Англоязычная политическая карикатура в социокультурном контексте
- Авторы: Павлина С.Ю.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 61-76
- Раздел: ДИСКУРСОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323536
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2025-16-1-61-76
- EDN: https://elibrary.ru/PKSTWQ
- ID: 323536
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа выполнена в русле социолингвистики с применением системнофункционального подхода к анализу мультимодального дискурса. Исследование посвящено сопоставительному анализу британских и американских политических карикатур, которые рассматриваются как креолизованные тексты, инкорпорированные в социально-культурный ландшафт. Создание идеологического посыла карикатуры основано на использовании вербального, иконического, графического и цветового кодов, которые взаимодействуют между собой и с широким контекстом, образуя интерсемиотические и интертекстуальные связи. Актуальность работы заключается в том, что подобное взаимодействие до сих пор не изучалось в сопоставительном плане на примере вариантов одного и того же языка. Материалом послужили 150 британских и 150 американских политических карикатур, размещенных в электронных версиях газет The Guardian и US Today в 2020-2021 гг. Сопоставление британских и американских карикатур позволяет установить, что их авторы в целом используют схожие средства достижения экспрессивности, а именно гротеск, визуальную метафору, рассогласование вербального и визуального смыслов, перифраз. Различие заключается в использовании графического кода: в британских карикатурах с его помощью передаются разнообразные просодические характеристики, создаются ассоциации с музыкальным контекстом, что делает британские карикатуры более полифоническими в сравнении с американскими. Не совпадают и источники визуальных образов исследуемых групп текстов, такие как национальные символы, исторические явления, символы власти. Некоторое сходство обнаруживается в использовании прецедентных текстов, относящихся к мировому художественному наследию, в частности библейских сюжетов.
Ключевые слова
Об авторах
Светлана Юрьевна Павлина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: spavlina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-8304-795X
SPIN-код: 1087-2959
кандидат филологических наук, доцент руководитель департамента иностранных языков и профессиональной коммуникации
603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, д. 25/12Список литературы
- Chudinov, A.P. (2006). Political Linguistics. Moscow: Flinta. (In Russ.). EDN: SDQKXT
- Denisova, G.L. (2018). The category of time in political cartoons. World of Linguistics and Communication: Electronic Scientific Journal, (3), 51–69. (In Russ.). EDN: YLAHLN
- El Rafaie, E. (2013). Metaphor in political cartoons: exploring audience responses. In: Multimodal metaphor (pp. 173–196). Berlin: Mouton de Gruyter.
- Raskin, V. (2008). The Primer of Humor Research. De Gruyter Mouton.
- Cadiero-Kaplan, K. (2002). Literacy ideologies: Critically engaging the language arts Curriculum. Language Arts, 79(5), 372–381.
- Denisova, G.L. (2020). Precedent Phenomena in the Great Patriotic War Political Cartoon as a Creolized Text. Tomsk State University Journal of Philology, (65), 77–91. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/19986645/65/5
- Dugalich, N.M. (2020). Universal and culturally specific features and linguistic peculiarities of the political cartoons in the Arabic and French languages. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(3), 479–495. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-3-479-495 EDN: MJCZZE
- Tsakona, V. (2020). Recontextualizing Humor. Berlin, Boston: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9781501511929
- Kleeman, G. (2006). Not just for fun: Using cartoons to investigate geographical issues. New Zealand Geographer, (62), 144–151. https://doi.org/10.1111/j.1745-7939.2006.00057.x
- Padilla, X. (2019). Political cartoons on Greek debt crisis: a cognitive and pragmatic approach. LinRed, XVI, 1–19.
- Tsakona, V., & Popa, D. (eds.) (2011). Studies in political humour: In between political critique and public entertainment. Amsterdam: John Benjamins. https://doi.org/10.1075/dapsac.46
- Davies, Ch., Kuipers, G., Lewis, P., et al. (2008). The Muhammad cartoons and humor research: A collection of essays. HUMOR, 21(1), 1–46. https://doi.org/10.1515/HUMOR.2008.001
- Chaplygina, Yu. (2006). Comic creolized texts: interaction of semiotic systems. Samara: Samara State Economic University.
- Tsakona, V. (2009). Language and image interaction in cartoons: Towards a multimodal theory of humor. Journal of Pragmatics, 41(6), 1171–1188.
- Kress, G. (2010). Multimodal Discourse Analysis. In: The Routledge Handbook of Discourse Analysis. (рр. 1–102). Routledge.
- Pavlina, S.Ju. (2019). Political Posters as Multimodal Texts. Political Linguistics, 2(74), 100–106. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/pl19-02-11 EDN: YETEXO
- Seymour-Ure, С. (2001). What Future for the British Political Cartoon? Journalism Studies, 2(3), 333–355. https://doi.org/10.1080/14616700120062202
- Negro Alousque, I. (2013). Visual metaphor and metonymy in French political cartoons. Resla, 26, 365–384.
- El Rafaie, E. (2003). Understanding visual metaphor: the example of newspaper cartoon. Visual Communication, 2(1), 75–95. https://doi.org/10.1177/1470357203002001755
- Barth, R. (1977). Image–Music–Text, Stephen Heath (Ed.). New York: Hill and Wang.
- Pinar-Sanz, M. (2020). Humour and intertextuality in Steve Bell’s political cartoons. The European Journal of Humour Research, 8(3), 16–39. https://doi.org/10.7592/EJHR2020.8.3.Pinar-Sanz EDN: BWJWJU
- O’Halloran, K. (2011). Multimodal discourse analysis. In: The Continuum Companion to Discourse Analysis, K. Hyland and B. Paltridge (eds.) (pp. 120–137). London and New York: Continuum.
Дополнительные файлы
