«Эпистемологически различные миры»: от Я. Икскюля до Г. Вакариу
- Авторы: Фалёв Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1032-1049
- Раздел: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325380
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1032-1049
- EDN: https://elibrary.ru/JTNOBM
- ID: 325380
Цитировать
Аннотация
В исследовании рассматривается введённое Габриэлем Вакариу понятие «эпистемологически различных миров» и его предыстория в европейской науке и философии с начала ХХ в. Показано, что обвинение в плагиате, выдвинутое Вакариу против Маркуса Габриэля, лишено оснований, во-первых, поскольку понятие «смысловых полей» ( Sinnfeld ) М. Габриэля не тождественно понятию эпистемологически различных миров, и во-вторых, поскольку в ХХ в. сходные по значению понятия появлялись начиная с концепции «умвельта» Якоба Икскюля (1909). Отдавая дань революционному сдвигу, произведённому этой концепцией Икскюля, автор прослеживает прямые и опосредованные философские отсылки и модификации, которые произвела концепция умвельта в феноменологии позднего Э. Гуссерля, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, нейрофеноменологии Ф. Варелы. Показано, что и концепция «жизненного мира» Гуссерля, и «мирообразование» человеком у Хайдеггера, и «структурная сопряжённость» у Варелы, с одной стороны, восходят к концепции умвельта Икскюля, с другой - могут быть подведены под общее понятие «эпистемологически различных миров». Таким образом, отказывая Вакариу в признании его приоритета в создании данной концепции, делается всё же вывод о продуктивности и эвристической ценности введённого Вакариу термина. Предлагается также условная классификация 5 ступеней преодоления репрезентативизма, в которой различные вариации концепции эпистемологически различных миров соответствуют последним трём ступеням. Но логически высшей на данный момент признаётся всё же интерпретация «феномена мира», развёрнутая М. Хайдеггером во второй части его лекций «Основные понятия метафизики». В этих лекциях Хайдеггер напрямую отталкивается от концепции умвельта Я. Икскюля и развёртывает оригинальный проект «философии природы», встроенный как часть в его «фундаментальную онтологию». Здесь он не только анализирует отличие мира животного от человеческого феномена мира, но заново на этой основе переосмысляет природу жизни как таковой и специфику человеческого способа бытия и отношения к сущему. Ключевым выводом Хайдеггера для концепции эпистемологически различных миров является то, что само понятие «существование» применимо только внутри человеческого мира и неприменимо к умвельту животного.
Ключевые слова
Об авторах
Егор Валерьевич Фалёв
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: falev@philos.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0247-6825
SPIN-код: 5539-2291
доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра истории зарубежной философии, философский факультет
Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4Список литературы
- Vacariu G. Epistemologically different worlds. Editura Univeritatii din Bucuresti; 2008.
- Vacariu G. Did Markus Gabriel (Bonn University) plagiarize my ideas? In: More troubles with cognitive neuroscience. Bucharest: University of Bucharest Publishing Company; 2014.
- Fragments of early Greek philosophers. Pt. I. From epic theocosmogonies to the emergence of atomism. Lebedev AV, editor. Moscow: Nauka publ.; 1989. (In Russian).
- Uexküll J. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin: Verlag von Julius Springer; 1909.
- Scheler M. Resentment in the structure of morals. Saint Petersburg: Nauka publ., University Book; 1999. (In Russian).
- Heidegger M. Gesamtausgabe II. Abteilung: Vorlesungen 1923-1944. Band 29/30. Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt - Endlichkeit - Einsamkeit. Fr.a.M.: Klostermann; 1983.
- Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. New York, London: Jason Aronson; 1983.
- Deely J. Umwelt. SEMIOTICA. 2001;134(1/4):125-135.
- Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. St. Goar: Reichl; 1928.
- Sсheler M. The human place in the Cosmos. In: Selected works: Trans. from Germ. Denezhkin AV, Malinkin AN, Fillipov AF, transl; Denezhkin AV, editor. Moscow: Gnosis publ.; 1994. P. 129-194. (In Russian).
- Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Einleitung in die philosophische Anthropologie. Berlin, Leipzig: De Gruyter; 1928.
- Plessner H. The levels of organic life and the human: Introduction to philosophical anthropology. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN); 2004. (In Russian).
- Mancuso S. What do plants think about. A secret life hidden from prying eyes. Moscow: Eksmo; 2020. (In Russian).
- Varela F, Thompson E, Rosch E. The Embodied Mind. Cognitive Science and Human Experience. Massachusets: MIT Press; 1991.
- Mathieu ME. Selected works on the mythology and ideology of Ancient Egypt. Moscow: Eastern Literature RAN publ.; 1996. (In Russian).
- Husserl E. Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy. Book 1. Mikhailov AV, transl. Moscow: Academic Project publ.; 2009. (In Russian).
- James W. A pluralistic Universe. Moscow: Cosmos publ.; 1911. (In Russian).
- Heidegger M. The fundamental concepts of metaphysics. World, finitude, solitude. Moscow: Vladimir Dal publ.; 2013. (In Russian).
- Safransky R. Martin Heidegger. Between Good and Evil. Cambridge, Mass.; London Engl.: Harvard University Press; 1998.
Дополнительные файлы
