Англоязычная политическая карикатура в социокультурном контексте


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа выполнена в русле социолингвистики с применением системнофункционального подхода к анализу мультимодального дискурса. Исследование посвящено сопоставительному анализу британских и американских политических карикатур, которые рассматриваются как креолизованные тексты, инкорпорированные в социально-культурный ландшафт. Создание идеологического посыла карикатуры основано на использовании вербального, иконического, графического и цветового кодов, которые взаимодействуют между собой и с широким контекстом, образуя интерсемиотические и интертекстуальные связи. Актуальность работы заключается в том, что подобное взаимодействие до сих пор не изучалось в сопоставительном плане на примере вариантов одного и того же языка. Материалом послужили 150 британских и 150 американских политических карикатур, размещенных в электронных версиях газет The Guardian и US Today в 2020-2021 гг. Сопоставление британских и американских карикатур позволяет установить, что их авторы в целом используют схожие средства достижения экспрессивности, а именно гротеск, визуальную метафору, рассогласование вербального и визуального смыслов, перифраз. Различие заключается в использовании графического кода: в британских карикатурах с его помощью передаются разнообразные просодические характеристики, создаются ассоциации с музыкальным контекстом, что делает британские карикатуры более полифоническими в сравнении с американскими. Не совпадают и источники визуальных образов исследуемых групп текстов, такие как национальные символы, исторические явления, символы власти. Некоторое сходство обнаруживается в использовании прецедентных текстов, относящихся к мировому художественному наследию, в частности библейских сюжетов.

Об авторах

Светлана Юрьевна Павлина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: spavlina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-8304-795X
SPIN-код: 1087-2959

кандидат филологических наук, доцент руководитель департамента иностранных языков и профессиональной коммуникации

603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, д. 25/12

Список литературы

  1. Chudinov, A.P. (2006). Political Linguistics. Moscow: Flinta. (In Russ.). EDN: SDQKXT
  2. Denisova, G.L. (2018). The category of time in political cartoons. World of Linguistics and Communication: Electronic Scientific Journal, (3), 51–69. (In Russ.). EDN: YLAHLN
  3. El Rafaie, E. (2013). Metaphor in political cartoons: exploring audience responses. In: Multimodal metaphor (pp. 173–196). Berlin: Mouton de Gruyter.
  4. Raskin, V. (2008). The Primer of Humor Research. De Gruyter Mouton.
  5. Cadiero-­Kaplan, K. (2002). Literacy ideologies: Critically engaging the language arts Curriculum. Language Arts, 79(5), 372–381.
  6. Denisova, G.L. (2020). Precedent Phenomena in the Great Patriotic War Political Cartoon as a Creolized Text. Tomsk State University Journal of Philology, (65), 77–91. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/19986645/65/5
  7. Dugalich, N.M. (2020). Universal and culturally specific features and linguistic peculiarities of the political cartoons in the Arabic and French languages. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(3), 479–495. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-3-479-495 EDN: MJCZZE
  8. Tsakona, V. (2020). Recontextualizing Humor. Berlin, Boston: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9781501511929
  9. Kleeman, G. (2006). Not just for fun: Using cartoons to investigate geographical issues. New Zealand Geographer, (62), 144–151. https://doi.org/10.1111/j.1745-7939.2006.00057.x
  10. Padilla, X. (2019). Political cartoons on Greek debt crisis: a cognitive and pragmatic approach. LinRed, XVI, 1–19.
  11. Tsakona, V., & Popa, D. (eds.) (2011). Studies in political humour: In between political critique and public entertainment. Amsterdam: John Benjamins. https://doi.org/10.1075/dapsac.46
  12. Davies, Ch., Kuipers, G., Lewis, P., et al. (2008). The Muhammad cartoons and humor research: A collection of essays. HUMOR, 21(1), 1–46. https://doi.org/10.1515/HUMOR.2008.001
  13. Chaplygina, Yu. (2006). Comic creolized texts: interaction of semiotic systems. Samara: Samara State Economic University.
  14. Tsakona, V. (2009). Language and image interaction in cartoons: Towards a multimodal theory of humor. Journal of Pragmatics, 41(6), 1171–1188.
  15. Kress, G. (2010). Multimodal Discourse Analysis. In: The Routledge Handbook of Discourse Analysis. (рр. 1–102). Routledge.
  16. Pavlina, S.Ju. (2019). Political Posters as Multimodal Texts. Political Linguistics, 2(74), 100–106. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/pl19-02-11 EDN: YETEXO
  17. Seymour-­Ure, С. (2001). What Future for the British Political Cartoon? Journalism Studies, 2(3), 333–355. https://doi.org/10.1080/14616700120062202
  18. Negro Alousque, I. (2013). Visual metaphor and metonymy in French political cartoons. Resla, 26, 365–384.
  19. El Rafaie, E. (2003). Understanding visual metaphor: the example of newspaper cartoon. Visual Communication, 2(1), 75–95. https://doi.org/10.1177/1470357203002001755
  20. Barth, R. (1977). Image–Music–Text, Stephen Heath (Ed.). New York: Hill and Wang.
  21. Pinar-­Sanz, M. (2020). Humour and intertextuality in Steve Bell’s political cartoons. The European Journal of Humour Research, 8(3), 16–39. https://doi.org/10.7592/EJHR2020.8.3.Pinar-­Sanz EDN: BWJWJU
  22. O’Halloran, K. (2011). Multimodal discourse analysis. In: The Continuum Companion to Discourse Analysis, K. Hyland and B. Paltridge (eds.) (pp. 120–137). London and New York: Continuum.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».