Спорт и современная культура
- Авторы: Сеземан В.1
-
Учреждения:
- Университет Витаутас Магнус
- Выпуск: Том 25, № 3 (2021): ФИЛОСОФИЯ ГЕРМАНА КОГЕНА И СУДЬБА КРИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
- Страницы: 533-539
- Раздел: Рукописи и переводы
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325019
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-3-533-539
- ID: 325019
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная публикация представляет рукопись известного русско-литовского философа Василия Сеземана (1884-1963). Рукопись «Спорт и современная культура» - это текст из рукописного фонда Сеземана, который находится в Вильнюсском университете (F122-79). Эта рукопись - подготовительные заметки к статье Cеземана «Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности», которая впервые увидела свет в 1931 г. в печатном издании евразийцев «Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга VII» (с. 147-190) под псевдонимом «В. Чухнин», а в 1935 г. опубликована на литовском языке под собственным именем. В исследовании «Время, культура и тело» Сеземан размышляет о таком объективирующем отношении к времени и телу, которое отчуждает их от самого человека. Сеземан утверждает, что время воспринимается как смысловое единство только тогда, когда оно рассматривается как рабочее время. Работа является такой целеполагающей деятельностью, которая ориентирована на достижение объективного результата в будущем. Погоня за целью помогает избежать ощущения пустоты времени, но одновременно отчуждает настоящее время. Погружаясь в деятельность, субъект преодолевает свою ограниченность и становится частью объективной культуры. Человек как бы прячется за объективированными результатами свой деятельности, чтобы избежать прямого столкновения со временем, так как это может привести к разрыву смысловых связей и к всеохватывающей скуке. Наряду с объективированным временем Сеземан исследует и феномен объективированного тела. Дело в том, что примитивный человек своему телу мог доверять больше, чем инструментам. В современной культуре тело постепенно теряет свое значение, так как его заменяет инструменты, машины и даже целые институты. Так центр культуры переносится в неподвластный субъекту мир вещей, в котором тело играет только вспомогательную роль. Преодоление отчуждения времени и тела возможно через самопознание и самообладание. Сеземан самообладание описывает как практическое умение и настрой, который он называет «присутствием духа». Человек в таком состоянии умеет находить себя, мобилизовать все силы, поддерживать внутреннее хладнокровие, спокойствие и равновесие духа.
Об авторах
В. Сеземан
Университет Витаутас Магнус
Автор, ответственный за переписку.
Email: phenolt@yahoo.com
Lithuania, 44248, LT-44243, Kaunas, K. Donelaičio, 58
Дополнительные файлы
