Оценочная составляющая метафоры «верх - низ» в немецкой политической карикатуре

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В карикатуре метафора «верх - низ» представляет оппозиции «хорошее - плохое», «больше - меньше», «невыполнимое - реальное». Целью статьи является описание оценочной составляющей рассматриваемых оппозиций с акцентом на знаке оценки и его основаниях в лексиконе немецкой языковой личности. Сложная природа карикатуры, которая определяется как поликодовый текст, и учет факта ее обращенности к языковой личности объясняют опору в ходе достижения поставленной цели на наработки в области когнитивной лингвистики и использование собственно лингвистических методов. В результате было установлено, что в пространстве политической карикатуры метафора представлена противопоставлением уровней - поверхность земли, выше уровня земной поверхности, ниже уровня земной поверхности, - которые демонстрируют закрепленный знак оценки (положительный или отрицательный) или приобретают его в контексте сообщения. Закрепленным знаком оценки отличаются оппозиции, которые тяготеют к метафоре «хорошее ориентировано наверх ↔ плохое - вниз», что имеет основание в особой мыслительной модели (представлении об уровневом устройстве мира), которая закреплена в лексиконе немецкой языковой личности во фразеологическом фонде языка, внутренней форме слова, традиционной сочетаемости слов. При реализации метафоры «невыполнимое ориентировано наверх ↔ реальное - вниз», основание которой образует бытовой прагматизм, закрепленный в немецких фразеологизмах, наблюдается отступление от вышеупомянутой модели, что требует от карикатуриста создания соответствующих опор для верного декодирования сообщения адресатом. Распределение знаков оценки между оппозиционными членами метафоры «больше ориентировано наверх ↔ меньше - вниз» обусловлено применяемой оценочной шкалой, что используется карикатуристом в игре со знаком оценки с целью оказания влияния на мнение адресата. Формируя оценочный знак оппозиционных членов метафоры, карикатурист опирается на представления, закрепленные в лексиконе немецкой языковой личности. В пространстве политической карикатуры данная особенность объединяет все рассмотренные случаи реализации метафоры «верх - низ».

Об авторах

Галина Леонидовна Денисова

Тольяттинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: g.denisova@tltsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4238-7587

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

445020, Российская Федерация, Тольятти, ул. Белорусская, 14

Список литературы

  1. Vol’skaya, N.N. (2017). Assessment and its function in a creolized text cartoons. Mediascope, 1. URL: http://www.mediascope.ru/2272 (accessed: 3 July 2017).
  2. Kovecses, Z. (2002). Metaphor: A Practical Introduction. New York: Oxford University Press.
  3. Kerimov, R.D. (2015). Metaphorical anthropomorphism in social-political communication. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ.).
  4. Skorokhodova, E.Yu. & Borodyanskaya, E.A. (2020). Creolized text of the modern mass media as a means to form reader’s emotional-evaluative attitude. Philology. Theory & Practice, 13(3), 242—245. (In Russ.). DOI: 10/30853/filnauki.2020.3.50
  5. Kharchenko, V.K. (2007). Functions of Metaphor. Moscow: LKI. (In Russ.).
  6. Kipina, M.A., Plotnikova, M.V. & Tulaykina, S.S. (2018). Victim of Russian bear: Image of Ukraine in French political cartoons 2014—2018. Sopostavitel’naya lingvistica, 7, 26—33. (In French).
  7. Ivanova, E.A. (2018). The image of modern Europe in a political cartoon. Political Lunguistics, 4(70), 77—86. (In Russ.).
  8. Dekhnich, O.V. & Seredina, E.V. (2019) Metaphorization of visual component in modern American political cartoon. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics, 16(1), 5—10. DOI: 10/14529/ling190101. (in Russ.).
  9. Lakoff, G. & Johnson, M. (2004). Metaphors We Live By. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.).
  10. Shustrova, E.V. (2015). Up vs. down and forward vs. backwards oppositions in American political cartoon: The Great depression period. Political Linguistics, 3(53), 65—73. (In Russ.).
  11. Kloepfer, R. (1977). Komplementarität von Sprache und Bild. Am Beispiel von Comic, Karikatur und Reklame. In: Roland Posner (ed.) Zeichenprozesse: semiotische Forschung in den Einzelwissenschaften. Wiesbaden: Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion. pp. 129—145.
  12. Sorokin, Yu.A. & Tarasov, E.F. (1990). Creolized texts and their communicative function. In Optimization of Speech Influence. Moscow: Nauka. pp. 180—196. (In Russ.).
  13. Anisimova, E.E. (2003). Text Linguistics and Intercultural Communication (on Basis of Creolized Texts). Moscow: Academiya. (In Russ.).
  14. Voroshilova, M.B. (2013). Political Creolized Text: Keys of Understanding. Ekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ. (In Russ.).
  15. Dugalich, N.M. (2018). Political cartoon as a genre of political discourse. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 9(1), 157—172. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-1-158-172
  16. Denisova, G.L. (2019). Text categories of messages in the form of a political cartoon. SHS Web of Conferences 69. 00031. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900031 (accessed: 3 July 2017).
  17. Denisova, G.L. (2020). Appeal of the Great Patriotic War cartoons to the Russian language personality. Issues of Cognitive Linguistics 1, 78—86. (In Russ.). doi: 10.20916/1812-3228-2020-1-78-86
  18. Karaulov, Yu.N. (2010). Russian Language and Language Personality. Moscow: LKI Publ. (In Russ.).
  19. Popova, Z.D. & Sternin, I.A. (2007). Cognitive Linguistics. Moscow: AST: Vostok-Zapad (In Russ.).
  20. Vol’f, E.M. (2006). Functional Semantics of Valuation. Moscow: KomKniga. (In Russ.).
  21. Nagy, W. (1974). Figurative Patterns and Redundancy in the Lexicon [dissertation]. San Diego: University of California.
  22. Moskalskaja, O.I. (1997). Das große deutsch-russische Wörterbuch. Erster Band. Moskau: Russische Sprache.
  23. Leping, E.I. (1976). Russisch-Deutsches Wörterbuch. Moskau: Russische Sprache.
  24. Binowitsch, L.T. & Grischin, N.N. (1975). Deutsch-russisches phraseologisches Wörterbuch. Мoskau: Russische Sprache.
  25. Wierzbicka, A. (1992). Defining emotion concepts. Cognitive Science, 16, 539—581.
  26. Wiezbicka, A. (1992). Talking about emotions: Semantics, culture, and cognition. Cognition and Emotion, 6(3/4), 285—319.
  27. Zaliznyak, A.A. (2005). Happiness and enjoyment in Russian language picture of world. In: Key Ideas of Russian Language Picture of the World. Moscow: Yazuki slavyanskoi kul’tury. pp. 153—174. (In Russ.).
  28. Klappenbach, R. & Steinitz, W. (1981—1985). Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache: in 6 Bänden. Berlin: Akademie.
  29. Negreev, I.O. (2012). The old Scandinavian image of the world tree Yggdrasil: Functions and meaning. Evrasiya: duchovnye traditsii narodov, 2, 131—138. (In Russ.).
  30. Jäkel, O. (1997). Metaphern in abstrakten Diskurs-Domänen: Eine kognitiv-linguistische Untersuchung anhand der Bereicher Geistestätigkeit, Wirtschaft und Wissenschaft. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Lang.
  31. The Bible. URL: https//bible.by/verse/1/3/ (accessed: 3 July 2017). (In Russ.).
  32. Medyakov, A.S. (2018). From peasant to archangel: The image of the German Michael during the First World War. Dialogue with Time. Intellectual History Review, 63, 146—166. (In Russ.).
  33. Agricola, E. (1979). Wörter und Wendungen. Leipzig: Bibliographisches Institut.
  34. Kempcke, G. (1984). Handwörterbuch der deutschen Gegenwartssprache: in 2 Bänden. Berlin: Akademie.
  35. Graf, A.E. (1960). 6000 deutsche und russische Sprichwörter. Halle (Saale): VEB Max Niemeyer Verlag.
  36. Denisova, G.L. (2013). Cogninitive Mechanism of Comparison: Text Potential. Saarbrücken. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».