Гендерные стереотипы в казахских пословицах и поговорках
- Авторы: Игиссинова А.С.1, Раева Г.М.2, Куламанова З.А.1
-
Учреждения:
- Таразский региональный университет имени Мухамеда Хайдара Дулати
- Казахский Национальный педагогический университет имени Абая
- Выпуск: Том 15, № 2 (2024)
- Страницы: 376-393
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПАРЕМИОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323604
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-2-376-393
- EDN: https://elibrary.ru/PLHQIG
- ID: 323604
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изменение «мужских» и «женских» черт и стереотипов по отношению к мужчинам и женщинам становится характеристикой культурной глобализации: стереотип о том, что мужчина - добытчик семьи, а женщина - хранительница очага сегодня претерпел изменения. Актуальность рассмотрения традиционных гендерных стереотипов в паремиях казахского народа, в которых отражены традиционные семейно-родовые отношения, основанные на патриархальных установках, заключается в недостаточной изученности факторов, способствующих формированию гендерных стереотипов. Целью исследования является анализ гендерных стереотипов в казахских пословицах и поговорках. В связи с большим количеством основного материала исследования через репрезентативную выборку паремии были взяты 154 единицы, сгруппированные в пять категорий в соответствии с их содержанием: 1. Роль мужчины и женщины в семье, 2. Воспитание девочек - воспитание нации, 3. Сохранение семейной жизни, 4. Женские и мужские качества, 5. Женщина-мать рождает потомство. В ходе исследования были использованы контекстный анализ, сравнение и описательные методы. В результате исследовании было доказано, что стереотип «Женщина - основа, а мужчина - кормилец семьи» частично утратил свою актуальность. Стереотипы «Женщина-мать рожает потомство», «Воспитание девочек - воспитание нации» остаются актуальными. Стереотипы, связанные с сохранением семейной жизни и ролью женщины как опоры мужчины, его спутницы, а также стереотипы о хорошем супруге находятся на этапе формирования.
Ключевые слова
Об авторах
Амангуль Сейткасымовна Игиссинова
Таразский региональный университет имени Мухамеда Хайдара Дулати
Автор, ответственный за переписку.
Email: kas-id-3@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9646-316X
магистр филологии, старший преподаватель кафедры «Иностранная филология и переводческое дело»
080000, Республика Казахстан, г. Тараз, ул. Толе би, 60Гулзат Магауовна Раева
Казахский Национальный педагогический университет имени Абая
Email: raeva09@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7041-4856
кандидат филологических наук, доцент кафедры казахского языка и литературы имени академика С.Кирабаева
050001, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Достык, 13Зиба Абдуллакызы Куламанова
Таразский региональный университет имени Мухамеда Хайдара Дулати
Email: kulamanovaziba@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-6427-5560
кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры «Филология и журналистика»
080000, Республика Казахстан, г. Тараз, ул. Толе би, 60Список литературы
- Egorova, A.I., Kondakova, A.P. & Kuzhuget, M.A. (2020). Gender stereotypes in Tuvan proverbs and sayings. The New Research of Tuva, 1, 19-34. https://dx.doi.org/10.25178/nit.2020.1.2 (In Russ.).
- Zhulduz, R., Zhankara, D. & Ali, N.L.B.H. (2019). Various Aspects of Paremiological Units. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 4(3), 985-996. https://dx.doi.org/10.20319/pijss.2019.43.985996
- Kaidar, A. (2004). Folk wisdom. Almaty: Tolganay publ. (In Kazakh). Kaidar A. Khalyk danalygy. Almaty: Tolganay Publ., 2004.
- Denisova, A.A. (Ed.). (2002). Dictionary of Gender Terms. Moscow: Information XXI century. (In Russ.).
- Akhmadeeva, K.N. Stereotypes as a problem of gender studies [Electronic resource]. URL: http://www.isras.ru/abstarct_bank/1214469800.pdf
- Ryabova, T.B. (2001). Gender stereotypes and gender stereotyping: Methodological approaches. A woman in Russian society, 3-4, 3-12. (In Russ.).
- Baigutova, A.M. (2008). Ethno-cultural nature of the concept of “Kazakh wife” [dissertation]. Almaty. (In Kazakh). Baigutova A.M. «Kazak aieli» kontseptisinin etnomadeni sipaty. Almaty.
- Shokym, G. (2012). Fundamentals of gender linguistics. Almaty: Ekonomika. (In Kazakh). Shokym G. Genderlik lingvistika negizderi: okulyk. Almaty: Ekonomika.
- Zykova, I.V. (2011). Phraseological Images and their National Conditionality. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, 2, 80-88. (In Russ.).
- Mokienko, V.M. (2015). Aspects of the study of Slavic paremiology. In: Paremiology in discourse, O.V. Lomakina (Ed.). Moscow. pp. 4-25. (In Russ.).
- Bredis, M.A. (2017). Representations of monetary relations in proverbs (based on the material of Russian, Latvian, Lithuanian, German and English languages) [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Moiseeva, D.P. (2015). “The Experienced Space” in the Paroemias of Valle D’aosta (based on Franco-Provencal Material). Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, 4, 93-100. (In Russ.).
- Bochina, T.G. (2015). Dialogic character of Russian paremics. In: Paremiology in discourse, O.V. Lomakina (Ed.). Moscow: Lenand. pp. 26-47. (In Russ.).
- Smagulova, G. (2017). Gender issues in Paremia. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological series, 4, 198-203. (In Kazakh). Smagulova G. Paremiiadagy genderlik maseleler // Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological series. 2017. № 4. С. 198-203.
- Lips, H.M. (1997). Sex and Gender: An Introduction. Radford: Radford Univ. Press. P. 27.
- Williams, C.L. (1992). The Glass Escalator: Hidden Advantages for Men in the “Female” Professions. Social Problems, 39(3), 253-267. https://doi.org/10.2307/3096961
Дополнительные файлы
