Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» и ее интерпретация в современных поэтических текстах
- Авторы: Муратова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022): СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
- Страницы: 1083-1093
- Раздел: СЕМИОТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323474
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-1083-1093
- ID: 323474
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется семиотика картины Исаака Левитана «Над вечным покоем» и ее интерпретации в современных поэтических тестах. Любой текст культуры, будь то живопись, художественная литература, музыка и под., функционирует в едином социокультурном пространстве на фоне важных современных интеграционных процессов в мире. В связи с этим исследование взаимовлияния и взаимообогащения разных видов искусства, в частности живописи и поэзии, представляется весьма актуальным. При анализе материала использовались основные общенаучные методы наблюдения, описания, анализа и интерпретации. Исследуется само понятие «покой» в словарях, абсолютный покой как нечеловеческий холод в девятом кругу ада в «Божественной комедии» Данте. Рассматривается понимание покоя в христианской церкви: войти на небо, приять тамошнее царство, общение с Богом, упокоение в тамошнем блаженстве, общение с ангелами, жизнь бессмертная. «если человек не узнает, что такое скорбь, то не узнает и что такое покой»: к такому пониманию близка философская концепция украинского философа XVIII в. Григория Саввича Сковороды: покой является наградой за все земные страдания человека «истинного», покой олицетворяет вечность, вечный дом. В картине Левитана, судя по изображенному на ней, по преобладанию темных и холодных цветов, по самому сюжету (церковка и заброшенное кладбище) вечный покой понимается художником не как смерть, а как особое состояние души: это и макрокосмос, и микрокосмос, и библейское понимание вечности. Анализируется мир поэтических образов, возникающих под влиянием картины И. Левитана.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Юрьевна Муратова
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mouratova@tut.by
ORCID iD: 0000-0002-5246-8911
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания
210038, Республика Беларусь, г. Витебск, Московский пр., д. 33Список литературы
- Lotman, Yu.M. (1992). Culture and Explosion. Moscow. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. (2002). History and typology of Russian culture: Semiotics and typology of culture. Text as a semiotic problem. Semiotics of everyday behavior. History of literature and culture. St. Petersburg. (In Russ.).
- Lessing, G.E. (1953). Laocoön, or on the limits of painting and poetry. In: Selected Works. Moscow. pp. 385–516. (In Russ.).
- Benois, A.N. (1995). History of Russian painting in the 19th century. Moscow. (In Russ.).
- Chekhov, A.P. (1985). Complete collection of works and letters in 30 volumes. Vol. 9. Moscow. (In Russ.).
- Petrov, V.A. (2000). Isaac Ilyich Levitan. St. Petersburg: Belyy gorod. (In Russ.).
- Schopenhauer, A. (1901). World as will and representation. Vol. II. Moscow. (In Russ.).
- Novikov, L.A. (2001). Selected works. Vol. II. Aesthetic aspects of language. Moscow. (In Russ.).
- Dictionary of the Russian language: in 4 volumes (1999). A.P. Evgenieva (Ed.). Moscow. (In Russ.).
- Dante Alighieri (1982). The Divine Comedy. Moscow. (In Russ.).
- Dobrolyubie (1992). Reprint. Vol. 1. Moscow. (In Russ.).
- Ivanyo, I.V. & Shinkaruk, V.I. (1973). Philosophical heritage of Grigory Skovoroda. In: Skovoroda G.S. Selected works. Moscow. (In Russ.).
- Skovoroda, G.S. (1973). Selected works. In 2 vols. Moscow. (In Russ.).
Дополнительные файлы
