Проблемы коммерциализации и коммерческой номинации урбанонимического ландшафта города Алматы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы проводят критический анализ процесса коммерциализации и коммерческой номинации в лингвистическом ландшафте Алматы, крупнейшего мегаполиса Казахстана. Рассматриваются два актуальных топонимических аспекта лингвистического городского ландшафта: коммерциализация геопространства в аспекте топонимической политики мегаполиса, где топоним выступает в качестве «товара»; особенности образования эргонимов при лингвокреативном подходе к процессу номинации как части современного нейминга лингвистического ландшафта мегаполиса, рассмотренные в рамках социолингвистического анализа. Исследование направлено на выявление полиязычного, социокультурного образа города, на соответствие новых названий языковой картине мира горожан, на определение имиджевой стратегии в организации урбанонимического пространства мегаполиса. Вопрос урбанонимической терминологии также остается актуальным, в связи с этим в исследовании рассматривается вопрос соответствия/несоответствия английской и русской терминологии рассматриваемой предметной области, с некоторой осторожностью предлагается принять международную терминологическую систему. Анализ языковой идентичности ойкодомонимов (название жилых комплексов) и эргонимов (название бренда) подтверждает гипотезу о усиливающейся тенденции вестернизации городского ландшафта, что вызывает озабоченность в связи с усиливающимися процессами глобализации, которые сводят к минимуму национально-культурную идентичность урбанонимов. В результате исследования были выявлены проблемные области в топонимической политике мегаполиса, определены перспективы совершенствования нормативных аспектов деятельности, технологий присвоения имен и брендинга коммерческих организаций, компаний, предложены альтернативные решения, которые в дальнейшем могут быть применены в качестве руководящих принципов в топонимической деятельности в других регионах Казахстана и странах.

Об авторах

Кыздархан Курмашкызы Рысберген

Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы

Email: ms.rysbergen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4205-9655

доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом oномастики

050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28

Дана Мусабеккызы Пашан

Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы

Email: pashan_dan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5930-3247

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела oномастики

050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28

Дидар Айдарович Садык

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: didarsadyk2@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8271-7165

докторант

050038, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. аль-Фараби, 71

Список литературы

  1. Golomidova, M.V. (2017). Modern urbanonymic nomination: Strategic approaches and practical solutions. Problems of Onomastics, 14(3), 185-203. (In Russ.).
  2. Razumov, R.V. & Goryaev, S.O. (2019). Urbanonymic terminology: Systems and problems. Nauchnyi dialog, 9, 130-145. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-9-130-145 (In Russ.).
  3. Golomidova, M.V. (2019). Use of Product-Naming Techniques for Creating Official City Toponyms: Analysis of Perspectives. Problems of Onomastics, 16(3), 162-172. https://doi. org/10.15826/vopr_onom.2019.16.3.037 (In Russ.).
  4. Harvey, D. (2005). A brief history of neoliberalism. Oxford: Oxford University Press.
  5. Heller, M., Pujolar, J. & Duchene, A. (2014). Linguistic commodification in tourism. Journal of Sociolinguistics, 18(4), 539-566.
  6. Emelyanova, A.M. (2016). The pragmatic aspect of ergonymy (by the example of the names of the public catering establishments of Ufa). Philological sciences. Questions of theory and practice, 7(61), 98-100. (In Russ.).
  7. Alistanova, F.F. (2018). Ergonyms formation on the basis of contamination, hendiadys and language game with the internal form of the word by graphic means. Philology. Theory & Practice, 7(85), 89-93. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-7-1.20 (In Russ.).
  8. Nosenko, N.V. (2015). Speech game in modern urban nomination. The World of Science, Culture, Education, 2(51), 20-24. (In Russ.).
  9. Vairakh, Yu.V. (2011). Ergourbononymy of the city of Irkutsk: Structural-semantic and linguocultural aspects of the study. Moscow: NITs INFRA-M. (In Russ.).
  10. Zharkynbekova, Sh.K. & Seytkhanova, N.A. (2020). Linguistic transformations in the linguistic landscape of Nur-Sultan. Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Philology Series, 1(130), 99-111. https://doiorg/10.32523/2616-678X-2020-130-1-99-111 (In Russ.).
  11. Imanberdiyeva, S.K. (2001). Names of Restaurants in the City. [dissertation]. Almaty: KazNU. (In Russ.).
  12. Kakimova, M. (2004). Typology of ergonyms of the North Kazakhstan region. Almaty: KazNU. (In Russ.).
  13. Madiyeva, G.B. (2018). Onomastics of Kazakhstan: An analytical review (approaches to the study of onyms). Almaty: Kazakh University publ. (In Russ.).
  14. Zamaletdinova, L.R. (2016). Modern Russian urbanonyms in the aspect of creative speech activity [dissertation]. Moscow: RUDN publ. (In Russ.).
  15. Postles, D. (2002). Naming, society and regional identity. Oxford: Leopard’s Head Press.
  16. Cox, B. (1994). English Inn and Tavern Names. URL: https://www.goodreads.com/book/ show/42095470-english-inn-and-tavern-names (accessed: 25.01.2023).
  17. Dunkling, L. & Wright, G. (1987). The Wordsworth Dictionary of Pub Names. Ware: Wordsworth.
  18. Felecan, O. & Bughesiu, A. (2021). Names and naming: Multicultural aspects. Cham: Palgrave Macmillan.
  19. Basik, S.N. (2018). Commodification of toponymy as a phenomenon of socio-economic and cultural geography. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences, 2, 59-70. https://doi.org/10.18384/2310-7189-2018-2-59-70 (In Russ.).
  20. Graudina, L.K. (1996). Problems of standardization of the Russian language: reality and forecasts. Culture of Russian speech and communication efficiency. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  21. Madden, D.J. (2018). Pushed off the map: toponymy and the politics of place in New York City. Urban Studies, 5, 3-7.
  22. Rose-Redwood, R., Alderman, D. & Azaryahu, M. (2017). Contemporary issues and future horizons of critical urban toponymy. In: The Political Life of Urban Streetscapes: Naming, Politics and Space. New York: Routledge. pp. 1-24.
  23. Remchukova, E.N. (2016). Pragmatic and aesthetic value of “mass linguistic creativity”. Proceedings of the Institute of the Russian language named after V.V. Vinogradov, 1(7), 157- 167. (In Russ.).
  24. Lotman, Yu.M. (1994). Conversations about Russian culture. Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - early XIX centuries). St. Petersburg: Art-St. Petersburg. (In Russ.).
  25. Lotman, Yu.M. (2004). Semiosphere. Culture and explosion. Inside thinking worlds. Articles. Research. Notes. St. Petersburg: “Art-SPB”. (In Russ.).
  26. Glukhova, T.I. (2011). Consumption as a factor of changes in social life. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251420010/Glukhova_2011_5.pdf (accessed: 25.01.2023). (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».