Лингвистический анализ художественного текста как ключ к его осмыслению: когнитивно-дискурсивный аспект
- Авторы: Мякшева О.В.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 704-718
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323412
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-704-718
- EDN: https://elibrary.ru/RIUGZG
- ID: 323412
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Структурно-семантическая лингвистика накопила колоссальный опыт в систематизации языковых единиц, отношений между ними, сформировала целостный взгляд на язык как сложную систему. Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистики позволила объяснять языковые/речевые характеристики контекстом, привлекла в качестве полноценного компонента анализа когнитивную природу языкового знака; перенеся идею антропоцентризма на фигуру второго участника коммуникации, пришла к выводу, что большую роль в коммуникативном взаимодействии адресант - текст - адресат играет последний компонент и интерпретационный потенциал текста находится в зависимости от когнитивных возможностей этого адресата и его дискурсивного багажа. Перечисленные характеристики состояния современной лингвистики позволили в предлагаемой статье попытаться выявить взаимообусловленную зависимость между структурно-семантическими характеристиками языковых единиц, отобранных автором художественного текста из арсенала языка и вплетенных в его синтагматику, и когнитивно-дискурсивным «подтекстом», который лингвистика вычленяет из текста, что помогает отчетливее обнажить авторские интенции. Материалом анализа послужили фрагменты произведений классиков русской литературы (И.А. Бунина, И.А. Гончарова, М.М. Пришвина, А.П. Чехова), использовался как ведущий метод структурно-семантического анализа, дополненный элементами контент- и дискурс-анализа. Новизна исследования заключается в стремлении произвести лингвистический анализ речевого полотна художественного текста в контексте открывшихся, благодаря когнитивно-дискурсивной парадигме, новых объяснительных «горизонтов». Исследование языковых «деталей» конкретных фрагментов художественных текстов показало, что интерпретация художественного текста базируется на подробно описанных в рамках структурно-семантической парадигмы характеристиках языковых единиц (морфем, слов, словоформ, синтаксических конструкций, ССЦ и под.), расширение взгляда на контекстное окружение (в данном случае - уже широкого контекста) позволяет внести в интерпретацию аргументы, которые находятся в зависимости от собственного прочтения интерпретатора и в рамках его системы ценностей.
Об авторах
Ольга Викторовна Мякшева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: myaksheva.ov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2553-8555
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного Института филологии и журналистики
410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Nikolaeva, T.N. (1998). Text. In: Russian language: Encyclopedia. Moscow: Great Russian Encyclopedia: Drofa Publ. (In Russ.).
- Chernyavskaya, V.E. (2021). Linguistics of the text. Discourse linguistics. Moscow: Lenand Publ. (In Russ.).
- Teliya, V.N. (1986). The connotative aspect of the semantics of nominative units. Moscow: Nauka (In Russ.).
- Kotyurova, M.P., Tikhomirova, L.S. & Solovieva, N.V. (2011). Idiostylistics of scientific speech. Our ideas about the speech individuality of a scientist. Perm: West Ural Institute of Economics and Law publ. (In Russ.).
- Kotyurova, M.P. & Solovieva, N.V. (2019). Modern scientific text (through the prism of discursive changes). Moscow: Flinta. (In Russ.).
- Romanova, T.V., Vinokurova, A.S. & Malikova, D.A. (2021). Cognitive-discursive analysis of new spheres and genres of communication. Nizhny Novgorod: Decom Publ. (In Russ.).
- Shustrova, E.V. (2013). Methods of cognitive-discursive analysis of a literary text. Pedagogical education in Russia, 6, 166–171. (In Russ.).
- Kubryakova, E.S. (2012). In Search of the Essence of Language: Cognitive Research. Institute of Linguistics (Russian Academy of Sciences). Moscow: Znak. (In Russ.).
- Vinogradov, V.V. (1963). Stylistics. Theory of poetic speech. Poetics. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ. (In Russ.).
- Toporov, V.N. (1983). Space and text. In: Text: structure and semantics. Moscow: Nauka, рр. 227—285. (In Russ.).
- Dibrova, E.I. (1998). Categories of artistic text. In: Semantics of language units: reports of the VI International Conference. Moscow: SportAcademPress Publ. Vol. 2. pp. 250–257. (In Russ.).
- Language and national consciousness. Questions of theory and methodology. (2002). Voronezh: Voronezh State University Publ. (In Russ.).
- Kostomarov, V.G. (2005). Our language in action: Essays on modern Russian stylistics. Moscow: Gardariki Publ. (In Russ.).
- Lomakina, O.V., Mokletsova, I.V. & Urazaeva, K.B. (2021). Analysis of a literary text in the light of cognitive linguistics. Cognitive Language Studies, 4(47), 571–578. (In Russ.).
- Myaksheva, O.V. (2019). Text as a “middle component” of the communication process between the addresser and the addressee. In: Efficiency of communication: the concept, the role of the addresser and the addressee, the main methods of achieving it. Saratov: Nauka. pp. 36–51. (In Russ.).
- Myaksheva, O.V. (2001). Textual conceptualization of space (based on works of art). In: Principles and methods of research in philology: The end of the 20th century. Saint PetersburgStavropol: Saratov State University Publ. Vol. 6. pp. 363–370. (In Russ.).
- Lomakina, O.V. (2015). Phraseocontect: from the theory of study to the practice of interpretation. Philology and Culture, 4, 92–97. (In Russ.).
- Goncharova, E.A. & Shishkina, I.P. (2005). Text interpretation. German. Moscow: Vysshaya shkola. (In Russ.).
- Sidorov, E.V. (2009). Discourse ontology. Moscow: Librokom Publ. (In Russ.).
- Akopyan, K. S. & Ogannisyan, T. D. (2021). Constructions with creative comparison in the poetry of Anna Akhmatova. In: International Scientific Congress “Russian Language in the Global Scientific and Educational Space”. Moscow: Pushkin State Russian Language Institute Publ. pp. 52–58. (In Russ.).
Дополнительные файлы
