Семантический континуум мифа
- Авторы: Владимирова Т.Е.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 11, № 2 (2020): Семантика универсального и специфического в языке и тексте
- Страницы: 161-174
- Раздел: СИМВОЛИКА И МЕТАЯЗЫК ЛИНГВИСТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323274
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-161-174
- ID: 323274
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Язык, первый культурный феномен, получил текстовое выражение в мифах, из которых древнейшие повествуют о мистическом родстве племени с животным. Рассмотрение возникших на этой основе концептов, а затем и «понятийных мифов» (О.М. Фрейденберг) о тотемепервопредке делает возможным анализ их семантико-смысловых полей. При этом мы опирались на культурно-историческую концепцию Г.Г. Шпета, что позволило проследить эволюцию и последующую трансформацию семантико-смысловых полей мифа и таким образом раскрыть алгоритм формирования мифопоэтической традиции, ее угасания и вечного возвращения. В центре внимания данной работы семантико-смысловые поля мифов о Небесных оленихах / лосихах, культ которых растянулся более чем на шесть тысячелетий. Наблюдая за астральными объектами, служившими пространственно-временным ориентиром в охотничьем и оленеводческом промыслах, первобытные племена ощущали свое единство со звездными первопредками. Так, два созвездия из семи звезд, служившие первобытным охотникам и оленеводам ориентиром в пути, стали отождествляться на русском Севере с рогатой Матерью-оленихой / лосихой и ее дочерью, от которых зависит благополучие людей. Предпринятая в статье попытка сравнительноисторической реконструкции семантико-смысловых полей на материале мифов о тотемахпервопредках позволила выделить три основных пласта. Это 1) энергийно «заряженное» поле мифа о посещении шаманом фантастических олених-рожаниц, в котором получило выражение религиозно-мифологическое сознание; 2) семантико-смысловое поле мифов, которые принадлежат художественно-героическому сознанию и повествуют о культурном герое, готовом на подвиг ради своей семейно-родовой общности; 3) семантико-смысловое поле мифа о Рогатой матери-оленихе в повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход (После сказки)», в которой рассказ о спасении детей-сирот сочетается с размышлениями автора, носителя культурно-исторического и философско-культурного типов сознания. Что же касается семантико-смысловых полей, характерных для разнообразных интерпретаций сюжетов о лосихе и лосенке, близких к бытовой сказке, охотничьему рассказу и анекдоту, то они соответствуют научно-техническому типу сознания, утратившему сакральную связь с мифом.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Евгеньевна Владимирова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: yusvlad@rambler.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
ул. Кржижановского, 24/35, Москва, Российская Федерация, 117218; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Российская Федерация, 117198Список литературы
- Leont’ev, A.A. (2001). Linguistic consciousness the image of the world In Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: Izd-vo Mosk. psihologosocial’nogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK». pp. 139—280. (In Russ.).
- Zinchenko, V.P. (2010). Consciousness as a creative act. Moscow: YAzyki slavyanskih kul’tur. (In Russ.).
- Mamardashvili, M.K. (1992). As I understand the philosophy. Moscow: Progress. (In Russ.).
- Maslov, Yu.S. (1987). Introduction to Linguistics: Textbook. for filol. specialist. universities. Moscow: Vyssh. Shk. (In Russ.).
- Vladimirova, Т.Е. (2012). A metalinguistic paradigm for the study of a linguistic personality. Metaphysics, 4 (6), 26—38. (In Russ.).
- Fasmer, М. (1996). Etymological dictionary of the Russian language: in 4 vol. Vol. 3. St. Petersburg: Terra–ABC. (In Russ.).
- Gamkrelidze, T.V. & Ivanov, V.V. (1984). Indo-European language and Indo-Europeans. Reconstruction and historical-typological analysis of proto-language and protoculture. Tbilisi: Izd. Tbiliskogo univ. (In Russ.).
- Rezhabek, E.Ya. (2003). Mythology (cognitive analysis). Moscow: Editorial URSS. (In Russ.).
- Dal’, V.I. (1979). Dictionary of the living great Russian language: in 4 vols. 7th ed. Moscow: Russkiy yazyk. Vol. 2. (In Russ.).
- Dyachenko, G. (1993). Complete Church Slavonic Dictionary. Moscow: Izdat. otdel Moskov. Patriarkhata. (In Russ.).
- Rybakov, B.A. (1994). Paganism of the ancient Slavs. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Complete collection of Russian chronicles (1998). Vol. 1: Ipatiev Chronicle. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury. (In Russ.).
- Sreznevsky, I.I. (1958). Materials for the dictionary of the Old Russian language on written monuments: in 3 vols. Stereotype edition. Moscow: GIINS. Vol. 3. (In Russ.).
- Shapovalova, G. N. (1973). The North Russian Deer Legend In Folklore and ethnography of the Russian North. Leningrad: Nauka. pp. 209—223. (In Russ.).
- Anisimov, A.F. (1959). Cosmological representations of the peoples of the North. Moscow; Leningrad: Izd. AN SSSR. (In Russ.).
- Dickson, O. (2000). Raven clan shamanistic teachings. Moscow: Refl-book. (In Russ.).
- Mazin, A.I. (1984). Traditional beliefs and ceremonies of Evenki-Orochons (late 19th — early 20th century). Novosibirsk: Nauka. (In Russ.)
- Vladimirova, Т.Е. (2017). The sacred code of Eurasian myths about a totem-ancestor. Siberian Journal of Philology, 3, 5—18. doi: 10.17223/18137083/60/1. (In Russ.).
- Myths and legends of the peoples of the world (2004). The nationalities of Russia. Moscow: Mir knigi. (In Russ.).
- Siberian tales (1964). Novosibirsk: Zap.-Sib. Print publishing house. (In Russ.).
- Altai myths and legends. Oral creativity of the Altai people (1994). Gorno-Altaysk: Izd. Ak Chechek. (In Russ.).
- Aitmatov, Ch.T. (1980). Everything concerns all. Questions of literature, 12, 3—14. (In Russ.).
- Valikhanov, Ch.Ch. (1961). Collected Works: 5 vols. Vol. 1. Notes on Kyrgyz. Alma-Ata: Civil Heritage. (In Russ.).
- Aitmatov, Ch.T. (1993). White ship (After the fairy tale). Moscow: Sunday. (In Russ.).
Дополнительные файлы
