation learning. Journal of Nurse Educator, 33(5), 220–223.
- Zubkova, L.G. (2016). Language Theory in its Development: from Naturocentrism to Logocentrism through Synthesis to Linguocentrism and to a New Synthesis. Moscow: yASK. (In Russ.).
- yaroslavtseva, E.L. & Levtin, K.E. (2012). Intellectual approach to the formation of digital collages based on photo and video materials. Bulletin of the M.F. Reshetnev Siberian State Aerospace University, 3(43), 102–107. (In Russ.).
- Kuleshova, A.A., Demidova, yu.D. (2017). Computer modeling of graphic models. New research in engineering and technology development, 2, 57–60. (In Russ.).
- Amirova, T.A., Olkhovikov, B.A. & Rozhdestvensky, yu.V. (2008). History of linguistics. Moscow: Academy. (In Russ.).
- Kuzmich, V.V. (2022). Visual metaphor as a tool to simplify the content of the taught educational material., In: Innovations and modern technologies in industrial design and packaging: materials of the 75th Scientific and Technical Conference of the faculty, researchers, doctoral students and postgraduates of BNTU (April 26, 2022). Minsk: Belarusian National Technical University publ. pp. 4–5. (In Russ.).
- Vovou, E. (2022). The cultural environment of metaphors: A study of German as a Second. Foreign Language Training, Language and Culture, 6(2), 68–75. https://doi. org/10.22363/2521-442X-2022-6-2-68-75
- Murashova, E.P. (2021). The role of the cognitive metaphor in the hybridisation of marketing and political discourses: An analysis of English-language political advertising. Training, Language and Culture, 5(2), 22–36. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-2-22-36
Дополнительные файлы
