Типы синестезии в повести Б. Пастернака «Детство Люверс»
- Авторы: Труфанова И.В.1
-
Учреждения:
- Школа № 224
- Выпуск: Том 15, № 1 (2024)
- Страницы: 126-137
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323644
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-126-137
- EDN: https://elibrary.ru/CPQUJM
- ID: 323644
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена проблема разработки типологии синестезии. В нашей картотеке 40000 примеров из произведений русских писателей, в повести «Детство Люверс» их около 200, типов синестезии в повести 32, а, если включить в состав синестезии синестемию, - около 40. Исследование проводилось на материале повести Б. Пастернака «Детство Люверс», поскольку в ней обнаружены редкие типы, без которых типология была бы неполной. Вопрос о механизме синестезии остается открытым, отсутствуют общепринятые ее определение и типология; данные факторы определяют актуальность нашей работы. Цель исследования - описание синестезии в повести «Детство Люверс». Научная новизна определяется: разработкой новой типологии синестезии, введением в лингвистический обиход оригинального лингвистического материала, поскольку прежде синестезия в прозе Б. Пастернака не была предметом лингвистического исследования, описанием окказиональной синестезии (в работах предшественников предметом анализа становилась по преимуществу узуальная синестезия). Особенность типологии синестезии, предлагаемой в статье, состоит в синтезе подходов, существующих в лингвистике и в психологии. Обоснована необходимость такого синтеза; выявлены признаки окказиональной синестезии. Поставленная цель определила выбор интегративного анализа лингвистических и психологических данных в качестве приоритетного метода исследования. Данный метод позволил описать окказиональную синестезию, которая является краеугольным камнем поэтики Б. Пастернака; установить, что героиня повести является синестетом зрительного прикосновения; а также выявить не выделявшиеся ранее в лингвистике типы синестезии: ощущение человека в цвете, в виде формы, ощущение слова в цвете, ощущение слова на вес, на вкус, гладкость-шероховатость, влажность-сухость, как обладающего температурой и др.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Владимировна Труфанова
Школа № 224
Автор, ответственный за переписку.
Email: illokucia1@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-6260-2934
SPIN-код: 1292-3801
доктор филологических наук, доцент, педагог дополнительного образования
125212, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградское шоссе, 30Список литературы
- Loseva, S.I. (2018). Synesthesia as the interdisciplinary phenomenon // Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art, 44, 91–94. (In Russ.).
- Galeev, B.M. (1992). The problem of synesthesia in aesthetics. In: Modern Laocoon: aesthetic problems of synesthesia. Moscow: Moscow State University Publ. pp. 5–9. (In Russ.).
- Kravkov, S.V. (1948). Interaction of sense organs. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences. (In Russ.).
- Nagornaya, A.V. (2017). Linguosensorics as a promising direction of modern linguistic research: Analytical review. Moscow: RAS. INION. Humane Center of Scientific Information Research. (In Russ.).
- Rasnikov, G.V. (2006). Synesthesia: from the history of ideas about color and sound combinations. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 71–81. (In Russ.).
- Sidorov-Dorso, A.V. & Day, Sh.E. (2021). Synesthesia: discoveries, questions, clarifications. In: Synesthesia: intersensory aspects of cognitive activity in science and art. Materials of the II International Conference of the International Association of Synesthetes, Artists and Scientists (IASAS), A.V. Sidorov-Dorso (Ed.). Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University Publ. pp. 20–72. (In Russ.).
- Clark, A. (2015). Perceiving as predicting. In: Perception and its modalities. Oxford: Oxford University Publ. pp. 23–43.
- Morris, D.B. (1993). The culture of pain. Berkeyey. Los Angeles: University of California Publ.
- Vannini, Ph., Waskui D. & Gottscshalk S. (2012). The senses in self, society, and culture. N.y.: Routledge.
- Gak, V.G. (1977). Comparative lexicology: Based on French and Russian languages. Moscow: International Relationships. (In Russ.).
- Dvizova, A.V. (2012). Synesthetic combinations in the poetic text of B. Pasternak. In: Text in the system of teaching Russian language and literature: materials of the IV International scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of L.N. Gumilev and the 50th anniversary of the Faculty of Philology of the Eurasian National University named after L.N. Gumileva (May 24–26, 2012). E.A. Zhuravleva (Ed.). Astana: Eurasian National University named after L.N. Gumileva. pp. 68–73. (In Russ.).
- Zabiyako, A.A. (2004). Synesthesia: metamorphoses of artistic imagery. Blagoveshchensk: Amur State University Publ. (In Russ.).
- Mukina, O.G. (2012). Speech representation of synesthesia in the works of Russian poets of the 19th–20th centuries [dissertation]. Ulyanovsk.
- Ivanov, Vyach. V. (1992). On the theme of women in Pasternak. In: “Being famous is ugly…” Pasternak readings. Vol. 1. Moscow: Heritage. pp. 43–54. (In Russ.).
- Bardovskaya, A.I. (2010). Modern trends in the study of synesthetic metaphor. Bulletin of Tver State University. Series Philology. “Linguistics and intercultural communication”, 15, 168–181. (In Russ.).
- Blinov, I.I. (1980). Synesthesia in the poetry of Russian symbolists. In: The problem of a comprehensive study of artistic creativity. Kazan: Kazan Academy of Arts. pp. 119–124. (In Russ.).
- Karavaeva, S.E. (1998). Synaesthetic metaphors in the poetry of J. Baltrushaitis. In: Functional light music in production, medicine and pedagogy. Kazan: Kazan Academy of Arts. pp. 31–32. (In Russ.).
- Kozhevnikova, N.A. (1980). Unusual combinations with color adjectives. In: Language and speech as objects of complex philological research. Interuniversity thematic collection. Kalinin: Kalinin State University Publ. pp. 127–143. (In Russ.).
- Krivenkova, I.A. (2010). Lexico-semantic typology of synesthesia in the fiction of M.A. Sholokhov. Rhema, 1, 56–68. (In Russ.).
- Kundik, O.I. (1997). Specificity of synesthetic phrases in Russian and English languages [dissertation]. Saratov. (In Russ.).
- Maidanova, T.V. (1992). Synaesthetic metaphors in artistic speech of the 20th century [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Merzlyakova, A.Kh. (2003). Types of semantic variation of adjectives in the “Perception” field (based on the material of English, Russian and French languages). Moscow: URSS. (In Russ.).
- Svistova, A.K. (2011). Sound synesthesia in the description of emotional states (based on Russian and German lyrics). In: Comparative studies 2011. Voronezh: Istoki. pp. 161–166. (In Russ.).
- Stepanyan, T.R. (1986). “The light ringing of an airy harp”. Russian Speech, 1, 56–61. (In Russ.).
- Ullmann, S. (1970). Semantic universals. In: New in linguistics. Vol. 5. Language universals, B.A. Uspensky (Ed.). Moscow: Progress. pp. 250–299. (In Russ.).
- yanitskaya, N.I. (2004). Types of adjectival synesthesia and varieties of synesthetic transfers in English and Russian poetry of romanticism. In: Current problems of linguistic culturology — 2. Materials of the II scientific and practical conference. Moscow: Prometheus. pp. 245–252. (In Russ.).
- Gorelov, I.N. (1976). Synesthesia and motivated signs of sublanguages of art history. In: Problem of motivation of a linguistic sign. Kaliningrad: Kaliningrad State University Publ. pp. 74–81. (In Russ.).
- Sidorov-Dorso, A.V. (2009). Manifestations of synesthesia: about types and types. URL: http:// www.synaesthesia.ru/proyavleniya_synestesii.html (accessed: 20.12.2020).
- Gorelik, L.L. (2000). Pasternak’s early prose: The myth of creation. Smolensk: Smolensk State Pedagogical University Publ.
- Synesthesia: opinions and perspectives (2019). A.V. Sidorov-Dorso & S.A. Day (eds.). Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University publ. (In Russ.).
- Williams, J.M. (1976). Synaesthetic Adjectives: A Possible Law of Semantic Change. Language, 52(2), 461–478.
- Defier, O.V. (1999). The concept of the artist in Russian prose of the first third of the 20th century: typology, traditions, methods of figurative embodiment [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
Дополнительные файлы
