Актуализация социально ориентированного антиценностного концепта GREED в комическом дискурсе англоязычной лингвокультуры
- Авторы: Бочкарев А.И.1
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный технический университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 701-714
- Раздел: ДИСКУРСИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323581
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-3-701-714
- EDN: https://elibrary.ru/HJMBCP
- ID: 323581
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Особенности комической объективации концепта ‘greed’ устанавливаются при помощи аксиологического подхода. Новизна исследования предопределена тем, что впервые проведен комплексный анализ комических характеристик жадности в англоязычной лингвокультуре. Материал анализа составили записи и скрипты 500 эпизодов различных ситкомов и более 70 выпусков стендап концертов британских и американских авторов. Выявлено, что актуализация анализируемого концепта, реализуется смехом и периодически сопровождается неодобрительными возгласами. Кроме того, проявление жадности оценивается отрицательно либо автором произведения, либо его персонажами. В комическом дискурсе рассматриваемый концепт актуализируется как через стремление обладать благами, так и через стремление сохранить их. Стремление обладать благами выражается преимущественно через готовность совершить порицаемые поступки ради достижения благ и через их кражу. В свою очередь, стремление сохранить блага реализуется либо через нежелание их отдавать, либо через приоритет материальных благ над различными этическими ценностями. К основным социокультурным характеристикам, которые высмеиваются в современном комическом дискурсе при помощи актуализации концепта GREED, относятся характеристики социальной успешности (богатые люди), профессиональные характеристики (политики, финансисты и т.д.), этнические характеристики (американцы) и гендерные характеристики (женщины, стремящиеся заполучить богатство мужчин). К основным языковым средствам выражения концепта GREED в комическом дискурсе относятся антитеза и гипербола. Кроме того, высмеивание жадности осуществляется через актуализацию адресантом комического таких концептов, как ‘intelligence’, ‘cynicism’, ‘anger’.
Об авторах
Арсентий Игоревич Бочкарев
Новосибирский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: arsentiy_87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3869-2797
SPIN-код: 2794-8198
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков технических факультетов
630073, Российская Федерация, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20Список литературы
- Karasik, V.I. (2019). Language Spiral: Values, Signs, Motives. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
- Butakova, L.O. (2022). Words with Value Semantics in the Language Consciousness of Generation «Y» Representatives. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 13(4), 937–955. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-937-955 (In Russ.).
- Semenenko, N.N. (2020). Axiology Proverbs in the Focus of the Problem of CognitiveDiscursive Modeling of the Semantics of Russian Proverbs. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(2), 213–232. https://doi.org/10.22363/2313-2299-202011-2-213-232 (In Russ.).
- Serebrennikova, E.F. (2011). Key Concepts of Axiological Analysis. In: Lingvistika i aksiologiya: etnosemiometriya tsennostnyh smyslov, E.F. Serebrennikova (Ed.). Moscow: TEZAURUS. pp. 27–40. (In Russ.).
- Davis, D. (2008). Communication and humor. In: The Primer of Humor Research, V. Raskin (Ed.). New York: De Gruyter Mouton. pp. 543–568.
- Mudrovskaya, A.М., Temirgazina, Z.К. & Aselderova, R.О. (2024). Ugliness as a Prototype Category: Cognitive-and-Semantic Analysis. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 15(1), 78–91. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-78-91
- Raskin, V. (1985). Semantic Mechanisms of Humor. Boston: D. Reidel Publ.
- Bochkarev, A.I. (2022). Linguistic and Cognitive Characteristics of the Anti-value Concept “Negative Escapism” in Humorous Discourse. Uchenye zapiski Krymskogo gosudarstvennogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 8(74), 2, 98–109. (In Russ.).
- Demina, O.V. (2021). Linguistic and Stylistic Means of Satire Construction in the Animated Series. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 1124–1146. https://doi.org/ 10.22363/2313-2299-2021-12-4-1124-1146 (In Russ.).
- Tickle, P.A. (2004). Greed: The Seven Deadly Sins. New York: Oxford University Press.
- Bochkarev, A.I. (2021). The main humorous characteristics of the anti-value concept of gluttony (based on English-language stand-up and situation comedies). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 163 (4–5), 109–118. https://doi.org/10.26907/25417738.2021.4-5.109-118 (In Russ.).
- Klevtsova, V.M. (2009). Representation of the Concept of Greed in Modern English [dissertation]. Belgorod: BSU. (In Russ.).
- Bakhtin, M.M. (1990). Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: Hudozhestvennaja literatura. (In Russ.).
- Goldberg, M.H. (1994). The Complete Book of Greed: The Strange and Amazing History of Human Excess. New York: William Morrow & Co.
- Freedman, D.N. (2000). The Nine Commandments. New York: Doubleday.
- Karasik, V.I. (2002). Language Circle: Personality, Concepts, Discourse. Volgograd: Peremena. (In Russ.).
- Benton, G. (1988). The Origins of Political Joke. In: Humor in Society. Resistance and control, C. Powell, G. Paton (Eds.). London: Palgrave Macmillan. pp. 33–55.
- Meder, T. (2008). Tales of tricks and greed and big surprises: Laymen’s views of the law in Dutch oral narrative. Humor, 21(4), 435–454.
- Davies, Ch. (2008). American jokes about lawyers. Humor, 21(4), 369–386.
- Abdrazakova, E.N. (2007). Comparative-cognitive and Linguoculturological Analysis of Russian, Bulgarian and English Anecdotes [dissertation]. Tyumen: UTMN. (In Russ.).
Дополнительные файлы
