Экологический дискурс в социальной сети «Telegram»: методы и средства речевого воздействия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тексты, освещающие проблемы экологии, выступают трансляторами социально значимой информации, конструирующей систему ценностных координат, и требуют всестороннего научного осмысления. Рассматриваются параметры экологического дискурса в социальной сети «Telegram». Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа корпуса новейших текстов, объединяющим тематическим компонентом которых является природа и охрана окружающей среды. Цель исследования - изучение экологического дискурса, репрезентируемого в аккаунтах эко-блогеров в русскоязычном сегменте социальной сети «Telegram», в аспекте реализации в нем приемов речевого воздействия на реципиента. Функциональная и содержательная сложность текстов, актуализируемых в исследуемом дискурсивном пространстве, предопределила разнообразие используемых исследовательских методов: от непосредственного наблюдения, метода сплошной и случайной выборки, контент-анализа до лингвопрагматического и структурно-лингвистического анализа текстов экоблогов. Исследование экоблогов позволило выявить их специфику, а также спектр методов и средств речевого воздействия на уровнях композиции и содержания, используемых экоблогерами для того, чтобы оказать максимальное воздействие на мировоззрение и поведение адресата и побудить его к совершению активных действий в пользу сохранения чистоты окружающего мира.

Об авторах

Виолетта Александровна Гапутина

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: wwwgaputina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7885-9611
SPIN-код: 7813-8287

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации филологического факультета

117485, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6

Александр Степанович Мамонтов

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Email: as-mamontov2@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6703-637X
SPIN-код: 2815-4443

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации филологического факультета

117485, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6

Список литературы

  1. Shchurina, Yu.V. (2016). Genre originality of the social network Instagram*[5]. Speech Genres, 1(13), 156–158. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168 (In Russ.).
  2. Karasik, V.I. (2019). Genres of network discourse. Speech Genres, 1(21), 49–55. https://doi.org/https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55 (In Russ.).
  3. Navoloka, Yu.S. (2018). Hashtag text as a new text format in the Internet space (using the example of the social network Instagram*). Philology. Theory & Practice, 12–3(90), 568–573. (In Russ.).
  4. Patrusheva, L.S. (2018). Hashtagging as a new communication process. Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology, 28(3), 471–475. (In Russ.).
  5. Krylova, M.N. (2019). The language of modern Internet communication (based on the intellectual content of the social network “VKontakte”). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, 1, 128–137. https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-128-137 (In Russ.).
  6. Kalugina, Yu.V., Mustafina, A.R. & Edeleva, I.V. (2020). Functional potential and linguistic features of modern hypertext (based on Live Journal, Twitter and Instagram*). Prepodavatel XXI vek, 2, 393–403. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-2-393-403 (In Russ.).
  7. Grishanina, A.N. (2017). Personality in the coordinates of social networks: constructivism and destructivism of speech behavior. Humanitarian Vector, 12(2), 109–115. https://doi. org/10/21209/1996-7853-2017-12-2109-115 (In Russ.).
  8. Kuryanovich, A.V. (2017). Deviant speech behavior of users of network correspondence: factors of discursive conditioning and forms of manifestation. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 7(184), 78–84. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2017-7-78-86 (In Russ.).
  9. Zyryanov, B.V. (2018). Strategies for promoting a personal account on Instagram*. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 7(3), 539–556. https://doi.org/10.17150/23086203.2018.7(3).539-556 (In Russ.).
  10. Terskikh, M.V. (2020). Tools for advertising promotion on the Instagram* network: genre and language features. Nauchnyi dialog, 6, 178–189. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-6178-189 (In Russ.).
  11. Blinova, O.A. (2019). Multimodality in network political discourse: Internet memes about Scottish independence. Nauchnyi dialog, 10, 79–93. https://doi.org/10.24224/2227-12952019-10-79-93 (In Russ.).
  12. Madzhaeva, S.I. & Gagarina, E.Yu. (2019). Medical Internet forum and social network: definition and functions. Bulletin of Chelyabinsk State University, 6(428), 101–106. https:// doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10613 (In Russ.).
  13. Dugalich, N.M. & Ebzeeva, Yu.N. (2024). French medical memes: Themes, language, functions. Training, Language and Culture, 8(2), 20–30. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2024-8-2-20-30.
  14. Terskikh, M.V. (2019). Genre specificity of sports brand accounts in the aspect of socially oriented business (using the example of the social network Facebook*). Nauchnyi dialog, 3, 132–146. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-3-132-146 (In Russ.).
  15. Sobyanina, V.A. (2019). About some lexical features of German cosmetology discourse on the Internet. MCU journal of philology. theory of linguistics. linguistic education, 3(35), 33–41. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2019.35.3.04 (In Russ.).
  16. Bozhenkova, N.A. & Negushina, A.A. (2021). Interpersonal characteristics of Russianlanguage feminist media discourse (using the example of the Telegram channel “The Rober’s Daughter”). Kul’tura i tekst, 4(47), 240–252. (In Russ.).
  17. Gaputina, V.A. (2018). Fashion discourse in the social network Instagram*. Mir Nauki, Kul’tury, Obrazovaniya, 2(69), 526–530. (In Russ.).
  18. Kalenova, O.G. & Dubrovskaya, T.V. (2015). On the problem of determining environmental discourse and its genres. Actual issues of modern philology and journalism, 2(16), 6–12. (In Russ.).
  19. Zaitseva, A.V. (2022). Diversity of virtual genres of environmental discourse in Germany (using the example of Internet communication on environmental topics). Philology. Theory & Practice, 15(8), 2573–2579. (In Russ.).
  20. Pavlova, E.B. (2019). Linguistic and pragmatic organization of English-language environmental Internet discourse. Nauchnyi dialog, 1, 88–100. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-188–100 (In Russ.).
  21. Shelestyuk, E.V. (2014). Speech influence: ontology and research methodology: monograph. Moscow: FLINTA: Nauka. (In Russ.).
  22. Glinchevsky, E.I. (2005). Means of speech influence in the language of the media. Moscow university bulletin. series 19: linquistics and intercultural communication, 4, 18–27. (In Russ.).
  23. [*] The * sign marks social networks that are part of the Meta Corporation, whose activities have been recognized as extremist and banned in the territory of the Russian Federation since March 2022.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».