Особенности овладения жанровым репертуаром устного дискурса у детей 4-6 лет с первичным недоразвитием речи и их сверстников с нормой развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уже первые голофразы, которые ребенок использует в коммуникации, знаменуют начало освоения устного дискурса. Многообразные типологии жанров укладываются в две группы: опирающиеся на внешние по отношению к тексту критерии (функционально-прагматические, социально-прагматические) и опирающиеся на определенные текстологические характеристики дискурса. Овладение устным дискурсом означает и освоение жанровых форм. У детей с первичным недоразвитием устной речи, как правило, отмечаются трудности и в порождении текстов дискурса. Закономерности овладения устным дискурсом у таких детей изучены еще слабо. Особенно мало таких данных о русскоговорящих детях. Целью настоящего исследования было изучение динамики овладения разными жанрами устного дискурса (нарративом, описанием, экспозиторным дискурсом и инструкцией) у детей дошкольного возраста с первичным недоразвитием речи сравнительно с их сверстниками с нормой развития. Для создания у испытуемых ситуации естественного общения и вызывания персонального дискурса была разработана экспериментальная авторская «Методика инсценировки разговора со сверстником». В исследовании участвовали 20 детей 4-5 лет с первичным тотальным недоразвитием речи и 12 сверстников с нормой развития речи. Все дети были исследованы трижды с интервалом 3-4 месяца. Каждый срез включал 3 встречи-сессии. Полученный корпус устных текстов персонального дискурса был транскрибирован, аннотирован и подвергнут лингвостатистическому дистрибутивному анализу пассажей дискурса разных жанров. Кроме того, нарративные тексты оценивались с точки зрения сформированности нарративной структуры текста. В результате статистического анализа были выявлены достоверные межгрупповые различия по показателям распределения нарративных и экспозиторных пассажей и по показателям сформированности структуры нарратива. Обнаружены особенности динамики жанровых характеристик дискурса, отличающие детей с первичным недоразвитием речи от детей с нормой развития.

Об авторах

Александр Николаевич Корнев

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k1949@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6406-1238
Scopus Author ID: 55570221000
ResearcherId: B-6504-2018

кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой логопатологии, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ

194100, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Ингрида Балчюниене

Университет Витовта Великого

Email: ingrimi@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8307-1108
Scopus Author ID: 25642358700
ResearcherId: L-9731-2013

PhD, доцент кафедры литовского языка

44248, Литва, г. Каунас, ул. К. Донелайчио, д. 58

Анастасия Андреевна Вишонкина

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: nvishonkina@mail.ru
ассистент кафедры логопатологии 194100, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Список литературы

  1. Halliday, M.A.K. (1975). Learning How to Mean - Explorations in the Development of Language. London: Edward Arnold Ltd.
  2. Zalevskaja, A.A. (1999). Introduction to Psycholinguistcs. Moscow: RGGU. (In Russ.).
  3. Kornev, A.N. & Balčiūnienė, I. (2022). Acquisition of discourse at 4-5 years of age: Functional dynamic analysis of the impact of genre and register on the Part-of-Speech Profile. Experimental Psychology (Russia), 15(1), 160-176. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2022150110 (In Russ.).
  4. Isenina, E.I. (1987). The early period of language acquisition: questions and hypotheses. Issues in Psychology, 2, 104-113. (In Russ.).
  5. Kazakovskaya, V.V. (2006). Question-answer Units in a Dialogue ‘Adult-child’. SaintPetersburg: Nauka. (In Russ.).
  6. Lisina, M.I. (1974). Child’s communication with an adult as a behavior. In: Communication and Impact on the Mental Development in the Preschoolers. Moscow. (In Russ.).
  7. Sonnenschein, S. & Whitehurst, G.J. (1984). Developing referential communication: A hierarchy of skills. Child Development, 55(5), 1936-1945. https://doi.org/10.2307/1129940
  8. Mar, R.A. (2004). The neuropsychology of narrative: Story comprehension, story production and their interrelation. Neuropsychologia, 42(10), 1414-1434.
  9. Ceytlin, S.N. (Ed.) (2000). Child Speech: The Early Stages. Saint-Petersburg: RGPU n.a. A.I. Gertsen publ. (In Russ.).
  10. Ceytlin, S.N. (2009). Papers on Derivation in Child Language. Moscow: Znak. (In Russ.).
  11. Voeykova, M.D. (2015). Acquisition of Nominatives: The Early Stages of Russian Nominative Morphology Acquisition. Moscow: Languages of Slavonic Culture. (In Russ.).
  12. Eliseeva, M.B. (2014). Development of the Individual System of Language. Moscow: Languages of Slavic Сultures. (In Russ.).
  13. Williams, J. & Rebuschat, P. (2022). Implicit learning and second language acquisition. In: The Routledge Handbook of Second Language Acquisition and Psycholinguistics. Evanston, IL: Routledge. рр. 281-293. https://doi.org/10.4324/9781003018872-27
  14. Ahufinger, N., Ferinu, L., Sanz-Torrent, M., Andreu, L. & Evans, J.L. (2022). Statistical word learning in Catalan-Spanish and English-speaking children with and without developmental language disorder. International Journal of Language & Communication Disorders, 57(1), 42-62. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12673
  15. Gillis, J.U., Gul, A., Fox, A., Parikh, A. & Arbel, Y. (2022). Artificial grammar learning in children with developmental language disorder. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 65(1), 292-302. https://doi.org/10.1044/2021_jslhr-21-00050
  16. Kornev, A.N. & Balčiūnienė, I. (2023). Impact of the genre of oral discourse on the distribution of lexical and grammatical errors in 6-year-olds with primary speech underdevelopment. Specialnoe obrazovanie = Special Education, 1(60), 90-103. https://doi.org/10.26170/19996993_2023_01_08 (In Russ.).
  17. Bliss, L.S. & McCabe, A. (2008). Personal narratives. Cultural differences and clinical implications. Topics in Language Disorders, 28(2), 162-177. https://doi.org/10.5149/9780807869581_weld.6
  18. Bakhtin, M.M. (1986). The aesthetics of verbal creativity. Moscow: Isskustvo. (In Russ.).
  19. Sedov, K.F. (2004). Discourse and personality. Moscow: Labirint. (In Russ.).
  20. Kibrik, A.A. (2009). Mode, genre, and other parameters for discourse classification. Voprosy Jazykoznanija, 2009, 2, 3-21. (In Russ.).
  21. Dementyev, V.V. (2010). The Theory of Speech Genres. Moscow: Znak. (In Russ.).
  22. Biber, D., Egbert, J., Kelle, D. & Wizner, S. (2021). Towards a taxonomy of conversational discourse types: An empirical corpus-based analysis. Journal of Pragmatics, 171, 20-35. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2020.09.018
  23. Longacre, R.E. (1996). The Grammar of Discourse. Berlin: Springer Science & Business Media. https://doi.org/10.1007/978-1-4899-0162-0
  24. Quasthoff, U., Heller, V. & Morek, M. (2017). On the sequential organization and genreorientation of discourse units in interaction: An analytic framework. Discourse Studies, 19(1), 84-110. https://doi.org/10.1177/1461445616683
  25. Applebee, A. (1978). The Child’s Concept of the Story: Ages two to Seventeen. Chicago: The Chicago University Press.
  26. Bliss, L.S. & McCabe, A. (2006). Comparison of discourse genres: Clinical implications. Contemporary Issues in Communication Science and Disorders, 33, 126-137. https://doi.org/10.1044/cicsd_33_f_126
  27. Grabe, W. (2002). Narrative and expository macro-genres. In: Genre in the Classroom: Multiple Perspectives. Abingdon: рр. 249-267. https://doi.org/10.4324/9781410604262-23
  28. Asgarabadi, Y.H., Rouhi, A. & Jafarigohar, M. (2015). Learners’ gender, reading comprehension, and reading strategies in descriptive and narrative macro-genres. Theory and Practice in Language Studies, 5(12), 2557-2564. https://doi.org/10.17507/tpls.0512.17
  29. Konjkov, V.I. & Neupokoeva, O.V. (2011). Functional Types of Speech. Moscow: Academia. (In Russ.).
  30. Nechaeva, O.A. (1974). Functional-Semantic Types of Speech: Description, Exposition, Narration. Ulan-Ude: Burjatskoe kn. izd-vo. (In Russ.).
  31. Rogova, K.A. (Ed.) (2017). Functional-Semantic Items of the Speech: Typology, Prior Models, and Principles for Extraction. Saint-Petersburg: Zlatoust. (In Russ.).
  32. Berman, R.A. & Nir-Sagiv, B. (2007). Comparing narrative and expository text construction across adolescence: A developmental paradox. Discourse Processes, 43(2), 79-120. https://doi.org/10.1080/01638530709336894
  33. Lundine, J.P. & McCauley, R.J. (2016). A tutorial on expository discourse: Structure, development, and disorders in children and adolescents. American Journal of SpeechLanguage Pathology, 25(3), 306-320. https://doi.org/10.1044/2016_ajslp-14-0130
  34. Lundine, J.P. (2020). Assessing expository discourse abilities across elementary, middle, and high school. Topics in Language Disorders, 40(2), 149-165. https://doi.org/10.1097/tld.0000000000000211
  35. Blum-Kulka, S., Hamo, M. & Habib, T. (2010). Explanations in naturally occurring peer talk: Conversational emergence and function, thematic scope, and contribution to the development of discursive skills. First Language, 30 (3-4), 440-460. https://doi.org/10.1177/0142723710370528
  36. Balčiūnienė, I. & Kornev, A.N. (2021). Discourse acquisition along with the early and preschool age. Pediatrician (St. Petersburg), 12(5), 85-95. https://doi.org/10.17816/PED12585-95 (In Russ.).
  37. Berman, R.A. & Katzenberger, I. (2004). Form and function in introducing narrative and expository texts: A developmental perspective. Discourse Processes, 38(1), 57-94. https://doi.org/10.1207/s15326950dp3801
  38. Szaflarski, J.P., Altaye, M., Rajagopal, A., Eaton, K., Meng, X., Plante, E. & Holland, S.K. (2012). A 10-year longitudinal fMRI study of narrative comprehension in children and adolescents. Neuroimage, 63(3), 1188-1195. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2012.08.049
  39. Nelson, K.E. & Khan, K.S. (2019). New frontiers in facilitating narrative skills in children and adolescents. Narrative, Literacy and Other Skills: Studies in Intervention, 1, 73-200. https://doi.org/10.1075/sin.25.09nel
  40. Gillam, R.B., Pena, E.D. & Miller, L. (1999). Dynamic assessment of narrative and expository discourse. Topics in Language Disorders, 20(1), 33-47. https://doi.org/10.1097/00011363-199911000-00005
  41. Eisenberg, S.L., Ukrainetz, T.A., Hsu, J.R., Kaderavek, J.N., Justice, L.M. & Gillam, R.B. (2008). Noun phrase elaboration in children’s spoken stories. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 39, 145-157. https://doi.org/10.1044/0161-1461 (2008/014)
  42. Zhinkin, N.I. (2005). Psychological characteristics of spontaneous speech. Foreign Languages at School, 4, 136-144. (In Russ.).
  43. Gorelov, I.N. (2003). Selected Papers in Psycholinguistics. Moscow: Labirint. (In Russ.).
  44. Bates, E., Thal, D., Finlay, B.L. & Clancy, B. (2002). Early language development and its neural correlates. In: Boller F., Segalowitz S.J., Rapin I. (eds.). Handbook of Neuropsychology. Amsterdam: Elsevier. pp. 109-176.
  45. Kornev, A.N. (2006). Handbook on Child Logopathology: Clinical and Psychological Perspectives. Saint-Petersburg: Rechj. (In Russ.). .
  46. Nelson, K. (1998). Language in Cognitive Development: The Emergence of the Mediated Mind. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781139174619
  47. Vygotsky, L.S. (2019). Thought and Language. Saint-Petersburg: Piter. (In Russ.). Выготский Л.С. Речь и мышление. СПб.: Питер, 2019.
  48. Felton, M. & Kuhn, D. (2001). The development of argumentative discourse skill. Discourse Processes, 32 (2-3), 135-153. https://doi.org/10.1207/s15326950dp3202&3
  49. Griffin, T.M., Hemphill, L., Camp, L. & Wolf, D.P. (2004). Oral discourse in the preschool years and later literacy skills. First Language, 24(2), 123-147. https://doi.org/10.1177/0142723704042369
  50. Yurieva, N.M. (2013). Oral narrative in child language (Materials of the experiment). Journal of Psycholinguistics, 18, 114-120. (In Russ.).
  51. Lemyaskina, N.A. (2012). Speech genres in language consciousness of younger pupils. Journal of Psycholinguistics, 16, 150-155. (In Russ.).
  52. Koshscheeva, O.V. (2012). Acquisition of Communicative Competence from the Perspective of Speech Genre [dissertation]. Saratov: SGU im. Chernyshevskogo publ. (In Russ.).
  53. Kornev, A.N. & Balčiūnienė, I. (2021). Development of genre variability of oral personal discourse in 4-6-year-old children: longitudinal study. Psycholinguistic Research in Verbal Behavior, 19, 60-71. (In Russ.).
  54. Dobrova, G.R. (2018). Different ways of Child Language Acquisition. Moscow: Languages of Slavonic Culture. (In Russ.).
  55. Kibrik, A.A. & Podlesskaya, V.I. (Eds.). (2009). Night Dream Stories: A Corpus Study of Spoken Russian Discourse. Moscow: Languages of Slavonic Culture. (In Russ.).
  56. Graesser, A.C. & Goodman, Sh.M. (1985). Implicit knowledge, question answering, and the representation of expository text. In: B.K. Britton, J.B. Black (eds.). Understanding Expository Text. A Theoretical and Practical Handbook for Analyzing Explanatory Text. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315099958-5
  57. Balčiūnienė, I. & Kornev, A.N. (2019). Spoken discourse in the 4-5-year ages: Piloting the new method for corpus data collecting. In: The 8th Interdisciplinary Seminar ‘Analysis of the Spoken Russian’ (AR3-2019). Saint-Petersburg: SPbGU publ. pp. 31-38. (In Russ.).
  58. Kornev, A.N., Balčiūnienė, I. & Nikolaeva, Yu.L. (2019). New methodology for oral discourse elicitation in 4-5-year-old children: Characteristics of personal discourse in the dialogue ‘child-doll’. Medicine: Theory and Practice, 4, 272-273. (In Russ.).
  59. Gribova, O.E. (2016). Formation of text comprehension competence in students with general speech underdevelopment (understanding factual information): stages and peculiarities. Special Education, 2, 15-25. (In Russ.).
  60. Glukhov, V.P. (2017). Methodology for Intervention of Connected Speech in Preschool Children with Developmental Language Disorder. Moscow: MGPU publ. (In Russ.).
  61. McCabe, A. & Rollins, P.R. (1994). Assessment of preschool narrative skills. American Journal of Speech-Language Pathology, 3, 45-56. https://doi.org/10.1044/1058-0360.0301.45
  62. Raven, J., Raven, J.K. & Court, J. (2007). Manual for Raven’s Progressive Matrices. Мoscow. (In Russ.).
  63. MacWhinney, B. (2000). The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates.
  64. Berman, R.A. & Slobin, D.I. (eds.) (1994). Relating Events in Narrative. A Crosslinguistic Developmental Study. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc.
  65. Bruner, J. (1985). Narrative and paradigmatic modes of thought. Teachers College Record, 86(6), 97-115. https://doi.org/10.1177/016146818508600606
  66. Balčiūnienė, I. & Kornev, A.N. (2023). Linguistic disfluencies in Russian speaking typically and atypically developing children: Individual variability in different contexts. Clinical Linguistics & Phonetics. https://doi.org/10.1080/02699206.2023.2176786
  67. Menard, J. & Wilson, A.M. (2014). Summer learning loss among elementary school children with reading disabilities. Exceptionality Education International, 23(1), 72-85. https://doi.org/10.5206/eei.v23i1.7705
  68. Jaekel, N., Jaekel, J., Fincher, E. & Brown, C.L. (2022). Summer regression - the impact of summer on English learners’ reading development. Frontiers in Education, 7, 817-284. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.817284

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».