МАЛОФОРМАТНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ «НОВОСТНОГО ПОТОКА» В ФОКУСЕ ЛИНГВИСТИКИ: ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день медийная сфера функционирования языка является одной из самых активных зон современного русского языка и наиболее ярко демонстрирует многие актуальные тенденции современной русской речи. Особенно интересны для изучения малоформатные тексты «новостного потока», относящиеся к базовым текстам медиасферы. Данные медиатексты характеризуются устойчивой структурой и определенными жанровыми и языковыми особенностями, описание которых и является целью нашей статьи. В качестве источников материала были взяты новостные сообщения информационных агентств, титры, «бегущие строки» и иные текстовые материалы новостных телевизионных передач. Именно малоформатные новостные медиатексты представляют собой медиаречь «в чистом виде». Объем таких текстов варьируется от одиночного высказывания до текстов среднего объема, состоящих из 4-6 абзацев (до 5000 знаков). Природа жанра обусловливает расположение информации в данных текстах по известному в журналистской практике принципу «перевернутой пирамиды». В статье рассматривается основная особенность малоформатных новостных медиатекстов - лингвистический аскетизм, заключающийся в некоторой «антикреативности» - «нейтральности» речи, отсутствии ярко выраженных метафорических и оценочных языковых средств, синтаксическом минимализме. К наиболее ярким языковым особенностям данных текстов, выделяющим их в отдельную группу, мы относим обилие аббревиатур, заимствований, конструкций, оформляющих указание на источник новостной информации. Малоформатные новостные медиатексты обладают значительным лингводидактическим потенциалом. Устойчивая структура и достаточно жесткая регламентированность языка данных текстов дают основания для более активного использования их в качестве дидактического материала в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и русского языка как неродного (РКН).

Об авторах

Елена Николаевна Ремчукова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: remchukova@pochta.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры русского и общего языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)

ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2а, Москва, Россия, 117198

Анна Андреевна Апостолиди

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Email: a.apostolidi@inno.mgimo.ru

старший преподаватель кафедры русского языка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

проспект Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

Список литературы

  1. Dobrosklonskaya, T.G. (2015). Language of the Mass Media. Moscow: KDU. (In Russ.).
  2. Valgina, N.S. (2003). Active Processes in the Modern Russian Language] Moscow: Logos. (In Russ.).
  3. Apostolidi, A.A. (2018) Linguo-didactic Value of Authentic Small-Format Media Texts in the Practice of Teaching Russian as a Foreign Language In Teaching Russian as a foreign language in the university: experience and perspectives: a collection of scientific articles. Moscow: MGIMO-University. pp. 283—291. (In Russ.).
  4. Maksimenko, O.I. (2012). Polycode vs. Creolized Text: the Problem of Terminology. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 3(2). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/polikodovyy-vs-kreolizovannyy-tekst-problema-terminologii (accessed: 21.06.2018). (In Russ.).
  5. Kon'kov, V.I. (2016). Media Discourse: the Content of the Concept and Principles of Analysis. The world of Russian word, 3, 58—63. (In Russ.).
  6. Burger H. (2014). Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. (In Russ.).
  7. Tertychnyy, A.A. (2011). Genres of Periodicals. Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
  8. Smelkova, Z.S. (2007). Rhetorical Bases of Journalism. In Work on Newspaper Genres. Moscow. (In Russ.).
  9. Shmeleva, T.V. (2014). Modern Media Practice from the Perspective of the Theory of Speech Genres, Media Linguistics, 3, 51—55. (In Russ.).
  10. Duskaeva, L.R. (2005). Principles of the Typology of Newspaper Speech Genres In The language of modern journalism. G.Ya. Solganik. (Ed.). Moscow: Flint, Nauka. (In Russ.).
  11. Duskaeva, L.R. (2014). Typology of the Speech Genres of Journalistic Discourse, Media Linguistics, 3, 21—24. (In Russ.).
  12. Kroychik, L.E. (2000). The System of Journalistic Genres In Basics of creative activity of a journalist. S.G. Korkonosenko(Ed.). Saint Petersburg. (In Russ.).
  13. Kormilitsyna, M.A. (2018). Trends of Changes in the Stylistic Image of Traditional Journalistic Genres in Modern Press, Speech Genres, 1(17), 67—72. doi: 10.18500/2311-0740-2018-1-1767-72. (In Russ.).
  14. Dobrosklonskaya, T.G. (2017). Topical Areas of News Discourse Studies In Language in the Coordinates of Mass Media, 6, 36—46. (In Russ.).
  15. Dobrosklonskaya, T.G. (2005). Problems of Studying Media Texts (an Experience of Studying English Media Speech). Moscow: URSS Editorial. (In Russ.).
  16. Negryshev, A.A. (2014). On the Genre Status of News, Media Linguistics, 3, 89—92. (In Russ.).
  17. Negryshev, A.A. (2009). Aspects of Speech Impact in the Mass Media News]. Vladimir: VGSU. (In Russ.).
  18. Viren, G.V. (2011) Principles of the Creation of News Texts in Russian News Agencies [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
  19. Nikonorova, O.G. (2005). Small Advertising Genres in Pragmatic, Cognitive and Orthological Aspects: Based on the example of a News Ticker [dissertation]. Omsk. (In Russ.).
  20. Rezenkov, A.V. (2010). Functional and Stylistic Status of Small-format Advertising Texts [dissertation]. Saint Petersburg. (In Russ.).
  21. Surikova, T.I. (2017а). NewsTicker on the TV Screen and the Culture of Media Discourse, Mediascope. URL: http://www.mediascope.ru/2323 (accessed: 09.05.2018). (In Russ.).
  22. Surikova, T.I. (2017b). Written Speech on the TV Screen: Semiotic and Pragmatic Aspects. The world of Russian word, 1, 61—67. (In Russ.).
  23. Viren, G. & Frolova, T. (2015). News Agencies: How News is Created. Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
  24. Vartanova, E.L., Viren, G.V. & Frolova, T.I. Typology of News Agencies, Moscow University Journalism Bulletin, 3, 6—30. (In Russ.).
  25. Salyakhova, N.V. (2005). Role and Place of the France Press Agency in the World Information Processes [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
  26. Mogilevskaya, E.V. (2008). Online News Agencies on the Internet: Peculiarities and Principles of Operation]. URL: http://www. dslib. net/zhurnalistika/informacionnye-agentstva-v-interneteosobennostii-principy-funkcionirovanija.html. 2008. Vol. 2768274 (accessed: 12.06.2018). (In Russ.).
  27. Kurilov, A.E. (2017). Structure and Mechanisms of the Functioning of the News Field (Based on the Example of the Interfax, TASS and Russia Today News Agencies) [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
  28. Pogorelyy, Yu.A. (2001). News Agency: the Style of Prompt Messages. URL: http://www. evartist.narod.ru/text19/018. htm (accessed: 29.05.2018). (In Russ.).
  29. Alekseenko, D.I. (2014). Features of Professional Activities of a News Agency Journalist in Work with Economic Information [dissertation]. Chelyabinsk. (In Russ.).
  30. Lashchuk, O.R. (2003). Principles and Methods of Editing the Materials of News Agencies (e.g., ITAR-TASS, RIA Novosti, Interfax) [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
  31. Lashchuk, O.R. (2014). Rewriting Online News Messages in Russia: 2000—2013 [dissertation]. Moscow. Lomonosov State University of Moscow. (In Russ.).
  32. Harcup, T. & O’Neill, D. (2017). What is news? News values revisited (again), Journalism studies, 12, 1470—1488.
  33. Bednarek, M. & Caple, H. (2017). The Discourse of News Values: How News Organizations Create‘newsworthiness’. Oxford: Oxford University Press.
  34. Kubryakova, E.S. (2001). On the text the Criteria for its Definition In Structure and semantics. Vol. 1. Moscow. pp. 72—81. (In Russ.).
  35. Remchukova, E. & Evstratova, S. (2014). Foregrounding of the National and Cultural Components in Russian-language Press in Estonia]. Acta Slavica Estonica V. Anthropocentrism in language and speech. Tartu: Tartu State University. pp. 182—192. (In Russ.).
  36. Pogorelyy, Yu.A. (2013). Technology of Interfax News. Moscow: Aspect-press. (In Russ.).
  37. Maksimenko, O.I. (2017). New Abbreviation Trends (Based on Russian, English and German). RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 8(1), 74—181. doi: 10.22363/23132299-2017-8-1-174-181. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».