Языковой ландшафт кампуса интернационального университета: методология, анализ, результаты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной работы обусловлена тем, что при многообразии лингволандшафтных исследований городских пространств методология изучения языкового ландшафта образовательных организаций системно не описана, исследований коммуникативного пространства вузов недостаточно. Между тем языковой ландшафт университета является одним из важных инструментов его управления, трансляции ценностей и идеологии, а также пространством для взаимодействия администрации, преподавателей и студентов. Кроме того, научный интерес представляет языковая ситуация, сложившаяся в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кампус которого является уникальным многонациональным поликультурным пространством со своеобразным языковым ландшафтом. Цель исследования - с применением разработанной авторами методологии описать языковой ландшафт интернационального кампуса РУДН как классического университета с высоким уровнем интернационализации. Материалом выступили визуальные тексты, размещенные на территории кампуса РУДН. Задачи исследования предполагали использование следующих методов: социолингвистические методы и приемы, описательный метод с характерными приемами обобщения, классификации и интерпретации, а также количественный, сопоставительный и семиотический методы. Основными результатами, составляющими также и научную новизну данного исследования, стали: 1) предложена методология описания языкового ландшафта образовательной организации; 2) уточнены основные методологически понятия и функции языкового ландшафта вуза; 3) выделены субъекты, формирующие языковой ландшафт вуза, определена степень их активности в его создании и вклад в языковое разнообразие ландшафта; 4) установлено, что соотношение языков, а также доминирующий язык письменного общения зависит от тематики текстов; 5) показано, что языковой ландшафт отражает ориентированность РУДН на интернационализацию; 6) сформулированы предварительные рекомендации по организации письменной коммуникации на территории кампуса для повышения ее эффективности, а также по улучшению эргономичности коммуникативного пространства кампуса; 7) отмечено, что языковой ландшафт является лишь частью сложного коммуникативного пространства кампуса университета, для комплексного изучения которого авторы статьи предлагают использовать понятие «коммуникативный ландшафт».

Об авторах

Полина Юрьевна Повалко

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: povalko-pyu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4278-3408
SPIN-код: 8405-1109

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Елена Сергеевна Смолий

Российский университет дружбы народов

Email: smoliy-es@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2122-0729
SPIN-код: 1683-4131

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Ольга Николаевна Колышева

Российский университет дружбы народов

Email: kolysheva-on@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0118-8546
SPIN-код: 2567-2573
Scopus Author ID: 57218909950

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Povalko, P.Yu., Mikheeva, E.S. & Gubanova, O.I. (2022). University Campus as the Subject of Scientific Research. In: Language as An Art: Functional Stylistics and Poetics, proceedings. Moscow: RUDN publ. pp. 283-291. (In Russ.).
  2. Jenkins, J. (2013). English as a Lingua Franca in the International University. Abingdon: Routledge.
  3. Jenkins, J. & Mauranen, A. (eds.) (2019). Linguistic Diversity on the EMI Campus: Insider accounts of the use of English and other languages in universities within Asia, Australasia, and Europe. Abingdon: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429020865
  4. Cenoz, J. & Gorter, D. (2008). The linguistic landscape as an additional source of input in second language acquisition. IRAL-International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, 46(3), 267-287.
  5. Zhang, Y.C. (2020). Research on the Linguistic Landscape of University Campus. Literature Education, 10, 132-133. https://doi.org/10.16692/j.cnki.wxjys.2020.10.058
  6. Liu, C. & Wang, Y.J. (2021). Exploration of Code Use and Arrangement of Linguistic Landscape in Universities-Take Shungeng Campus of Shan Dong University of Finance and Economics as an example. Modern Communication, 20, 102-104.
  7. Jiang, S. & Ma, C.Y. (2018). Research on the Linguistic Landscape of University Campus from the Perspective of Adaptation Theory. Ability and Wisdom, 09, 13. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?FileName=CAIZ201809011&DbName=CJFQ2018 (accessed: 13.05.2023).
  8. Nosiani, N., Asiyah, S. & Mustikawati, D.A. (2019). Linguistic Landscape on Campus in Ponorogo (A Case Study of Sings in Ponorogo Universities). Penerbitan artikel ilmiah Mahasiswa Universitas Muhammadiyah Ponorogo, 3(2), 130-138.
  9. Cao, H.Z., Liu, Y.Q. & Chen, H.Y. (2022). Mapping the Linguistic Landscape in a Chinese University. Open Access Library Journal, 9, 1-16. https://doi.org/10.4236/oalib.1109585
  10. Im, J.H. (2020). The discursive construction of East Asian identities in an era of globalization and internationalization: the linguistic landscape of East Asian departments at a US university. Journal of Multicultural Discourses, 15(1), 80-103. https://doi.org/10.1080/17447143.2020.1738441
  11. Astillero, S.F. (2017). Linguistic schoolscape: Studying the place of English and Philippine languages of Irosin secondary school. Asia Pacific Journal of Education, Arts and Sciences, 4(4), 30-37.
  12. Bernardo-Hinesley, S. (2020). Linguistic Landscape in Educational Spaces. Journal of Culture and Values in Education, 3(2), 13-23. https://doi.org/10.46303/jcve.2020.10
  13. Samrat, B. & Singh, S. (202)2. Language visibility in multilingual schools: An empirical study of schoolscapes from India. Linguistics and Education, 69, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.linged.2022.101046
  14. Brown, K.D. (2012). The Linguistic Landscape of Educational Spaces: Language Revitalization and Schools in Southeastern Estonia. In: Gorter, D., Marten, H.F., Van Mensel, L. (eds) Minority Languages in the Linguistic Landscape. Palgrave Studies in Minority Languages and Communities. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230360235_16
  15. Lu, Lifen, Wu, Juan & Ren, Yaqian (2019). Comparison of Linguistic Landscape Configuration of Chinese and Russian Universities. Political Linguistics, 5(77), 185-192. https://doi.org/10.26170/pl19-05-20 (In Russ.).
  16. Gorter, D. (2006). Linguistic Landscape: A new Approach to Multilingualism. The International Journal of Multilingualism, 3, 15-25.
  17. Landry, R. Bourhis, R. (1997). Linguistics Landscapes and Ethnolinguistic Vitality: An Empirical Study. Journal of Language and Social Psychology, 16(1), 23-49.
  18. Abramova, E.I. (2016). Linguistic landscape as an object of sociolinguistics. Russian Linguistic Bulletin, 6, 48-49.
  19. Cenoz, J. & Gorter, D. (2006). Linguistic landscape and minority languages. International Journal of Multilingualism, 3,67-80
  20. Blommaert, J. (2013). Ethnography, superdiversity and linguistic landscapes: Chronicles of complexity. Bristol: Multilingual Matters.
  21. Blommaert, J. (2016). The conservative turn in linguistic landscape studies. Tilburg Papers in Culture Studies. Tilburg: Tilburg University.
  22. Backhaus, P. (2019). Linguistic Landscape. In: The Routledge Handbook of Japanese Sociolinguistics. Abingdon: Taylor & Francis. pp. 158-169.
  23. Pavlenko, A. (2017). Linguistic Landscape and Other Sociolinguistic Methods in the Study of Russian Language Abroad. Russian Journal of Linguistics, 21(3), 493-514. https://doi. org/10.22363/2312-9182-2017-21-2-493-514 (In Russ.).
  24. Golikova, T.A. (2020). Methodology of Linguistic Landscape Research in Russia: an Analytical and Thematic Review. Vestnik Tver State University. Series: Philosophy, 4(54), 149-166. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2020.4.149 (In Russ.).
  25. Shohamy, E. (2012). Linguistic landscapes and multilingualism. In: M. Martin-Jones, A. Blackledge, A. Creese (eds.) The Routledge Handbook of Multilingualism. Florence: Taylor and Francis. pp. 538-551.
  26. Kirilina, A.V. (2013). The Description of the Linguistic Landscape as a New Method of Language Research in the Age of Globalization. Herald of Tver State University Series: Philology, 5(24), 159-167.
  27. Itagi, N.H. & Singh, S.K. (eds.) (2002). Linguistic Landscaping in India with Particular References to the New States. In: Proceedings of a Seminar of Central Institute of Indian Languages and Mahatma Gandhi International Hindi University. Mysore: Central Institute of Indian Languages and Mahatma Gandhi International Hindi University. pp. 9-12.
  28. Ben-Rafael, E., Shohamy, E., Amara, M.H. & Trumper-Hecht, N. (2006). Linguistic Landscape as symbolic construction of the public space: the case of Israel. International Journal of Multilingualism, 3(1), 7-30.
  29. Backhaus, P. (2007). Linguistic landscapes: A comparative study of urban multilingualism in Tokyo. New York: Clevalon. pp. 52-66.
  30. Grachev, M.A. & Romanova, T.V. (2006). Speech culture of a modern city. Linguistic landscape of Nizhny Novgorod. N. Novgorod: Linguistics University of Nizhny Novgorod publ. (In Russ.).
  31. Grachev, M.A. & Romanova, T.V. (2008). Language of youth: Linguistic landscape of Nizhny Novgorod. N. Novgorod: Knigi. (In Russ.).
  32. Gabdrakhmanova, G.F. (2023). Linguistic Landscape of a Russian City: Sociological Optics. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2, 72-82. https://doi.org/10.31857/S013216250021396-8 (In Russ.).
  33. Pütz, M. (2020). Exploring the linguistic landscape of Cameroon: Reflections on language policy and ideology. Russian Journal of Linguistics, 24(2), 294-324. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-294-324
  34. Abongdia, J.-F.A. & Foncha Wankah, J. (2017). The visibility of language ideologies: The linguistic landscapes of the University of Yaoundé. Gender & Behavior, 15(2), 8674-8680.
  35. Ebzeeva, Yu.N. & Dugalich, N.M. (2023). Graduates’ Employment as an aspect of the University’s Activities. Alma Mater, 3, 75-83. https://doi.org/10.20339/AM.03-23.075 (In Russ.).
  36. Filippov, V.M. & Ebzeeva, Yu.N. (2023). RUDN Graduate is a Representative of the World Elite: Upbringing Aspect of the University’s Activities. Alma Mater, 5, 8-15. https://doi.org/10.20339/AM.05-23.008 (In Russ.).
  37. Gubanova, O.I. & Lokhankina, I.N. (2022). Ergonomics of the communicative space of an international campus: the view of foreign students. In: Eastern Kaleidoscope: proceedings, RUDN University. December 6, 2022. Moscow: RUDN publ. pp. 136-144. (In Russ.).
  38. Kolysheva, O.N., Lokhankina, I.N. & Taranova, A.A. (2022). What Does the Word «Campus» Mean: the View of Students and Professors. In: Language as An Art: Functional Stylistics and Poetics, proceedings. Moscow: RUDN publ. pp. 616-623. (In Russ.).
  39. Malinowski, D. (2009). Authorship in the linguistic landscape: a multimodal-performative view. In: E. Shohamy & D. Gorter (eds.). Linguistic landscape: Expanding the scenery. London: Routledge. pp. 107-25.
  40. Coupland, N. & Garrett, P. (2010). Linguistic landscapes, discursive frames and metacultural performance: the case of Welsh Patagonia. International Journal of the Sociology of Language, 205, 7-36. https://doi.org/10.1515/ijsl.2010.037
  41. Moskvitcheva, S. and Viaut, A. (2021). The Need for Minority Languages in Borderland Conditions: Field Research Methodology. In: Agranat, T. and Dodykhudoeva, L. (eds). Strategies for Knowledge Elicitation. The Experience of the Russian School of Field Linguistics. P. 52-68. Cham: Springer.
  42. Yelenevskaya, M. & Fialkova, L. (2017). Linguistic landscape and what it tells us about the integration of the Russian language into Israeli economy. Russian Journal of Linguistics, 21(3), 557-586. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-3-557-586

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».