ФОССИЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Фоссилизация была впервые определена в 1972 году как неудача или окончательная остановка в освоении иностранного языка взрослыми обучающимися, которая не соответствует компетенции носителей языка. Она представляет собой заключительный этап в речевом развитии индивида и характеризует большинство попыток изучить иностранный язык в зрелом возрасте. За 40 лет с момента возникновения термина «фоссилизация» в освоении иностранного языка взрослыми получила широкое признание в научных кругах как подлинно существующее явление. Теперь она рассматривается в качестве феномена постоянного и устойчивого к коррекции как посредством целенаправленного обучения, так и под влиянием аккультурации. Однако до сих пор не выработано общепризнанного определения или объяснения механизма фоссилизации. В статье предпринята попытка рассмотреть фоссилизацию и ее возможный исход в коммуникативной практике взрослых обучающихся с экстралингвистической точки зрения, опираясь на языкознание и теорию и практику преподавания языков, с одной стороны, и философией коммуникации - с другой. Применяется концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса: в работе демонстрируется, как совершенствование навыков ораторского искусства и письменной речи обеспечивает коммуниканту более значимую роль в диалоге, что представляется достаточным основанием для того, чтобы стремиться преодолеть фоссилизацию. С точки зрения теории речевых актов в статье предпринята попытка проследить механизм фоссилизации при переходе из внутреннего пространства индивидуального сознания и интенции (иллокуции) во внешнее пространство перлокуции, когда локутивное искажение речи не влияет на намерения говорящего и он не получает реакции о сделанной ошибке. Рассматриваются некоторые факторы, препятствующие эффективности подобной коррекции, а также ряд стратегий, применяемых обучающимися в коммуникативном процессе.

Об авторах

Жанна Евгеньевна Вавилова

Казанский государственный энергетический университет

Email: zhannavavilova@mail.ru
старший преподаватель кафедры философии и медиакоммуникаций Казанского государственного энергетического университета Ул. Красносельская, 51, Казань, Республика Татарстан, РФ, 420034

Джон Тейлор Бродбент

Центр языковой подготовки «PEAR Academy»

Email: johntaylorbrdbnt@hotmail.com
консультант центра языковой подготовки «PEAR Academy» Австралия, Аделаида, Уровень 2/127 Rundle Mall, SA5000

Список литературы

  1. Selinker, L. (1972). Interlanguage. International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 10 (2), 209-232.
  2. Han, Z.-H., & Odlin, T. (2005). Studies of fossilization in second language acquisition. Multilingual Matters.
  3. Trillo, J.R. (2009). Discourse markers. In J.L. Mey (Ed.) Concise Encyclopedia of Pragmatics (pp. 191-194). Elsevier.
  4. Habermas, J. (2015). The Philosophical Discourse of Modernity. Twelve Lectures. Translated by Frederick Lawrence. John Wiley & Sons.
  5. Hymes, D. (1972). On communicative competence. In J.B. Pride, J. Holmes (Eds.) Sociolinguistics: Selected Readings. Harmondsworth: Penguin. pp. 269-293.
  6. Shapira, R.G. (1978). The Non-Learning of English: Case Study of an Adult. In E. Hatch (Ed.) Second Language Acquisition (pp. 246-255). Rowley, MA: Newbury House.
  7. Green, M. (2007). Speech Acts. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved April 14, 2018. URL: https://plato.stanford.edu/entries/speech-acts/.
  8. Wang, J. (2011). Impacts of Second Language Classroom Instruction on IL Fossilization. Journal of Cambridge Studies, 6 (1), 57-75.
  9. Bialystock, E. (1980). Oral communication strategies for lexical difficulties. In Interlanguage Studies Bulletin, 5 (1), 3-30.
  10. Broadbent, J.T., & Vavilova, Zh. (2015). Bilingual identity: issues of self-identification of bilinguals in Malaysia and Tatarstan. In 3L: Language, Linguistics and Literature. The Southeast Asian Journal of English Language Studies, 21 (3), 141-150.
  11. Galieva, A., Vavilova, Zh., & Gafarova, V. (2017). Developing Tatar Corpus-Based Dictionaries for Educational Purposes. In 11th International Technology, Education and Development Conference INTED-2017 Proceedings (pp. 9014-9022). Spain, Valencia: Inted.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».