МАЛОФОРМАТНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ «НОВОСТНОГО ПОТОКА» В ФОКУСЕ ЛИНГВИСТИКИ: ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- Авторы: Ремчукова Е.Н.1, Апостолиди А.А.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 9, № 3 (2018)
- Страницы: 651-668
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/341891
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668
- ID: 341891
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На сегодняшний день медийная сфера функционирования языка является одной из самых активных зон современного русского языка и наиболее ярко демонстрирует многие актуальные тенденции современной русской речи. Особенно интересны для изучения малоформатные тексты «новостного потока», относящиеся к базовым текстам медиасферы. Данные медиатексты характеризуются устойчивой структурой и определенными жанровыми и языковыми особенностями, описание которых и является целью нашей статьи. В качестве источников материала были взяты новостные сообщения информационных агентств, титры, «бегущие строки» и иные текстовые материалы новостных телевизионных передач. Именно малоформатные новостные медиатексты представляют собой медиаречь «в чистом виде». Объем таких текстов варьируется от одиночного высказывания до текстов среднего объема, состоящих из 4-6 абзацев (до 5000 знаков). Природа жанра обусловливает расположение информации в данных текстах по известному в журналистской практике принципу «перевернутой пирамиды». В статье рассматривается основная особенность малоформатных новостных медиатекстов - лингвистический аскетизм, заключающийся в некоторой «антикреативности» - «нейтральности» речи, отсутствии ярко выраженных метафорических и оценочных языковых средств, синтаксическом минимализме. К наиболее ярким языковым особенностям данных текстов, выделяющим их в отдельную группу, мы относим обилие аббревиатур, заимствований, конструкций, оформляющих указание на источник новостной информации. Малоформатные новостные медиатексты обладают значительным лингводидактическим потенциалом. Устойчивая структура и достаточно жесткая регламентированность языка данных текстов дают основания для более активного использования их в качестве дидактического материала в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и русского языка как неродного (РКН).
Об авторах
Елена Николаевна Ремчукова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: remchukova@pochta.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры русского и общего языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)
ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2а, Москва, Россия, 117198Анна Андреевна Апостолиди
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Email: a.apostolidi@inno.mgimo.ru
старший преподаватель кафедры русского языка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
проспект Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454Список литературы
- Dobrosklonskaya, T.G. (2015). Language of the Mass Media. Moscow: KDU. (In Russ.).
- Valgina, N.S. (2003). Active Processes in the Modern Russian Language] Moscow: Logos. (In Russ.).
- Apostolidi, A.A. (2018) Linguo-didactic Value of Authentic Small-Format Media Texts in the Practice of Teaching Russian as a Foreign Language In Teaching Russian as a foreign language in the university: experience and perspectives: a collection of scientific articles. Moscow: MGIMO-University. pp. 283—291. (In Russ.).
- Maksimenko, O.I. (2012). Polycode vs. Creolized Text: the Problem of Terminology. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 3(2). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/polikodovyy-vs-kreolizovannyy-tekst-problema-terminologii (accessed: 21.06.2018). (In Russ.).
- Kon'kov, V.I. (2016). Media Discourse: the Content of the Concept and Principles of Analysis. The world of Russian word, 3, 58—63. (In Russ.).
- Burger H. (2014). Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. (In Russ.).
- Tertychnyy, A.A. (2011). Genres of Periodicals. Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
- Smelkova, Z.S. (2007). Rhetorical Bases of Journalism. In Work on Newspaper Genres. Moscow. (In Russ.).
- Shmeleva, T.V. (2014). Modern Media Practice from the Perspective of the Theory of Speech Genres, Media Linguistics, 3, 51—55. (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2005). Principles of the Typology of Newspaper Speech Genres In The language of modern journalism. G.Ya. Solganik. (Ed.). Moscow: Flint, Nauka. (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2014). Typology of the Speech Genres of Journalistic Discourse, Media Linguistics, 3, 21—24. (In Russ.).
- Kroychik, L.E. (2000). The System of Journalistic Genres In Basics of creative activity of a journalist. S.G. Korkonosenko(Ed.). Saint Petersburg. (In Russ.).
- Kormilitsyna, M.A. (2018). Trends of Changes in the Stylistic Image of Traditional Journalistic Genres in Modern Press, Speech Genres, 1(17), 67—72. doi: 10.18500/2311-0740-2018-1-1767-72. (In Russ.).
- Dobrosklonskaya, T.G. (2017). Topical Areas of News Discourse Studies In Language in the Coordinates of Mass Media, 6, 36—46. (In Russ.).
- Dobrosklonskaya, T.G. (2005). Problems of Studying Media Texts (an Experience of Studying English Media Speech). Moscow: URSS Editorial. (In Russ.).
- Negryshev, A.A. (2014). On the Genre Status of News, Media Linguistics, 3, 89—92. (In Russ.).
- Negryshev, A.A. (2009). Aspects of Speech Impact in the Mass Media News]. Vladimir: VGSU. (In Russ.).
- Viren, G.V. (2011) Principles of the Creation of News Texts in Russian News Agencies [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
- Nikonorova, O.G. (2005). Small Advertising Genres in Pragmatic, Cognitive and Orthological Aspects: Based on the example of a News Ticker [dissertation]. Omsk. (In Russ.).
- Rezenkov, A.V. (2010). Functional and Stylistic Status of Small-format Advertising Texts [dissertation]. Saint Petersburg. (In Russ.).
- Surikova, T.I. (2017а). NewsTicker on the TV Screen and the Culture of Media Discourse, Mediascope. URL: http://www.mediascope.ru/2323 (accessed: 09.05.2018). (In Russ.).
- Surikova, T.I. (2017b). Written Speech on the TV Screen: Semiotic and Pragmatic Aspects. The world of Russian word, 1, 61—67. (In Russ.).
- Viren, G. & Frolova, T. (2015). News Agencies: How News is Created. Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
- Vartanova, E.L., Viren, G.V. & Frolova, T.I. Typology of News Agencies, Moscow University Journalism Bulletin, 3, 6—30. (In Russ.).
- Salyakhova, N.V. (2005). Role and Place of the France Press Agency in the World Information Processes [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Mogilevskaya, E.V. (2008). Online News Agencies on the Internet: Peculiarities and Principles of Operation]. URL: http://www. dslib. net/zhurnalistika/informacionnye-agentstva-v-interneteosobennostii-principy-funkcionirovanija.html. 2008. Vol. 2768274 (accessed: 12.06.2018). (In Russ.).
- Kurilov, A.E. (2017). Structure and Mechanisms of the Functioning of the News Field (Based on the Example of the Interfax, TASS and Russia Today News Agencies) [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Pogorelyy, Yu.A. (2001). News Agency: the Style of Prompt Messages. URL: http://www. evartist.narod.ru/text19/018. htm (accessed: 29.05.2018). (In Russ.).
- Alekseenko, D.I. (2014). Features of Professional Activities of a News Agency Journalist in Work with Economic Information [dissertation]. Chelyabinsk. (In Russ.).
- Lashchuk, O.R. (2003). Principles and Methods of Editing the Materials of News Agencies (e.g., ITAR-TASS, RIA Novosti, Interfax) [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
- Lashchuk, O.R. (2014). Rewriting Online News Messages in Russia: 2000—2013 [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
- Harcup, T. & O’Neill, D. (2017). What is news? News values revisited (again), Journalism studies, 12, 1470—1488.
- Bednarek, M. & Caple, H. (2017). The Discourse of News Values: How News Organizations Create‘newsworthiness’. Oxford: Oxford University Press.
- Kubryakova, E.S. (2001). On the text the Criteria for its Definition In Structure and semantics. Vol. 1. Moscow. pp. 72—81. (In Russ.).
- Remchukova, E. & Evstratova, S. (2014). Foregrounding of the National and Cultural Components in Russian-language Press in Estonia]. Acta Slavica Estonica V. Anthropocentrism in language and speech. Tartu: Tartu State University. pp. 182—192. (In Russ.).
- Pogorelyy, Yu.A. (2013). Technology of Interfax News. Moscow: Aspect-press. (In Russ.).
- Maksimenko, O.I. (2017). New Abbreviation Trends (Based on Russian, English and German). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 8(1), 74—181. doi: 10.22363/23132299-2017-8-1-174-181. (In Russ.).
Дополнительные файлы

