Понятие добродетели в религиозной философии Германа Когена
- Авторы: Сокулер З.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 398-412
- Раздел: История еврейской философии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344803
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4-398-412
- ID: 344803
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В трактовке добродетели в самом позднем сочинении Когена «Религия разума из источников иудаизма» сфокусировались важнейшие понятия этой работы: особенность определения того, что такое религия разума; понимание единственности Бога; корреляция; мессианизм. Для Когена единая система добродетелей предполагает единую и единственную этику и коррелирует с идеей единства человечества. Последнее понятие, по его убеждению, вызревало в лоне монотеизма. Человечество едино, поскольку все люди - творения единственного Бога. Именно единым общечеловеческим добродетелям посвящена книга «Религия разума». Коген отвергает метафизические спекуляции о сущности Бога, об атрибутах Бога, присущих ему самому по себе. Религия разума говорит о Боге только в корреляции с человеком. Бог выступает нравственным идеалом и открывает себя человеку, давая ему нравственные заповеди. Нравственность связывает человека и Бога, и эта связь подробно раскрывается Когеном в теме добродетелей. Одновременно, Бог трактуется как Истина. Коррелирующей добродетелью для человека будет верность истине, или правдивость. Кроме правдивости в обычном смысле верность истине требует правильного поклонения Богу. А кульминирует корреляция в идее мессианизма, которая трактуется Когеном как бесконечное движение единого человечества по пути социальной справедливости.
Ключевые слова
Об авторах
Зинаида Александровна Сокулер
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: zasokuler@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания
ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119991Список литературы
- Belov VN. Predislovie k perevodu “Teorii opyta Kanta”. Kogen G. Teoriya opyta Kanta. Moscow; 2012. P. 5—69. (In Russ.).
- Moshe ben Maimon (Mamonid). Putevoditel' rasteryannykh. Moscow; Ierusalim, 2010. (In Russ.).
- Poma A. Kriticheskaya filosofiya Germana Kogena. Moscow; 2012. (In Russ.).
- Sokuler ZA. German Kogen i filosofiya dialoga. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Sokuler ZA. Sub"ektivnost', yazyk i Drugoi: novye puti i iskusheniya mysli Otkryvaemye ucheniem E. Levinasa. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Rozentsveig F. Zvezda izbavleniya. Moscow; Ierusalim, 2017. (In Russ.).
- Florenskii P. Sobranie sochinenii. Filosofiya kul'ta. 1918. Vol. 4. 2004. Elektronnaya versiya. Accessed: 22.07.2019. (In Russ.).
- Tsaier K. Religioznaya filosofiya Kuzantsa v trudakh Germana Kogena: Kogen i problemy “vostochnogo evreistva”. Verbum. Issue 15. SPB., 2013. S. 342—359. (In Russ.).
- Cohen H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Berlin, 1918.
- Cohen H. Ethik des reinen Willens. In: Cohen Hermann Werke. Aufl. Hildesheim, 1977.
- Erlewine R. Hermann Cohen, Maimonides, and the Jewish Virtue of Humility. Journal of Jewish Thought and Philosophy. 2010;18(1):27—47.
Дополнительные файлы

