Проблемы коммерциализации и коммерческой номинации урбанонимического ландшафта города Алматы
- Авторы: Рысберген К.К.1, Пашан Д.М.1, Садык Д.А.2
-
Учреждения:
- Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы
- Казахский национальный университет имени аль-Фараби
- Выпуск: Том 15, № 2 (2024)
- Страницы: 520-543
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ГРАММАТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323612
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-2-520-543
- EDN: https://elibrary.ru/OFPQSK
- ID: 323612
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы проводят критический анализ процесса коммерциализации и коммерческой номинации в лингвистическом ландшафте Алматы, крупнейшего мегаполиса Казахстана. Рассматриваются два актуальных топонимических аспекта лингвистического городского ландшафта: коммерциализация геопространства в аспекте топонимической политики мегаполиса, где топоним выступает в качестве «товара»; особенности образования эргонимов при лингвокреативном подходе к процессу номинации как части современного нейминга лингвистического ландшафта мегаполиса, рассмотренные в рамках социолингвистического анализа. Исследование направлено на выявление полиязычного, социокультурного образа города, на соответствие новых названий языковой картине мира горожан, на определение имиджевой стратегии в организации урбанонимического пространства мегаполиса. Вопрос урбанонимической терминологии также остается актуальным, в связи с этим в исследовании рассматривается вопрос соответствия/несоответствия английской и русской терминологии рассматриваемой предметной области, с некоторой осторожностью предлагается принять международную терминологическую систему. Анализ языковой идентичности ойкодомонимов (название жилых комплексов) и эргонимов (название бренда) подтверждает гипотезу о усиливающейся тенденции вестернизации городского ландшафта, что вызывает озабоченность в связи с усиливающимися процессами глобализации, которые сводят к минимуму национально-культурную идентичность урбанонимов. В результате исследования были выявлены проблемные области в топонимической политике мегаполиса, определены перспективы совершенствования нормативных аспектов деятельности, технологий присвоения имен и брендинга коммерческих организаций, компаний, предложены альтернативные решения, которые в дальнейшем могут быть применены в качестве руководящих принципов в топонимической деятельности в других регионах Казахстана и странах.
Об авторах
Кыздархан Курмашкызы Рысберген
Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы
Email: ms.rysbergen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4205-9655
доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом oномастики
050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28Дана Мусабеккызы Пашан
Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы
Email: pashan_dan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5930-3247
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела oномастики
050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28Дидар Айдарович Садык
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: didarsadyk2@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8271-7165
докторант
050038, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. аль-Фараби, 71Список литературы
- Golomidova, M.V. (2017). Modern urbanonymic nomination: Strategic approaches and practical solutions. Problems of Onomastics, 14(3), 185-203. (In Russ.).
- Razumov, R.V. & Goryaev, S.O. (2019). Urbanonymic terminology: Systems and problems. Nauchnyi dialog, 9, 130-145. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-9-130-145 (In Russ.).
- Golomidova, M.V. (2019). Use of Product-Naming Techniques for Creating Official City Toponyms: Analysis of Perspectives. Problems of Onomastics, 16(3), 162-172. https://doi. org/10.15826/vopr_onom.2019.16.3.037 (In Russ.).
- Harvey, D. (2005). A brief history of neoliberalism. Oxford: Oxford University Press.
- Heller, M., Pujolar, J. & Duchene, A. (2014). Linguistic commodification in tourism. Journal of Sociolinguistics, 18(4), 539-566.
- Emelyanova, A.M. (2016). The pragmatic aspect of ergonymy (by the example of the names of the public catering establishments of Ufa). Philological sciences. Questions of theory and practice, 7(61), 98-100. (In Russ.).
- Alistanova, F.F. (2018). Ergonyms formation on the basis of contamination, hendiadys and language game with the internal form of the word by graphic means. Philology. Theory & Practice, 7(85), 89-93. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-7-1.20 (In Russ.).
- Nosenko, N.V. (2015). Speech game in modern urban nomination. The World of Science, Culture, Education, 2(51), 20-24. (In Russ.).
- Vairakh, Yu.V. (2011). Ergourbononymy of the city of Irkutsk: Structural-semantic and linguocultural aspects of the study. Moscow: NITs INFRA-M. (In Russ.).
- Zharkynbekova, Sh.K. & Seytkhanova, N.A. (2020). Linguistic transformations in the linguistic landscape of Nur-Sultan. Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Philology Series, 1(130), 99-111. https://doiorg/10.32523/2616-678X-2020-130-1-99-111 (In Russ.).
- Imanberdiyeva, S.K. (2001). Names of Restaurants in the City. [dissertation]. Almaty: KazNU. (In Russ.).
- Kakimova, M. (2004). Typology of ergonyms of the North Kazakhstan region. Almaty: KazNU. (In Russ.).
- Madiyeva, G.B. (2018). Onomastics of Kazakhstan: An analytical review (approaches to the study of onyms). Almaty: Kazakh University publ. (In Russ.).
- Zamaletdinova, L.R. (2016). Modern Russian urbanonyms in the aspect of creative speech activity [dissertation]. Moscow: RUDN publ. (In Russ.).
- Postles, D. (2002). Naming, society and regional identity. Oxford: Leopard’s Head Press.
- Cox, B. (1994). English Inn and Tavern Names. URL: https://www.goodreads.com/book/ show/42095470-english-inn-and-tavern-names (accessed: 25.01.2023).
- Dunkling, L. & Wright, G. (1987). The Wordsworth Dictionary of Pub Names. Ware: Wordsworth.
- Felecan, O. & Bughesiu, A. (2021). Names and naming: Multicultural aspects. Cham: Palgrave Macmillan.
- Basik, S.N. (2018). Commodification of toponymy as a phenomenon of socio-economic and cultural geography. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences, 2, 59-70. https://doi.org/10.18384/2310-7189-2018-2-59-70 (In Russ.).
- Graudina, L.K. (1996). Problems of standardization of the Russian language: reality and forecasts. Culture of Russian speech and communication efficiency. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Madden, D.J. (2018). Pushed off the map: toponymy and the politics of place in New York City. Urban Studies, 5, 3-7.
- Rose-Redwood, R., Alderman, D. & Azaryahu, M. (2017). Contemporary issues and future horizons of critical urban toponymy. In: The Political Life of Urban Streetscapes: Naming, Politics and Space. New York: Routledge. pp. 1-24.
- Remchukova, E.N. (2016). Pragmatic and aesthetic value of “mass linguistic creativity”. Proceedings of the Institute of the Russian language named after V.V. Vinogradov, 1(7), 157- 167. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. (1994). Conversations about Russian culture. Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - early XIX centuries). St. Petersburg: Art-St. Petersburg. (In Russ.).
- Lotman, Yu.M. (2004). Semiosphere. Culture and explosion. Inside thinking worlds. Articles. Research. Notes. St. Petersburg: “Art-SPB”. (In Russ.).
- Glukhova, T.I. (2011). Consumption as a factor of changes in social life. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251420010/Glukhova_2011_5.pdf (accessed: 25.01.2023). (In Russ.).
Дополнительные файлы
