Сравнительный анализ фонетических систем русского, французского и китайского языков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено сравнению фонетических систем трех языков: русского, французского и китайского. Выбор данного материала для сравнения обусловлен тем, что в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся преподаватели сталкиваются с необходимостью работы в мультиязычной аудитории, в состав которой могут входить носители разных, часто не родственных языков, при этом сформированность фонетических навыков является непременным условием адекватного речевого общения и успешной речевой коммуникации в целом. Именно эти обстоятельства стали причиной выбора для сравнительного анализа именно трех языков. Основной целью подобного сравнения является возможность прогнозирования возможных интерферентных ошибок в речи иностранцев на фонетическом уровне. Сравнительный анализ позволил выявить, что, несмотря на колоссальное структурное различие французского и китайского языков, можно найти немало точек соприкосновения, на основе которых вполне реально прогнозировать общие для французской и китайской аудитории ошибки в произношении. В результате исследования авторы пришли к выводу, что сходными чертами фонетических систем французского и китайского языков, ведущих к интерферентным ошибкам, можно считать принадлежность обоих языков к вокалическому типу. Проблемы, относящиеся к правилам позиционных изменений, связанные с характерным для русского языка консонантизмом, также являются общими для носителей французского и китайского языков. При сопоставлении ритмических и интонационных особенностей трех языков становится очевидно, что и в этом аспекте для носителей французского и китайского языков характерны общие типичные ошибки: отсутствие редукции безударных гласных, неправильное выделение ударного слога, неразличение интонационных конструкций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки национально-ориентированных курсов по фонетике, которые позволяли бы правильно выстроить работу по локализации и предупреждению интерферентных ошибок в речи иностранных учащихся в мультиязычной аудитории.

Об авторах

Ольга Кировна Трубач

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.k.trubach@mtuci.ru

старший преподаватель кафедры философии, истории и межкультурной коммуникации

111024, Российская Федерация, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8а

Дарья Ивановна Горшкова

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)

Email: d.i.gorshkova@mtuci.ru
ORCID iD: 0000-0001-8881-1198

старший преподаватель кафедры философии, истории и межкультурной коммуникации

111024, Российская Федерация, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8а

Лидия Николаевна Скляр

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)

Email: l.n.skliar@mtuci.ru
ORCID iD: 0000-0002-4791-4737

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории и межкультурной коммуникации

111024, Российская Федерация, г. Москва, ул. Авиамоторная, 8а

Список литературы

  1. Shutova, M.N. & Orekhova, I.A. (2018). Phonetics in Teaching Russian as a Foreign Language. Russian Language Studies, 16 (3), 261–278. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-81632018-16-3-261-278 (In Russ.).
  2. Abdrakhimov, L.G. (2016). Contrastive differences of the language systems of Chinese and Russian languages. Universum: Philology and art history, 5 (27). URL: http://7universum. com/ru/philology/archive/item/3208 (accessed: 25.08.2022). (In Russ.).
  3. Shcherba, L.V. (1963). Phonetics of the French language. Moscow: Publishing House of Literature in foreign languages. (In Russ.).
  4. Barkhudarova, e.L. (2015) Fundamental of comparing the phonetic systems of a foreign and native language in the context of teaching pronunciation. Moscow University Philology Bulletin, 3, 139–154. (In Russ.).
  5. Alexakhin, A.N. (2006) Theoretical phonetics of the Chinese language. Moscow: аSт: eastWest. (In Russ.). (In Russ.).
  6. Barro, M. (2014) Types of name's morphonological alternation in Russian and French. Russian Journal of linguistics, 2, 72–80. (In Russ.).
  7. Senchenkova, M.V. (2019). Accentuation, vocalism, consonantism: similarities and differences in French and Russian. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics, 6, 92–96. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2019-6-92-96 (In Russ.).
  8. Kaverina, V. (1998). Russian pronunciation training for Chinese speakers (based on a comparative analysis of Chinese and Russian phonetic systems). In: Language, consciousness, communication: A collection of scientific articles dedicated to the memory of Galina Ivanovna Rozhkova. Iss. 6. Moscow: Dialog-MGU. (In Russ.).
  9. Kondrashevsky, A.F., Rumyantseva, M.V. & Frolova, M.G. (2019). Practical course of the Chinese language: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: VKN publ. (In Russ.).
  10. Arziutova, S.N. (2020). Peculiarities of Russian language phonetics in teaching Chinese students Russian as a foreign language at Perm state humanitarian-pedagogical university. Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages, 16, 7–11. (In Russ.).
  11. Skobelkina, N.M. (2020). Linguo-methodological approach to problem of overcoming phonetic difficulties that the Chinese students face when studying the Russian language. Philology. Theory & Practict, 13 (4), 206–210. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.4.41 (In Russ.).
  12. Youjia, Zhu. (2017). Comparison of the composition of consonant sound units in the Russian and Chinese languages in the context of teaching the Chinese to Russian pronunciation. Philology. Theory &Practice, 2–1 (68), 210— 215.
  13. Gryaznova, V.V. & Luzikova, S.N. (2013). Typological and specific features of the phonological structure Russian, Chinese, Vietnamese and Korean languages to build a water-phonetic Russian language course for students of Southeast Asia. Online journal SCIENCE Studies, 6–19. (In Russ.).
  14. Yunsha, Du. (2016). extend analysis of sounds in the Chinese language as an element of teaching Russian pronunciation. The world of science, culture, education, 4 (59), 108–113. (In Russ.).
  15. Ning, Wang. (2018). Acoustic study of occlusive phonemes of wu (China). La Linguistiqe, 2
  16. (54), 103–126. https://doi.org /10.3917/ling.542.0103 (In Russ.).
  17. Popova, I.N., Kazakova, G.A. & Kovalchuk, G.M. (2014). French: textbook for the first year of institutes and faculties of foreign languages. Moscow: Nestor Academician publ. (In Russ.).
  18. Prutskikh, T.A. & Skobelkina, N.M. (2018). Language interference in the linguo-didactic aspect. Pedagogical IMAGE, 3 (40),71–78. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2018-11-371-78 (In Russ.).
  19. Berezovskaja, Ja.L. & Du, Minway. (2020). Specificity of the Russian language intonation pattern of a statement in the Chinese native-speakers’ perception: linguodidactic aspect. Bulletin of Chelyabinsk State University, 7 (441), 21–27. https://doi.org/10.47475/1994-27962020-10703 (In Russ.).
  20. Rozhkova, G.I. (1967) Phonetic system of the Russian language and methods of work on phonetics. Methodology of teaching the Russian language to foreigners, S.G. Barkhudarov (ed.). Moscow: Moscow University Press. (In Russ.).
  21. Van, Den Den & Li, Siyu. (2021). Analysis of materials on teaching Chinese students the phonetic nature of the Russian language: pronunciation, rhythm, stress. Pedagogical education in Russia, 4, 74–83. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_09 (In Russ.).
  22. Moradi, M. (2014). The analysis of language transfer in course of mastering Russian stress patterns in the absence of natural language environment. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 1, 149— 158. (In Russ.).
  23. Gorina, V.A. (2017). Ttaching the French sound system to second foreign language students. Bulletin of the MGLU. Education and pedagogical sciences, 6 (785), 50–61. (In Russ.).
  24. Malyshev, G.I., Kiselevich, Ya.e. & Mitchell, P.D. (2018). Difficulties in learning the phonetics of Chinese language: basic mistakes and ways of correcting them. Tambov University Review. Series: Humanities, 23 (173), 43–48. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-43-48 (In Russ.).
  25. Bryzgunova, e.A. (1963) Practical phonetics and intonation of the Russian language. Moscow: Moscow University Press. (In Russ.).
  26. Khromov, S.S. (2017). Intonation of accentuation in the agglutinative languages (In comparison with Russian). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 8 (1), 195–205. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-1-195-205 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».