Фразеологизмы с оценочным компонентом в публичной речи современных политиков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях современных реалий наблюдается интерес лингвистов к изучению политического текста. Передавая массивы информации миллионам людей, можно оказывать существенное влияние не только на общественное мнение, но и влиять на быт, отношения между индивидами, формировать линию поведения общества. Фразеологизмы, функционирующие в политической коммуникации, способны выразить мысль наиболее ярко, нести в себе оценочное значение, а также оказывать манипулятивное воздействие на адресата. Актуальность исследования обусловлена относительно слабой изученностью фразеологии как компонента политического дискурсивно-коммуникативного пространства на сопоставительном материале выступлений российских и казахстанских политиков. Цель данного исследования заключается в изучении фразеологических единиц в публичной речи политиков двух стран, в структуре которых присутствует оценочный компонент. В исследовании используется прием сплошной выборки, контент-анализ, а также описательно-аналитический метод. Результатом исследования является анализ отличительных особенностей, сопоставление применения политической фразеологии в политическом пространстве России и Казахстана. При этом необходимо отметить, что единая классификация оценочных фразеологизмов в политическом дискурсе все еще не сформирована. Авторами статьи была отмечена закономерность выделения фразеологических единиц на отрицательные и положительные, а политическая фразеология чаще всего предоставляется в виде оппозиции хороший - плохой // свой - чужой . Особое внимание уделено анализу пословиц и поговорок в политической речи. Отмечена тенденция к образованию оппозиции свой - чужой в политической речи на жесткой аксиологической основе, которая связана с противопоставлением хороший - плохой. В ходе исследования нами было отмечено, что казахстанские политики реже обращаются к категоричной оценке чужих, а также не используют в качестве оппонентов конкретных субъектов политической деятельности. Описание приемов трансформации фразеологических единиц на материале публичных выступлений дает возможность адресанту сформулировать точку зрения к какому-либо субъекту или явлению, оценить его либо придать ему новую стилистическую окраску.

Об авторах

Жаныл Ныгизбаевна Жунусова

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Email: zhanyl_n@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0694-470X
SPIN-код: 4991-8023
Scopus Author ID: 57209318260

доктор филологических наук, профессор кафедры прикладной и теоретической лингвистики

010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Сатпаева, 2

Алия Нурлановна Нугуманова

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Автор, ответственный за переписку.
Email: aliya-mj@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0006-9943
SPIN-код: 5284-8125

докторант кафедры прикладной и теоретической лингвистики

010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Сатпаева, 2

Яна Александровна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: yana.a.volkova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1456-5881
SPIN-код: 8483-9527

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Akhatova, B.A. (2006). Political discourse and lingustic consciousness. Almaty: Economics. (In Russ.).
  2. Mokienko, V.M., Birikh, A.K. & Stepanova, L.I. (2005). Russian phraseology: historical and etymological dictionary: about 6,000 phraseological units. Moscow: Astrel. (In Russ.).
  3. Telia, V.N. (1996). Russian phraseology. Semantic, pragmatic and linguocultural aspects. Moscow. (In Russ.).
  4. Zubareva, N. & Siddikova, I. (2021). Cognitive & Pragmatic Approach to the Phraseological Intensifiers of Political Discourse. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 13(1), 1–12.
  5. Karasik, V.I. (2004). Linguistic Circle: Personality, Concepts, Discourse. Moscow: GNOSIS. (In Russ.).
  6. Sinclair, J.M. (2004). Trust the Text: Language, Corpus and Discourse. London: Routledge.
  7. Short, M., & Semino, E. (2008). Evaluation and Stylistic Analysis. In: Van Peer W. (Ed.), The Quality of Literature: Linguistic Studies in Literary Evaluation. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co. pp. 117–138.
  8. Fraser, B. (1996). Pragmatic Markers. Pragmatics, 6(2), 167–190.
  9. Mulligan, K. (1998). From Appropriate Emotions to Values. The Monist, 81(1), 161–188.
  10. Malrieu, J.P. (1999). Evaluative Semantics. Cognition, Language, and Ideology. London, New york: Routledge.
  11. Lavrov, N.I. (1983). Actual problems of Russian phraseology. Leningrad. pp. 108–112. (In Russ.).
  12. Kunin, A.V. (1984). Big English-Russian phraseological dictionary. Moscow: Russian Language. (In Russ.).
  13. Van Dijk, T.A. (1997). What is Political Discourse Analysis? Belgian Journal of Linguistics, 11(1), 11–52.
  14. Seyranyan, M.yu. (2012). Opposition “own-strange” as a conflictogen in political discourse. Prepodavatel XXI vek, 2, 306–310. (In Russ.).
  15. Osheeva, yu.V. (2004). Political vocabulary and phraseology of the Russian language: 1985– 2000. Ufa. (In Russ.).
  16. Mikhaleva, O.L. (2009). Political discourse. Specificity of manipulative influence. Moscow: Librokom. (In Russ.).
  17. Moody, S., & Eslami, Z.R. (2020). Political discourse, code-switching, and ideology. Russian Journal of Linguistics, 24(2), 325–343. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-325343 (In Russ.).
  18. Arkhanhelska, A.M. (2022). The transformational paradigm of a phraseological unit in Russian speech within the space of predictability and unpredictability. Russian Language Studies, 20(2), 133–152. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-2-133-152 (In Russ.).
  19. Dobrova, M.S. (2022). Phraseological units functions implementation in the discursive space of the Russian-speaking Internet. Russian Language Studies, 20(2), 233–246. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-2-233-246 (In Russ.).
  20. Leontyeva, T.V. & Shchetinina, A.V. (2022). New Russian socio-political phraseology: development trends. Russian Language Studies, 20(2), 186–202. https://doi.org/10.22363/26188163-2022-20-2-186-202 (In Russ.).
  21. Mokienko, V.M. (2022). Image of the enemy in Russian phraseology and paremiology. Russian Language Studies, 20(2), 203–216. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-2-203-216 (In Russ.).
  22. Novospasskaya, N.V. & Lazareva, O.V. (2021). Linguistic Dominants of Grammar and Lexis. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(3), 537–546. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-3-537-546 (In Russ.).
  23. Abakumova, O.B. (2018). Evaluation and ways of its expression (based on Russian and English proverbs of truth). Uchenye Zapiski Orlovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye i Sotsial’nye Nauki, 3, 59–63. (In Russ.).
  24. Sheygal, E.I. (2004). Categorization of the world of politics in the genres of political aphorism. In: Cultural layers in phraseological units and discursive practices. Moscow. pp. 271–279. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».