Семиотический подход Р. Барта к сообщениям СМИ: индонезийский кейс


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение семиотики тесно связано с интерпретацией текста адресатом. Повествование - основное средство понимания и выражения этого состояния, ограниченного временем. Любая семиологическая система есть система значимостей, но реципиент мифа принимает значение за систему фактов. Целью работы является применение семиотического анализа Р. Барта для исследования процесса получения новостных сообщений, вызывающих негативное восприятие адресатами реализуемой правительством политики. В концепции исследования используются критические теории СМИ, рассматривающие новости с негативными коннотациями, приводящие к паническим настроениям, что делает людей более маргинализированными в удовлетворении своих повседневных потребностей. Согласно Р. Барту, культурные феномены, как и виды коммуникации, кодируются в знаковых системах, которые являются продуктом мифотворческой деятельности, где любое культурно значимое явление представляет собой речевое высказывание, являющееся носителем мифического сообщения. Предметом исследования является дискурс, в котором присутствует «эффект значимости», и затрагивающий базовые интересы индонезийской аудитории, расположенной на десятках островов. Предшествующие исследования, в которых единицей анализа являлись новости о повышении цен на топливо в национальных и местных СМИ в 2022-2023 гг. в крупнейшей мусульманской стране с 300-миллионным населением, подтверждают наши выводы. Результаты семиотического анализа означающего, проведенного благодаря методике Р. Барта, показывают, что индонезийцы становятся все более маргинализированными в результате интерпретации, затрудняющей участие людей в экономической деятельности. Коннотативное значение в названии и содержании новости пагубно влияет на поведение при покупке топлива. Коннотативный знак демонстрирует тот факт, что новости могут раздражать людей из-за роста цен на бензин, который является необходимым условием для поддержания их экономической деятельности. С другой стороны, правительство советует прислушиваться к сигналам, исходящим от медиа как институтов, представляющих народ, и коммуницировать со структурами, напрямую работающими с населением.

Об авторах

Бекти Истиянто

UPNVJ

Автор, ответственный за переписку.
Email: bekti.istiyanto@upnvj.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-9031-8666
Scopus Author ID: 57205023689

доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук

12450, Джалан Фатмавати Пондок Лабу, Южная Джакарта

К. Й.С Путри

Университет Negeri

Email: kinkinsubarsa@unj.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-1622-5189
Scopus Author ID: 57205025978

доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук

13220, Джалан Равамангун Мука, RT.11/RW. 14, Равамангун, Пуло Гадунг, город Восточная Джакарта, особый столичный регион Джакарты

Валерий Леонидович Музыкант

Российский университет дружбы народов

Email: muzykant-vl@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X
SPIN-код: 4071-1550
Scopus Author ID: 57194704701
ResearcherId: AAE-1181-2020

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

М. Сирегар Аделина

Университет Negeri

Email: kyuliatys@gmail.com
научный сотрудник коммуникационных наук, доцент кафедры коммуникационных наук 13220, Джалан Равамангун Мука, RT.11/RW. 14, Равамангун, Пуло Гадунг, город Восточная Джакарта, особый столичный регион Джакарты

Венус Хадиз Антер

UPNVJ

Email: antar.venus@unpad.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-1913-4055
Scopus Author ID: 57210436904

доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук

12450, Джалан Фатмавати Пондок Лабу, Южная Джакарта

Список литературы

  1. Detikcom. (2023). Kementerian Esdm Buka-Bukaan Rencana Terbaru Atur Pembelian Pertalite. https://Www.Instagram.Com/P/Cylxqczmdcu/?Igshid=Mtc4mmm1ymi2ng%3d% 3d
  2. Duvall, Spring-Serenity. (2012). Fiske, John. In: Encyclopedia of Gender in Media, M. Kosut (Td.). Thousand Oaks, CA: SAGE Publ. pp. 120-21. https://doi.org/10.4135/9781452218540.n51
  3. Shilina, M.G. & Zarifian, M. (2023). Rethinking Semiotics: a new categorizatioin of sign? RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(2), 305-313. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-305-313
  4. Briandana, R., Marta, R.F., Mijan, R. & Fauzi, E.P. (2022). The Ideology of Racism in Contemporary Hollywood Films on Netflix: A Case Study on “All The Boys I’ve Loved Before” Movie. Komunikasi Indonesia, 11(1), 5. https://doi.org/10.7454/Jkmi.V11i1.1025
  5. Barthes, R. (1977). Image, music, text, S. Heath (Ed.). The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 37(2), 235-236. https://doi.org/10.2307/429854
  6. Rudrakumar, S. & Venkatraman, R. (2022). A Semiotic Analysis of Saussure and Barthes’s Theories Under the Purview of Print Advertisements. Journal of Language and Linguistic Studies, 18(1), 386-396. https://doi.org/10.52462/Jlls.189
  7. Muhammadiah, M., Muliadi & Hamsiah, A. (2020). A Semiotic Analysis of Political News Featured in Indonesian Newspapers. International Journal of Innovation, Creativity and Change, 13(9), 1627-1640.
  8. Barthes, R. (1966). Introduction à l’analyse structurale des récits. Communications, 8(1), 1-27 (transl. as R. Barthes (1977). Introduction to the Structural Analysis of Narratives. In: Image- Music-Text. New York. pp. 79-124).
  9. Mukhtar, S. & Putri, K.Y.S. (2021). Technology Integrated on Media Literacy. In: Economic Studies on Higher Education. Journal of Social Studies Education Research Sosyal, 12(1), 95-123.
  10. Chebib, R.M. & Sohail, N. (2011). The Reasons Social Media Contributed to the 2011 Egyptian Revolution. International Journal of Business Research and Management (IJBRM), 2(3).
  11. Kombol, M.A. (2014). Uses of Social Media Among Selected Labour Unions in Abuja During Nigeria’s (January 2012) “Oil Su Bsidy” Removal Protests. Studies in Media and Communication, 2(1), 102-114. https://doi.org/10.11114/Smc.V2i1.401
  12. Holton, M., Kim, B., Adam, E. & Chaney, D. (2015). Employee stress management: An examination of adaptive and maladaptive coping strategies on employee health. https:// doi.org/10.3233/WOR-152145
  13. Winarno, B.D.P. (2007). Kebijakan Publik. URL: Https://Repository.Uinsuska.Ac.Id/20598/12/12.%20DAFTAR%20PUSTAKA%20 %281 %29.Pdf (accessed: 23.12.2023).
  14. Sari, D.N., Rahmadani, D.Z. & Wardani, M.Y. (2020). Implementasi Kebijakan Pemerintah Kota Surabaya Dalam Mewujudkan Inovasi Smart City Tentang Kebijakan Strategi Nasional Kepada Masyarakat Maupun Lembaga Bahwa Adanya Inovasi Daerah Ini. Journal of Governance Innovation, 2(2), 112-130.
  15. Savitsky, V.M. (2023). On the correlation of the main functions of language. In: Language: life of meanings vs meaning of life. N.A. Bozhenkova, M.R. Zheltukhina (eds.). Moscow: Infra-M. pp. 17-23. (In Russ.). Савицкий В.М. О соотношении основных функций языка // Жизнь смыслов vs смысл жизни, под ред. Н.А. Боженковой и М.Р. Желтухиной. М.: Инфра-М, 2023. С. 17-23.
  16. Karasik, V.I. (2023). Discourse. Emblems as the Object of Semiotic Analysis. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(4), 1122-1138. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1122-1138 (In Russ.). Карасик В.И. Дискурсивные эмблемы как объект лингвистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 4. С. 1122-1138. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1122-1138
  17. Barthes, R. (1957). Mythologies. Paris: Editions de Suil.
  18. Linde, C. (1997). Narrative: Experience, Memory, Folklore. Journal of Narrative and Life History, 7 (1-4), 281-289.
  19. Muhammad, V. (2023). The Illusion of Consumer: Ads Influence for Agent of Intelligence. The Illusion of Consumer: Ads Influence for Agent of Intelligence. Jurnal Komunikasi Indonesia, 12(2). https://doi.org/10.7454/Jkmi.V12i2.1206
  20. Tohar, V., Asaf, M., Kainan, A. & Shahar, R. (2007). An Alternative Approach for Personal Narrative Interpretation: The Semiotics of Barthes. International Journal of Qualitative Methods, 6(3), 57-70.
  21. Muadi, S., Mh, I. & Sofwani, A. (2016). Konsep Dan Kajian Teori Perumusan Kebijakan Publik. Jurnal Review Politik, 6, 195-224.
  22. Ahriani, A., Agustang, A. & Asrifan, A. (2013). Studi Pada Pranata Sosial Masyarakat Muslim Suku Kokoda Kota Sorong. Ideas. https://doi.org/10.31219/osf.io/942y8
  23. Lotman, Yu.M. (2010). People and signs. In: Semiosphere. St. Petersburg: Art-SPB. pp. 9-14. (In Russ.). Лотман Ю.М. Люди и знаки // Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 9-14.
  24. Hrp, G.R. & Aslami, N. (2022). Analisis Damfak Kebijakan Perubahan Publik Harga Bbm Terhadap Perekonomian Rakyat Indonesia. Jurnal Ilmu Komputer, Ekonomi Dan Manajemen (Jikem), 2(1), 1464-1474.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».