Автоматическое выявление звуковых повторов в стихе: реализация силлабоцентрического подхода в программе Phonotext
- Авторы: Векшин Г.В.1, Герцев М.Н.2, Лоскот Я.Е.3
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Московский физико-технический институт
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2021): Лингвистические доминанты грамматики и словаря
- Страницы: 597-618
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ЛИНГВОСЕМИОТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323354
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-3-597-618
- ID: 323354
Цитировать
Аннотация
Статья представляет подходы к автоматическому выявлению звуковых повторов и измерению звуковой связности русского стихотворного текста на основе силлабоцентрической концепции звуковой организации стиха, выделяющей фоносиллабему как ее основную операциональную единицу, определяющей основные типы отношений между элементами повтора - эквифонию и метафонию - и позволяющей описывать текст в единстве его сегментно-звукового и ритмического строения. Рассматриваются лингвистические предпосылки, базовые алгоритмы и методики, положенные в основу компьютерной программы (веб-приложения) Phonotext, автоматически анализирующей и визуально формирующей картину звуковой композиции текста, с представлением ее квантитативных характеристик. Детально описываются операции, лежащие в основе программы, а также математические формулы, используемые для выявления структуры и числового измерения звуковых повторов в русской стихотворной речи. Обсуждаются результаты применения программы для сопоставительного изучения стиха и прозы, отдельных произведений и индивидуальных стилей русских поэтов. В частности, данные, полученные с использованием программы Phonotext, позволяют говорить о тенденции к синтагматической консолидации фоносиллабемы и гранулированию звуковой фактуры текста в индивидуальном стиле О. Мандельштама как свидетельстве его стремления к поэтической морфологизации элементов звукового повтора, а также использованию главенствующего звукового мотива как средства объединения сложного синтаксического и композиционного целого, в отличие от идиостиля В. Набокова, для которого характерна установка на дробление элементов повтора, с относительно хаотическим взаимодействием и растеканием созвучий по тексту и их невысокой активностью как средства синтагматического членения и объединения текста. Описываются перспективы разработки технологии Phonotext для выявления отношений сегментно-звукового и просодического параллелизма в речи (отношений эквиритмии и эквифонии, включая рифму), что обеспечит автоматическое представление целостной картины звуковой композиции текста во взаимодействии ее основных форм и ее дальнейшее функциональное описание.
Об авторах
Георгий Викторович Векшин
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: philologos@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор
ул. Университетская набережная, 7-9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034Михаил Николаевич Герцев
Московский физико-технический институт
Email: philologos@yandex.ru
кандидат физико-математических наук
Институтский пер., 9, Долгопрудный, Российская Федерация, 141701Ярослав Евгеньевич Лоскот
Московский политехнический университет
Email: philologos@yandex.ru
ул. Большая Семеновская, 38, Москва, Российская Федерация, 107023
Список литературы
- Plamondon, M.R. (2005). Computer-assisted Phonetic Analysis of English Poetry: a Preliminary Case Study of Browning and Tennyson. In: TEXT Technology, 14. Hamilton, Ontario: McMaster University. pp. 153—175.
- Baevsky, V.S., Samoilova, T.A. & Usachev, V.I. (2010). Computer program for the analysis of the statistical distribution of phonemes in Russian poetic texts. Izvestia of the Smolensk State University, 4(12), 127—135. (In Russ.).
- Hussein, H.D.G. (2010). Using Automated Rhyme Detection to Characterize Rhyming Style in Rap Music. Empirical Musicology Review, 5(4), 121—141.
- Addanki, K. & Wuscheme, D. (2013). Unsupervised Rhyme Scheme Identification in Hip Hop Lyrics Using Hidden Markov Models. In: A.-H. Dediu et al. (Eds.): SLSP 2013, LNAI 7978. pp. 39—50.
- Plecháč, P. & Říha, J. (2014). Measuring Euphony. In: G.V. Vekshin (ed.). Methodology and Practices of Russian Formalism. Moscow: Azbukovnik. pp. 194—199. (In Russ.).
- Mistecky, M., Cech, R. & Plecháč, P. (2019). In search of a euphony unit: a case study in Czech 1830s poetry. In: Slovo a slovesnost: A journal for the theory of language and language cultivation. Institute of the Czech Language, Czech Academy of Sciences. pp. 27—38.
- McCurdy, N., Lein, J., Coles, K. & Meyer, M. (2016). Poemage: Visualizing the Sonic Topology of a Poem. In: IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics (Proceedings of InfoVis 2015). pp. 439—448.
- Loskot, Ya.E. & Savitskaya, Ya.A. (2020). Towards the hevristics of electronic edition. Web service “Phonotext” as a simulator for the perception of a poem at the level of its sound composition. In: Book in the modern world: materials of the VIII All-Russian scientific conference, Zh.V. Gracheva (ed.). Voronezh: Nauka-Unipress. (In Russ.).
- Phonotext: web service [Electronic resource]. System for automatic detection and measurement of sound connectivity of text Phonotext. URL: http://www.syllabica.com/phonotext/ (accessed: 03.10.2021). (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2006). Essay on Text Phonostylistics: Sound Repetition in the Prospect of meaning formation. Moscow: MGUP. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (1987). The phonographic structure of Russian verse in the aspect of aesthetic expression [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (1989). To the problem of the super-segmental organization of verse: Lingvo-aesthetic aspect. Topics in the study of language, 6, 64—77. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2008). Metaphony in sound repetition (to the poetic morphology of the word). NLO, 90, 229—250. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2008). When do we start calculating? (To a discussion about the forms and functions of sound repetition and methods of studying it). NLO, 90, 268—277. (In Russ.)
- Vekshin, G.V. (2009). Metatonia (accent shift) in the system of phonostylistic methods of the text. In: Linguistics of creativity, T.A. Gridina (ed.). Ekaterinburg. pp. 194—215. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2010). Osip Brik’s views on sound repetition and phonosyllabics of a poetic text. In: Poetics and phonostylistics: Osip Brik in memoriam. Issue 1. Moscow: MGUP. pp. 129—152. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2012). Rhyme — internal rhyme — alliteration (syllabocentric view). In: Slavic verse. IX. Moscow: Manuscript monuments of Ancient Russia. pp. 152—164. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2014). Metathesis in children’s speech and the structure of sound repetition. In: Methodology and practice of Russian formalism: Osip Brik in memoriam. Issue II. Moscow: Azbukovnik. pp. 177—180. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2016). The sound form of the “Bronze Horseman” — according to N.A. Kozhevnikova and at the output of the Phonotext program. In: Language of fiction: traditional and modern research methods. Moscow: Azbukovnik. pp. 776—792. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. (2018). Phonosyllabeme as an Elementary Operational Unit of Language Faculty (Poetry, Child Speech, Word Play). In: Linguistics of Creativity, 4, T.A. Gridina (ed.). Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University. pp. 49—74. (In Russ.).
- Vekshin, G. & Barash, O. (2019). Some Characteristics of Sound Patterns in English Verse. In: Quantitative Approaches to Versification, Petr Plecháč, Barry P. Scherr et al. (eds.). Praha: Institute of Czech Literature of the Czech Academy of Sciences. pp. 11—22.
- Zinder, L.R. (1979). General phonetics. Moscow: Vysshaya Shkola. (In Russ.).
- Kodzasov, S.V. & Muravyova, I.A. (1980). The syllable and rhythm of the word in the Alyutor language. In: Actual problems of structural and applied linguistics. Moscow. pp. 5—15. (In Russ.).
- Knyazev, S.V. (1999). On the criteria of syllable division in modern Russian: the theory of the wave of sonority and the theory of optimality. Topics in the study of language, 1, 84—102. (In Russ.).
- Ilyushin, A.A. (1974). On internal rhymes and syllabic consonances in verse. Russian language at school, 6, 50—54. (In Russ.).
- Dvinyatin, F.N. (2010). Homosyllabic series in the Russian poetic tradition. In: Poetics and phonostylistics: Osip Brik in memoriam. Vol. 1. Moscow. pp. 153—163. (In Russ.).
- Pil’shchikov, I.A. (2011). Semiotics of phonetic translation. In: Border phenomena of culture: Translation. Dialog. Semiosphere. Materials of the First Lotman Days at Tallinn University (4—7 June 2009). Tallinn. pp. 54—92. (In Russ.).
- Shaw, J.Th. (1994). Pushkin’s Poetics of the Unexpected: The Nonrhymed Lines in the Rhymed Poetry and the Rhymed Lines in the Nonrhymed Poetry. Columbus, OH: Slavica Pub. (In Russ.).
- Jakobson, R.O. (1996). On the so-called vocal alliteration in Germanic verse. In: Language and the unconscious. Moscow: Gnosis. pp. 126—137. (In Russ.).
- Noyes, C. (1914). Poetry: General Introduction. In: The Harvard Classics, C.W. Eliot (ed.). Vol. 51. New York: P.F. Collier & Son. pp.48—65.
- Polivanov, E.D. (1930). Alliteration. In: Literary encyclopedia: In 11 volumes. Vol. 1. Moscow. pp. 96—97. (In Russ.).
- Tynyanov, Yu.N. (1993). The problem of the verse language. In: Literary fact. Moscow. pp. 23—120. (In Russ.).
- Novikov, L.A. (2001). The structure of the aesthetic sign and defamation. In: Selected Works. Vol. II. Aesthetic aspects of the language. Moscow: RUDN. pp. 56—77. (In Russ.)
- Merlin, V.V. (1982). A.S. Pushkin and evolution of the sound organization of Russian verse, XVIII—early XIX cent. Leningrad. (In Russ.).
- Yakubinsky, L.P. (1986). Accumulation of the same smooth in practical and poetic languages. In: Language and its functioning. Moscow. pp. 177—182. (In Russ.).
- Gasparov, M.L. & Skulacheva, T.V. (2004). Articles about the linguistics of verse. Moscow. (In Russ.).
- Shapir, M.I. (2005). “You have no number or measure”. On the possibilities and boundaries of “exact methods” in the humanities. Topics in the study of language, 1, 43—62. (In Russ.)
- Muravyov, S.N. (1989). Latent harmony: Preparatory materials for describing the poetics of Heraclitus at the level of phonemes. In: Paleo-Balkan Studies and Antiquity. Moscow. pp. 145—164. (In Russ.).
- Vinogradov, V.V. (1980). Selected Works. About the language of fiction. Moscow. (In Russ.).
- Grigoriev, V.P. (1979). Poetics of the word. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Saussure, F. de. (1977). Excerpts from F. de Saussure’s notebooks containing notes on anagrams. In: Works on linguistics. Moscow: Nauka. pp. 635—649. (In Russ.).
- Severskaya, O.I. & Preobrazhensky, S.Yu. (1989). Paronymic attraction in the system of means of syntactic organization of the text. In: Problems of structural linguistics. 1985—1987. Moscow: Nauka. pp. 261—271. (In Russ.).
- Levin, Yu.I. (1998). Selected Works: Poetics. Semiotics. Moscow: Languages of Russian culture. (In Russ.).
- Tomashevsky, B.V. (1928). Writer and book. Essays on textology. Priboy. (In Russ.).
- Malecha, N.M. (1963). On the rearrangement of sounds in words: (Based on the materials of the dialect of the Ural Cossacks). Uralsk. (In Russ.).
- Brik, O.M. (2014). Sound Repetitions (The Analisys of Sound Structure of Verse). In: Methodology and Practices of Russian Formalism, G.V. Vekshin (ed.). Moscow: Azbukovnik. pp. 503—563. (In Russ.).
- Reformatsky, A.A. (1966). Non-canonical phonetics. In: Development of the phonetics of the modern Russian language. Moscow: Nauka. pp. 96—109. (In Russ.).
- Sobkowiak, W. (1991). Metaphonology of English Paronomasic Puns. Frankfurt: Peter Lang.
- Zhuravlev, A.P. (1974). Phonetic meaning. Leningrad: Leningrad State University. (In Russ.).
- Voronin, S.V. (2006). Fundamentals of phonosemantics. Moscow: URSS. (In Russ.).
- Bailey, T.M. (2001). Determinants of Wordlikeness: Phonotactics or Lexical Neighborhoods? Journal of Memory and Language, 44, 568—591.
- Katz, J. (2015). Hip-hop rhymes reiterate phonological typology. Lingua, 160, June 2015, 54—73.
- Kawshara, Sh. & Shinohara, K. (2009). The role of psychoacoustic similarity in Japanese puns: A corpus study. J. Linguistics, 45, 111—138.
- Kazartsev, E.V. (2017). Comparative poetics: metrics and rhythm. Saint Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University. (In Russ.).
- Tolstaya, E.D. (2017). Tolstoy’s Sound Writing. In: Classics Game. Russian prose of the XIX—XX centuries. Moscow: NLO. (In Russ.).
- Nikolaeva, T.M. (2012). The functional load of repetitions and antitheses in one poem. In: From meaning to form, from form to meaning. Moskow: Jazyki slavianskih kultur. pp. 415—431. (In Russ.).
- Ilyushin, A.A. (2007). G.V. Vekshin. Essay on the phonostylistics of the text: sound repetition in the perspective of meaning formation. Monograph. Voprosy Literatury, 6, 356—359. (In Russ.).
- Zubova, L.V. The sounds of poetry (To the article by G.V. Vekshin “Metaphony in sound repetition”). NLO, 2. (In Russ.).
- Vekshin, G.V. & Loskot, Ya.E. (2020). Nabokov and Mandelshtam: two tipes of sound teсhnique (Based on the data of the Phonotext web service. In: Language and thinking: psychological and linguistic aspects: materials of the XX International Scientific Conference, A.V. Puzyriov (ed). Moscow: Moscow State Pedagogical University. pp. 137—143. (In Russ.)
- Levinton, G.A. (2007). Notes on paronomasia. I: Paronomasias and subtexts from Nabokov. In: At the boundary between voice and echo: Collected volume of articles in honor of Tatiana Vladimirovna Tsivyan. Moscow: Novoe izdatelstvo. (In Russ.).
- Mayakovsky, V.V. (1959). How are Verses Made? In: Complete Works in: 13 volumes. Moscow: Khudozhestvennaya literatyra. Vol. 12. pp. 81—117. (In Russ.).
Дополнительные файлы
