Муравей и цикада в португальской лирике: динамика ассоциативной семантики
- Авторы: Кутьева М.В.1, Махортова В.А.2
-
Учреждения:
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 132-147
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323541
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2025-16-1-132-147
- EDN: https://elibrary.ru/PARAZG
- ID: 323541
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Отталкиваясь от традиционных значений хрестоматийных образов муравья и цикады, в данной статье мы рассматриваем трансформации их ассоциативной (вторичной) семантики в пространстве поэтического текста. Выдвигается гипотеза о значительной динамической вариативности ассоциативной семантики и метафорики этих энтомонимов. Благодаря творчеству Эзопа и Лафонтена анализируемые образы несут ощутимый басенный отпечаток в своем семантическом реестре. Хотя в португальской лингвокультуре муравей воспринимается преимущественно положительно и трактуется как неустанный труженик, рачительный хозяин и даже провидец, коннотативная привлекательность этого образа несколько омрачилась поэтическими ассоциациями с излишним практицизмом, жадностью, черствостью и будничной серостью, инкриминируемыми муравью со второй половины двадцатого века. Не остался неизменным в прагматико-семантическом отношении и образ цикады, чья роль безответственной лентяйки из басни трансформировалась в аллегорию жрицы музыки, творческой личности, ставящей самовыражение превыше всего. Однако и муравей, и цикада в ряде поэтических контекстов дистанцируются от иносказательной дуальной траектории, предначертанной Эзопом. В частности, муравей изображается как часть огромного, но суетливого коллектива (муравейника), а цикада ассоциируется в португальской лирике как с вдохновенной жаждой творчества, так и с противоположной ей страстью - агрессивностью. Для выявления подобных семантических черт использовались описательно-аналитические методы сопоставительного, компонентного, интерпретативного и концептуально-инференционного анализа. Исследование можно было бы развить по вектору фиксации и сопоставления авторских переносных значений, выбрав группу наиболее «активных» в поэзии энтомонимов на материале неблизкородственных языков.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Викторовна Кутьева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuteva.mv@rea.ru
ORCID iD: 0000-0002-2952-8349
SPIN-код: 4502-2714
ResearcherId: E-5614-2017
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков № 2 Высшей школы cоциально-гуманитарных наук
117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36Варвара Александровна Махортова
Московский государственный лингвистический университет
Email: varvara2504@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7944-1161
SPIN-код: 2651-1783
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры португальского языка переводческого факультета
119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38Список литературы
- Zhelvis, V.I. (2006). A Dragonfly and an Ant as an Object of Culturological Analyses. Journal of psycholinguistics, (3), 78–94. (In Russ.). EDN: LAUJZT
- Nikolaidi, M.A. (2022). Aesop’s Fable The Ant and the Beetle and its Variants in Ancient, Western European and Russian Cultures. Mezhdunarodnyi aspirantskii vestnik. Russkii yazyk za rubezhom, (1), 52–56. (In Russ.). EDN: WNNEBP
- Mokienko, V.M. (2016). From the Ordinary Meaning to the Artistic Image. SibSkript, 3(67), 164–169. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-3-164-169 (In Russ.). EDN: WJBFFR
- Vechkanova, E.Yu. (2015). S. Maugham’s Story “The Ant and the Grasshopper”: Resentimential Transformations of a Classical Plot. Ural Philological Herald. Series Russian Literature of XX—XXI Centures: Directions and Trends, (2), 84–99. (In Russ.). EDN: UBLVXN
- Frade, M. (2017). Esopo em Portugal: das Origens à Contemporaneidade. Caligrama: Revista de Estudos Românicos, 22(1), 51–70. https://doi.org/10.17851/2238-3824.22.1.51-70 (In Portuguese).
- Monteiro, S., Balça, A., & Azevedo, F. (2010). Confabulando Valores: La Cigarra y la Hormiga. Ocnos: Revista de estudios sobre lectura, (6), 61–70. https://doi.org/10.18239/ocnos_2010.06.05. (In Spanish).
- Oliveira, J.B. de. (2017). Inversões de Sentido na Fábula A Cigarra e a Formiga: Modos de Subjetivação em Conflito. Grau Zero — Revista de Crítica Cultural, Alagoinhas-BA: Fábrica de Letras UNEB, 5(2), 149–172. https://doi.org/10.30620/gz.v5n2.p149 (In Portuguese).
- Boldyrev, N.N., & Fedyaeva, E.V. (2023). Cognitive Research Methods in Linguistics: Conceptual- Inferential Analysis. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(3), 686–703. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-686-703 EDN: LVSSMM
- Novikova, M.L. (2020). Ontology of poetic word’s art and defamiliarization. Moscow: Ekon-Inform Publ. (In Russ.). EDN: KTGMIP
- Boccuti, A. (2012). Hormigas en Blanco y Negro. Artifara, (12), 11–23. https://doi.org/10.13135/1594-378X/69 (In Spanish).
- Turanina, N.A. (2007). Metaphorical Vocabulary of Poetry of the Early 20th Century: Problems and Prospects. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series “Humanitarian and Social Sciences”, 2, 90–94. (In Russ.). EDN: JTYBAL
- Ovcharenko, O.A. (2023). Peculiarities of Heteronymy in the Lyrics by Fernando António Nogueira Pessoa. Vestnik of Kostroma State University, 29(1), 9–99. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-93-99 (In Russ.). EDN: WOEIRU
- Feshchenko, I.N. (2019). The Origin of “Paganism” by Ricardo Reis — the most Mysterious Heteronym of Fernando Pessoa. The New Philological Bulletin, 3(50), 211–224. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00073 EDN: YQVATF
- Reisner, M.L. (2023). In the Search of Secret Meaning: the Role of “Inner Commentary” in the Nasir-i Khusraw’s Poetic Works (11th Century). Studia Litterarum, 8(1), 100–125. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-1-100-125 (In Russ.). EDN: SSYTQF
- Uspenskii, F.B. (2008). Habent Sua Fata Libellulae. On the History of Russian Literary Insects. St. Tikhon’s University Review. Series III: Philology, 12, 60–80. (In Russ.). EDN: JWTLRL
- Korovin, V.I. (2022). “The Dragonfly and The Ant”: a Brief History of the Fable from Aesop to Krylov. Literature at School, (5), 25–39. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/0130-3414-2022-5-25-39 EDN: OETQTW
- Gitis, L.H. (2005). A Dragonfly and an Ant. Minary informatic and analitic Bulletin, (1), 30–33. (In Russ.). EDN: IBXFBB
- Denisenko, V.N., & Vered, V.T. (2020). Linguocultural Transfer of Metaphors in a Literary Text. Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education, 6(1), 60–67. (In Russ.). https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.060 EDN: LNKQXC
- Maslov, E.S. (2023). Time in Narrative: “Fabula — Syuzheт” and “Story — Discourse” vs Semiotic Triangle. Studia Litterarum, 8(3), 1–27. (In Russ.). https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-3-10-27 EDN: WZLCUF
- Soto-Vázquez, J., & Pérez-Parejo, R. (2011). Posibilidades Didácticas de la Cigarra y la Hormiga. Una (re) lectura. Alabe. Revista de Investigación sobre Lectura y Escritura, 2, 1–17. https://doi.org/10.15645/Alabe.2011.3.5 (In Spanish).
- Suassuna, D.M.F. de Almeida, & Azevedo, A.A. (2007). Política e lazer: interfaces e perspectivas. Brasília: Thesaurus Publ. (In Portuguese).
- Neliubova, N.Yu., Lomakina, O.V., & Mirzaeva, S.V. (2023). Labor in the Paradigm of the Values of European and Asian Peoples: on the Basis of Russian, French and Kalmyk Proverbs. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(3), 595–615. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-595-615 EDN: OSAIRD
- Aquino, Cássio Adriano Braz, & Martins, José Clerton de Oliveira. (2007). Ócio, lazer e tempo livre na sociedade do consumo e do trabalho. Revista Mal Estar e Subjetividade, 7(2), 479–500. (In Portuguese).
- Ustinova, T.V. (2016). Semantic Transformations in Poetic Translation: Linguistic and Cognitive Aspects of Meaning Construction. Bulletin of Cheliabinsk State Pedagogical University, (2), 191–197. (In Russ.). EDN: VTFCVL
- Lazaridi, M.I. (2020). Comparative Analysis of Concepts on Reading of the Aesop’s Fable “The Ant And The Grasshopper”. Russian language and literature at Kyrgyzstan schools, (2), 43–48. (In Russ.). EDN: KCDOVC
- Kudelin, A.B., & Sultanov, K.K. (2014). Universality of “The Original” as a Philosophical-Artistic Imperative (Rereading and Rediscovering Chingiz Aitmatov). Philology and Culture, 1(35), 181–190. (In Russ.). EDN: SCZXDD
- Danich, O.V., Druzhinina, N.L., & Maslova, V.A. (2023). Poetic Word in the Light of L.A. Novikov’s Teachings on Aesthetic Perception. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(2), 502–513. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-502-513 EDN: MVVVSP
- Bagno, V.E., & Misnikevich, T.V. (2023). Recoding, Reaccentuation, Creative Association (Topos of the Incomplete Discoveries of Precursors in the Works of Russian Modernists). Studia Litterarum, 8(4), 36–57. (In Russ.). https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-4-36-57 EDN: GVWTIB
- Nechaeva, K.K. & Makhortova, V.A. (2021). Sophia de Mello Breiner Andresen: The Poetry of “Amazement”. Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication, (2), 11–117. (In Russ.). https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3421 EDN: QXDCMP
- Turanina, N.A. (2015). Metaphorical Modelling World as a Construct of Reality in Literary Discourse. Science. Art. Culture, 2(6), 252–256. (In Russ.). EDN: TWNSNT
Дополнительные файлы
