Семантический континуум мифа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Язык, первый культурный феномен, получил текстовое выражение в мифах, из которых древнейшие повествуют о мистическом родстве племени с животным. Рассмотрение возникших на этой основе концептов, а затем и «понятийных мифов» (О.М. Фрейденберг) о тотемепервопредке делает возможным анализ их семантико-смысловых полей. При этом мы опирались на культурно-историческую концепцию Г.Г. Шпета, что позволило проследить эволюцию и последующую трансформацию семантико-смысловых полей мифа и таким образом раскрыть алгоритм формирования мифопоэтической традиции, ее угасания и вечного возвращения. В центре внимания данной работы семантико-смысловые поля мифов о Небесных оленихах / лосихах, культ которых растянулся более чем на шесть тысячелетий. Наблюдая за астральными объектами, служившими пространственно-временным ориентиром в охотничьем и оленеводческом промыслах, первобытные племена ощущали свое единство со звездными первопредками. Так, два созвездия из семи звезд, служившие первобытным охотникам и оленеводам ориентиром в пути, стали отождествляться на русском Севере с рогатой Матерью-оленихой / лосихой и ее дочерью, от которых зависит благополучие людей. Предпринятая в статье попытка сравнительноисторической реконструкции семантико-смысловых полей на материале мифов о тотемахпервопредках позволила выделить три основных пласта. Это 1) энергийно «заряженное» поле мифа о посещении шаманом фантастических олених-рожаниц, в котором получило выражение религиозно-мифологическое сознание; 2) семантико-смысловое поле мифов, которые принадлежат художественно-героическому сознанию и повествуют о культурном герое, готовом на подвиг ради своей семейно-родовой общности; 3) семантико-смысловое поле мифа о Рогатой матери-оленихе в повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход (После сказки)», в которой рассказ о спасении детей-сирот сочетается с размышлениями автора, носителя культурно-исторического и философско-культурного типов сознания. Что же касается семантико-смысловых полей, характерных для разнообразных интерпретаций сюжетов о лосихе и лосенке, близких к бытовой сказке, охотничьему рассказу и анекдоту, то они соответствуют научно-техническому типу сознания, утратившему сакральную связь с мифом.

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Владимирова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yusvlad@rambler.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

ул. Кржижановского, 24/35, Москва, Российская Федерация, 117218; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Российская Федерация, 117198

Список литературы

  1. Leont’ev, A.A. (2001). Linguistic consciousness the image of the world In Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: Izd-vo Mosk. psihologosocial’nogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK». pp. 139—280. (In Russ.).
  2. Zinchenko, V.P. (2010). Consciousness as a creative act. Moscow: YAzyki slavyanskih kul’tur. (In Russ.).
  3. Mamardashvili, M.K. (1992). As I understand the philosophy. Moscow: Progress. (In Russ.).
  4. Maslov, Yu.S. (1987). Introduction to Linguistics: Textbook. for filol. specialist. universities. Moscow: Vyssh. Shk. (In Russ.).
  5. Vladimirova, Т.Е. (2012). A metalinguistic paradigm for the study of a linguistic personality. Metaphysics, 4 (6), 26—38. (In Russ.).
  6. Fasmer, М. (1996). Etymological dictionary of the Russian language: in 4 vol. Vol. 3. St. Petersburg: Terra–ABC. (In Russ.).
  7. Gamkrelidze, T.V. & Ivanov, V.V. (1984). Indo-European language and Indo-Europeans. Reconstruction and historical-typological analysis of proto-language and protoculture. Tbilisi: Izd. Tbiliskogo univ. (In Russ.).
  8. Rezhabek, E.Ya. (2003). Mythology (cognitive analysis). Moscow: Editorial URSS. (In Russ.).
  9. Dal’, V.I. (1979). Dictionary of the living great Russian language: in 4 vols. 7th ed. Moscow: Russkiy yazyk. Vol. 2. (In Russ.).
  10. Dyachenko, G. (1993). Complete Church Slavonic Dictionary. Moscow: Izdat. otdel Moskov. Patriarkhata. (In Russ.).
  11. Rybakov, B.A. (1994). Paganism of the ancient Slavs. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  12. Complete collection of Russian chronicles (1998). Vol. 1: Ipatiev Chronicle. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury. (In Russ.).
  13. Sreznevsky, I.I. (1958). Materials for the dictionary of the Old Russian language on written monuments: in 3 vols. Stereotype edition. Moscow: GIINS. Vol. 3. (In Russ.).
  14. Shapovalova, G. N. (1973). The North Russian Deer Legend In Folklore and ethnography of the Russian North. Leningrad: Nauka. pp. 209—223. (In Russ.).
  15. Anisimov, A.F. (1959). Cosmological representations of the peoples of the North. Moscow; Leningrad: Izd. AN SSSR. (In Russ.).
  16. Dickson, O. (2000). Raven clan shamanistic teachings. Moscow: Refl-book. (In Russ.).
  17. Mazin, A.I. (1984). Traditional beliefs and ceremonies of Evenki-Orochons (late 19th — early 20th century). Novosibirsk: Nauka. (In Russ.)
  18. Vladimirova, Т.Е. (2017). The sacred code of Eurasian myths about a totem-ancestor. Siberian Journal of Philology, 3, 5—18. doi: 10.17223/18137083/60/1. (In Russ.).
  19. Myths and legends of the peoples of the world (2004). The nationalities of Russia. Moscow: Mir knigi. (In Russ.).
  20. Siberian tales (1964). Novosibirsk: Zap.-Sib. Print publishing house. (In Russ.).
  21. Altai myths and legends. Oral creativity of the Altai people (1994). Gorno-Altaysk: Izd. Ak Chechek. (In Russ.).
  22. Aitmatov, Ch.T. (1980). Everything concerns all. Questions of literature, 12, 3—14. (In Russ.).
  23. Valikhanov, Ch.Ch. (1961). Collected Works: 5 vols. Vol. 1. Notes on Kyrgyz. Alma-Ata: Civil Heritage. (In Russ.).
  24. Aitmatov, Ch.T. (1993). White ship (After the fairy tale). Moscow: Sunday. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».