Том 23, № 3 (2019)

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ ВОСТОКА

«КИТАБ АЛ-МАВАКИФ» АН-НИФФАРИ КАК РУКОВОДСТВО ПО СУФИЙСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «МА‘АРИФА» В ТЕКСТАХ АЛ-КУШАЙРИ, АЛ-ХУДЖВИРИ И АН-НИФФАРИ

Псху Р.В.

Аннотация

В статье предлагается необычная трактовка произведений ан-Ниффари («Китаб ал-мавакиф» и «Китаб ал-мухатабат») как своеобразного руководства по суфийской терминологии. Специфичность произведения (обращение Бога к мистику и трансляция через него божественных определений базовых суфийских и исламских в целом понятий) вынуждает читателя более внимательно относится к тексту, нежели в случае традиционных суфийских компендиумов. Если ал-Кушайри (ум. в 465/1072 г.) и ал-Худжвири (ум. в 465/1073 г. или 469/1077 г.) являются весьма известными и популярными авторами пособий по суфизму, в которых приводится информация о наиболее выдающихся суфиях и дается развернутое определение наиболее значимых суфийских терминов и понятий, то ан-Ниффари (ум. около 366/977 г.) практически не известен широкому кругу читателей. Основанием для сравнения этих авторов стало то, что в ряде написанных ими текстов дается определение базовой суфийской терминологии. И если Кушайри и Худжвири представляют собой «хрестоматийное» изложение данных терминов, то в случае с Ниффари ни о какой хрестоматийности речи быть не может: важнейшее условие чтения этого текста, которое несет в себе мощный психологический заряд, заключается в том, что эти определения даются самим Богом. В данной статье выявляются особенности понимания у трех вышеупомянутых мистиков важнейшего суфийского термина «ма‘арифа» (мистическое познание). Одним из отличий между Кушайри, Худжвири и Ниффари заключается в том, что для Ниффари нет внешних признаков достижения мистического познания, в то время как Кушайри и Худжвири говорят о признаках присутствия ма‘арифы. Далее — если Кушайри и Худжвири подчеркивают то, что суфийская практика не может противоречить религиозным предписаниям и, таким образом, утверждают легитимность суфизма, то Ниффари полностью игнорирует это вопрос: Сунна важна только если есть ма‘арифа, но не наоборот.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):265-272
pages 265-272 views

Мухаммад б. 'Абд ал-Джаббар ан-Ниффари. [Стоянка №] 11. Познание познаний (ма‘рифа ма‘ариф)» из «Китаб ал-мавакиф»

Псху Р.В.

Аннотация

Перевод с арабского Р.В. Псху

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):273-277
pages 273-277 views

ПРИНЦИП ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ В ИНДУИСТСКОЙ ТАНТРИЧЕСКОЙ СОТЕРИОЛОГИИ

Пахомов С.В.

Аннотация

Специфика тантрической сотериологии состоит в сочетании трех основных принципов - единства, избавления и блаженства. В настоящей статье исследуется принцип избавления. Духовное освобождение предполагает окончательное преодоление препятствий, мешающих новому мировоззрению. В отличие от принципа единства принцип избавления ориентируется на различие, а не на тождество, проводя резкую грань между желаемым состоянием освобождения и наличным состоянием зависимости. Избавление не предполагает возобновления того, от чего избавились. Главные препятствия для духовной свободы выражены в известной триаде «авидья - карма - сансара». Принцип избавления фигурирует в тантризме в двух взаимосвязанных модусах, аскетическом и шактистском. Оба они согласуются друг с другом в неприятии духовного невежества. Это состояние является основной «негативной целью»; без избавления от него не бывает свободы. Состояние неведения экзистенциально и наделено мощными охранительными «силами». Принцип избавления подразумевает освобождение не только от всего того, что обычно считается негативным (страсти, чувственные желания, страдания и т.п.), но и от «позитивных» вещей (добродетель). В шактистском модусе принципа избавления предполагается, что неправильный взгляд на реальность (совпадающий с неведением), устраняется правильным взглядом на нее. В связи с тем, что, по убеждению тантристов, в мире действуют энергии единой божественной Шакти, понимание этого факта приводит адепта к прекращению восприятия себя зависимым существом даже посреди бесконечного разнообразия процессов и событий мира. Жизнь тогда воспринимается как необусловленная, спонтанная «божественная игра», поток божественного наслаждения. Аскетический модус можно свести к онтологическому виду интерпретации принципа избавления, а шактистский - к когнитивному.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):278-289
pages 278-289 views

АВТОРИТЕТНЫЙ ТЕКСТ И КОММЕНТАРИЙ К НЕМУ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ГИПЕРТЕКСТ. НАЧАЛО СУТРЫ О ВЕРХОВНОЙ СЕТИ БРАХМЫ (СВОД ДОЛГИХ СУТР № 1) С ТРАДИЦИОННЫМ КОММЕНТАРИЕМ

Парибок А.В.

Аннотация

В публикации представлены переводы с пали первых четырех параграфов известного буддийского канонического текста “Сутра о верховной сети Брахмы” и традиционного комментария на него. Сококупность комментируемого и комментария понимается как традиционный гипертекст. Работа мыслится как репрезентативный материал для изучения традиционного языкового мышления в канонической культуре.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):290-301
pages 290-301 views

МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ В ЭПОХУ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ТЕЛЕСНОСТЬ И САМОСТЬ: РАСТВОРЕНИЕ ГРАНИЦ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ

Сельчёнок А.К., Берест В.А.

Аннотация

Эта статья посвящена концепции телесности в контексте science art и роли технологии в современной культуре. Человеческая телесность - это тело, наделенное душой и смыслом; она зависит от личного и социального опыта, исторического развития общества, культурного контекста. Предметом исследования становятся телесные схемы, определяющие природу современных художественных произведений и влияющие на идентичность человека. Современные художники используют новые стратегии участия и взаимодействия, интервенциональные практики, чтобы стать агентами социальных изменений и активной движущей силой процесса поиска и актуализации новой идентичности. Проблемы идентичности составляют значительный пласт в современном искусстве. Процесс ее поиска идет в разных направлениях, а ее эволюция может быть охарактеризована как смена идентичностей. Признавая роль и интенсивное влияние технологий на современную культуру, мы можем проследить два основных направления: одно включает расширение человеческих чувств и способностей путем создания новых решений, программного обеспечения и инструментов, которые позволяют нам глубже понять реальность, а второе основывается на предполагаемых физических возможностях человеческой телесности. При таком подходе понимание реальности как реальности, данной в ощущениях, исчезает. На смену реальности приходит виртуальный мир, в котором границы человеческой идентичности размываются.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):302-311
pages 302-311 views

ЛЮБОВЬ И РОБОТЫ. Станет ли человечество дигисексуальным?

Майленова Ф.Г.

Аннотация

Механизмы, помогающие человеку в его жизни, существуют не одно столетие, и с каждым годом они становятся не только все сложнее и совершеннее, но и умнее. Современное производство уже невозможно представить без умных машин, но сегодня, с появлением роботов-андроидов, их участие в нашей частной жизни, а следовательно, их влияние на нас, становится гораздо более явным. Ведь роботы, все больше внедряющиеся в нашу жизнь сегодня, перестают восприниматься нами просто как механизмы, мы наделяем их человеческими свойствами характера и зачастую испытываем по отношению к ним различные эмоции. Появление робота, способного испытывать (или все же имитировать?) эмоции, можно считать качественно новым шагом в жизни человека с роботами. С такими роботами уже можно будет дружить, искать (и, видимо, получать) у них поддержку. Ожидается, что они смогут скрасить одиночество самых разных людей, в том числе инвалидов, одиноких стариков, помогать в уходе за больными и заодно развлекать их общением. Говоря о взаимоотношениях с роботами, сложно не упомянуть столь важную сторону человеческого общения, как секс, которая, с одной стороны, является не только потребностью, как у всех живых существ, а еще высшей формой человеческой любви и близости, а с другой - может существовать и удовлетворяться совершенно отдельно от любви. Именно эта двойственность человеческой натуры способствовала превращению секса и человеческого тела в товар и развитию проституции, порнографии и использованию сексуальных образов в рекламе. Появление роботов-андроидов может радикальным образом изменить нашу жизнь, включая самую интимную ее сферу. Развитие индустрии секс-роботов с искусственным интеллектом открывает совершенно новую эпоху взаимодействия человека и машины. Когда умные машины станут не просто удобными и развлекающими, но и войдут в буквальном смысле в нашу плоть, станут нашими собеседниками, друзьями и любовниками, разделяющими наши чувства и интересы, каковы окажутся последствия этой небывалой в истории близости человека и машины?

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):312-323
pages 312-323 views

СДВИГИ В ТАНАТОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ БИОМЕДИЦИНСКОГО ПРОГРЕССА: ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ, АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ, ЭТИЧЕСКОЕ

Желнин А.И.

Аннотация

Смерть является инвариантом человеческого бытия, своего рода его «точкой омега». Вместе с тем отношение к ней не является константой, а претерпевает изменения, будучи вписанным в широкий социокультурный контекст. Целью статьи является попытка установить характер данных изменений на современном этапе конкретно под влиянием бурного биомедицинского прогресса и тех коллизий, которые эти изменения порождают. Во-первых, имеет место тенденция к росту оптимизма: некоторые теоретики склонны воспринимать смерть не как неотвратимую данность, а скорее как проблему и вызов. Вместе с тем возникает радикальное направление, полагающее, что преодоление смерти возможно только посредством полного отделения человека от телесного субстрата. Утопичность данного проекта заставляет более умеренных теоретиков искать обходной путь, заключающийся в «войне» со старением как главным предшественником смерти вплоть до попыток его полной отмены. Постепенно происходит становление научной иммортологии как своеобразного антипода танатологии. Вместе с тем многие теоретики и тем более простые люди сохраняют скепсис по поводу перспектив победы над смертью. Можно заключить, что биомедицинский прогресс актуализирует общую интенцию человека на самосохранение и избегание смерти, однако со стороны науки требуется оценка не только объективных возможностей для ее преодоления, но также и онтологических, и антропологических (в том числе моральных) последствий этого.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):324-333
pages 324-333 views

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ КАК ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Прокофьева Д.В.

Аннотация

Данная статья нацелена на выявление моральных дилемм, порождаемых технологическим прогрессом и его следствием - технологическим отчуждением в современном обществе. В ней анализируется взаимосвязь непосредственно феномена отчуждения, технологического прогресса и порождаемых ими в современном обществе моральных дилемм. Кроме возникновения новых морально-экзистенциальных вопросов при непосредственном «столкновении» человека с технологиями в результате повсеместного внедрения их в нашу жизнь мы рассматриваем моральные дилеммы, возникающие вследствие технологического прогресса в таких сферах жизни, как политика, экономика и образование. Каждая из них ставит перед человеком более глубокую проблему - отчуждения от других людей, от родовой сущности и от самого себя, что позволяет нам обозначить данный вопрос не только как социальный, но и затрагивающий экзистенциальные вопросы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):334-345
pages 334-345 views

ПРОТЕСТУЮЩЕЕ Я БИОЭТИКА И ПАЦИЕНТА

Попова О.В.

Аннотация

В статье рассматривается история формирования биоэтики как правозащитного движения, направленного на утверждение автономии пациента и ограничение практики, связанной с бесконтрольными медицинскими манипуляциями с телесностью человека, биомедицинским экспериментированием на людях во имя науки, «общественного блага» и других ценностей. Показано, что формы выражения и содержание высказываний протестующего «Я» эксперта-биоэтика и содержание оказались чрезвычайно разнообразны и основывались на конфликтующих этических принципах, фактически демонстрируя тотальное неприятие и противоборство различных концептуальных аргументов и зачастую не способствуя выработке универсальной, приемлемой для всех заинтересованных сторон, этической позиции. В частности, исследованы особенности формирования биоэтического протеста и философской аргументации в связи с появлением в поле современной медицины диагноза смерти мозга и дано общее представление о напряженном восприятии данного диагноза общественностью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):346-355
pages 346-355 views

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА В ВЕК НТП (к 220-летию со дня рождения)

Моисеенко М.В.

Аннотация

Целью статьи является исследование значения творчества А.С. Пушкина в век НТП, выявление и анализ нравственных ценностей, сопутствующих творчеству и личности А.С. Пушкина и представляющих особую актуальность для нашего времени. Среди этих ценностей можно выделить рассмотренные в статье моральные ценности чести и достоинства, соотношения добра и зла, понятия долга, справедливости, любви и дружбы, счастья, свободы, творчества, патриотизма, национальной идеи, дружбы народов, а также проблему сохранения богатства русского языка в современной России. Статья написана через призму интерпретации творчества А.С. Пушкина философами Российского зарубежья и современными философами. В статье рассмотрена проблема использования нейронных сетей, дающих возможность в современных условиях воспроизвести стиль А.С. Пушкина. Автор приходит к заключению об актуальности творчества А.С. Пушкина в наши дни. Вопросы сохранения духовности, нравственных ценностей, национальной идентичности, оптимистичного, ренессансного мироощущения, постижения красоты бытия, остаются актуальными и востребованными и в бурный современный век НТП, как в России, так и в мире.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):356-362
pages 356-362 views

ЭТИКА ТЕХНОЛОГИИ Н. ФЁДОРОВА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ИДЕИ САМОПРЕОДОЛЕНИЯ Ф. НИЦШЕ: ВОСПИТАНИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕКА И НАУКА

Косорукова А.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению общих принципов понимания совершенствования человека у Н.Ф. Федорова и Ф. Ницше. В статье рассматриваются ключевые философии общего дела Федорова через призму частичного продолжения им общих контуров мысли Ницше о воли и ее совершенствовании. Позиция Ницше рассматривается через призму концепции воли к власти как витальной силы, преодолевающей нигилистическое обесценивание ценностей (этика витализма). Концепция Федорова рассматривается, прежде всего, с точки зрения его понимания самосовершенствования человека как возвышения власти его воли над слепыми природными стихиями. В этом контексте рассмотрен вопрос о правомерности понимания Федорова как абсолютизирующего силы научно-технологического прогресса в деле совершенствования жизни. В статье также проведена наряду с уже отмеченными в литературе параллелями между Ницше и Федоровым еще одна идея общности и родстве их философских оптик через понимание философии как этики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):363-372
pages 363-372 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: 10-я Международная научная конференция по проблемам экологического мировоззрения («ЭкоМир-10»)

Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2019;23(3):373-381
pages 373-381 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».