Философская основа фольклорного текста и его современных киноадаптаций
- Авторы: Конурбаев С.М.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Институт современного искусства
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025): Фразеология. Паремиология. Культура: к юбилею В.М. Мокиенко
- Страницы: 962-976
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/354204
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2025-16-3-962-976
- EDN: https://elibrary.ru/CAJQSE
- ID: 354204
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Фольклорный текст, являясь продуктом народного сознания, переживает существенные трансформации, обусловленные социально-историческими факторами развития общества и связанными с ними когнитивными изменениями внутри культуры. Трансформация фольклорного текста осуществляется в направлении от передачи сакрального знания и онтологического объяснения бытия к развлечению. Механизмы этой трансформации рассматриваются через основные философские составляющие фольклорного текста - онтологическую, аксиологическую, эпистемологическую и телеологическую, включенные в различные социокультурные контексты. Новый междисциплинарный подход позволяет проследить историческое развитие народных текстов от древних мифов до современных адаптаций, а также обозначить когнитивные сдвиги, связанные с изменениями в философской парадигме. Трансформация философской парадигмы фольклорного текста показана на примере таких известных сюжетов, как «Золушка» и «Беовульф».
Ключевые слова
Об авторах
Салават Маркленович Конурбаев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт современного искусства
Автор, ответственный за переписку.
Email: salavat@konurbaev.ru
ORCID iD: 0009-0009-0418-1113
SPIN-код: 2360-2517
аспирант кафедры английского языкознания филологического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения, Институт современного искусства
119991, ГСП-1, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 11, стр. 51; 121108, Российская Федерация, г. Москва, ул. Ивана Франко, д. 4, корп. 15Список литературы
- Veselovsky, A.N. (1940). Historical poetics. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.).
- Bakhtin, M.M. (1965). The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renaissance. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.). EDN: VQMUOV
- Propp, V.Ya. (1946). The Historical Roots of Fairy Tale. Leningrad: Izdatel’stvo LGU. (In Russ.).
- Propp, V.Ya. (1928). Morphology of the Folktale. Leningrad: Academia. (In Russ.).
- Propp, V.Ya. (1999). Russkii geroicheskii ehpos. Moscow: Labirint. (In Russ.).
- Meletinsky, E.M. (1958). The Hero of the Fairy Tale: the Origin of the Image. Moscow: Vostochnaya literatura. (In Russ.). EDN: WZEKXP
- Meletinsky, E.M. (1979). Paleoaziatskii mif i ehpos. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Meletinsky, E.M. (1976). The Poetics of Myth. Moscow: Nauka. (In Russ.). EDN: WZEKXF
- Lotman, Yu.M. (2000). Semiosfera. Saint-Petersburg: Iskusstvo-SPB. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. (1992). Culture and Explosion. Moscow: Gnosis. (In Russ.).
- Freidenberg, О.М. (1978). Myth and Literature of Antiquity. Moscow: Vostochnaya literatura. (In Russ.).
- Freidenberg, О.М. (1997). The Poetics of Plot and Genre. Moscow: Labirint. (In Russ.). EDN: QZNKEL
- Anikin, V.P. (1977). Russian folk tale. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).
- Anikin, V.P. (1996). Theory of Folklore: A course of lectures. Moscow: Publishing House KDU. (In Russ.).
- Likhachev, D.S. (1979). The Poetics of Early Russian Literature. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Heidegger, М. (1993). Der Brief Über den Humanismus. In: Sein und Zeit (pp. 192–221). Moscow: Respublika. (In Russ.).
- Bogatyrev, P.G., & Yakobson, R.O. (1971). Folklore as a Special Form of Creation. In: Issues of the Theory of Folk Art (pp. 369–383). Moscow: Iskusstvo. (In Russ.).
- Bogdanov, K.A. Precedent Texts in Modern Folklore. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/bogdanov1.htm (accessed: 21.04.2025). (In Russ.).
- Anikin, V.P. (2004). Russian oral Folk art. Moscow: HSE Publ. (In Russ.).
- Jung, K.G. (1996). Soul and Myth. Six Archetypes. Kyiv: State Library of Ukraine for Youth. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. (2005). Ob iskusstve: struktura khudozhestvennogo teksta. Semiotika kino i problemy kinoehstetiki. Stat‘i. Zametki. Vystupleniya. (1962–1993). Saint-Petersburg: Iskusstvo-SPB. (In Russ.).
- Bauman, R. (1997). Verbal Art as Performance. Rowley: Newbury House.
- Malinowski, B.K. (2015). Magic, science and religion. Moscow: Academic Project. (In Russ.).
- Vasil’eva, N.I. (2005). Fol’klornye arkhetipy v sovremennoy massovoy literature: romany Dzh.K. Rouling i ikh interpretatsiya v molodezhnoy subkul’ture [PhD thesis]. N. Novgorod. (In Russ.).
- Gusev, V.E. (2001). Fol’klor kak universal’nyy tip subkul’tury In: V diapazone gumanitarnogo znaniya (Iss. 4, pp. 320–328). Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Philosophy Society publ. (In Russ.).
Дополнительные файлы

