Траектории развития образования: от 1960-х к 2000-м
- Авторы: Токарева С.Б.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 4 (2021): ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- Страницы: 656-667
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/324968
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-656-667
- ID: 324968
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу формальных и содержательных аспектов развития образования в процессе формирования единого европейского образовательного пространства. Формальные условия интеграции образования (выработка общих критериев качества, выбор образовательных траекторий, мобильность студентов и преподавателей) по умолчанию рассматривались как вытекающие из европейской концепции индивидуальных прав и свобод. Содержание образования в условиях постиндустриальной эпохи, когда общество отказывается от навязывания индивиду жестких ценностных и поведенческих императивов, нацелено на обеспечение такого уровня автономности субъекта, который позволил бы ему не только реализовать творческий потенциал, но и определиться с жизненными целями и смыслами. В этой связи важной задачей является разработка теоретических и концептуальных оснований ведущих тенденций трансформации образовательной системы - персонализации, автономизации субъекта, внедрения проективных методик, признания ведущей роли творческой активности. Проанализированы условия вхождения России в Болонский процесс и тезис о чужеродности вводимых в связи с этим стандартов для отечественного образования. Показано, что разработанные в 1960-е гг. в отечественной философии, психологии и педагогике когнитивные основания проектной и творческой деятельности, а также идеи интеллектуализации обучения могут быть использованы в качестве методологических оснований реформирования российского образования. Показаны возможности использования деятельностной парадигмы в качестве концептуальной рамки для разработки методологии обучения, методологии формирования критического мышления и проектной деятельности. Это позволяет сделать вывод о сохраняющейся вариативности траекторий развития отечественного образования, которое может быть фундировано как методологическими и технологическими достижениями, так и культурными и антропологическими перспективами.
Об авторах
Светлана Борисовна Токарева
Волгоградский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tokareva@volsu.ru
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
Российская Федерация, 400062, Волгоград, просп. Университетский, 100Список литературы
- Syutkina IS. Diskurs vysshey shkoly Rossii i Germanii [Discourse of higher education in Russia and Germany]. In: Boguslavsky MV. (ed.). Higher education in German and Russian traditions: collective monograph. Izhevsk: Institut komp'yuternykh issledovaniy Publ.; 2016. P. 161—192. (In Russian).
- Convention on the Recognition of Qualifications Relating to Higher Education in the European Region. (Lisbon, 11 April 1997) [Internet]. Available from: https://rm.coe.int/168007f2f5 (accessed: 2021 Jan 11). (In Russian).
- Sorbonne Declaration. Joint Declaration on the Harmonization of the Architecture of the European Higher Education System of the Ministers of Education of France, Italy, Germany and Great Britain. (Paris, Sorbonne, May 25, 1998) [Internet]. Available from: https://iqaa.kz/images/doc/Bologna/Сорбоннская%20декларация%20(1998).pdf (accessed: 2021 Jan 11). (In Russian).
- Bolonskaya deklaratsiya. Zona yevropeyskogo vysshego obrazovaniya. Sovmestnoye zayavleniye yevropeyskikh ministrov obrazovaniya [Bologna Declaration. European Higher Education Area. Joint Statement by European Ministers of Education] (Bologna, 19 June 1999) [Internet]. Available from: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/ images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.pdf (accessed: 2021 Jan 11). (In Russian).
- Yefimov VS. Vyzovy budushchego: vysshaya shkola Rossii v situatsii postindustrial'nogo perekhoda [Challenges of the Future: Higher School of Russia in the Situation of Post-Industrial Transition]. Vestnik NGUEU. 2012;(3):40—57. (In Russian).
- Levin I, Kojukhov А. Personalizing Education in Post-Industrial Society. In: Third International Conference on Digital Society. 2009. P. 20—23.
- Rioux M. L’éducation artistique et la société postindustrielle. In: Hamel J, Forgues Lecavalier J, Fournier M, editors. La culture comme refus de l’économisme. Montréal: Presses de l’Université de Montréal; 2000. Р. 235—245. (In French).
- Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. [The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010] [Internet]. Available from: https://base.garant.ru/1588306/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 2021 Aug 23). (In Russian).
- Mezhgosudarstvennyy standart GOST 30335-95/GOST R 50646-94 «Uslugi naseleniyu. Terminy i opredeleniya» [Interstate standard GOST 30335-95 / GOST R 50646-94 "Services to the population. Terms and definitions" (put into effect by the decree of the State Standard of the Russian Federation of March 12, 1996, No. 164) (canceled)] [Internet]. Available from: https://base.garant.ru/12 128266/ (accessed: 2021 Aug 23). (In Russian).
- Marrakeshskoye soglasheniye o sozdanii Vsemirnoy Torgovoy Organizatsii [Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization] (Marrakesh, April 15, 1994) (as amended). [Internet]. Available from: https://base.garant.ru/2541158/ (accessed: 2021 Aug 23). (In Russian).
- Aref'yev AL. The state and prospects of the export of Russian education. Moscow: RUDN; 2010. (In Russian).
- Alabyan SS, Morozenkova OV. Rossiya v mezhdunarodnoy torgovle uslugami [Russia in international trade in services]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. 2013;(10):19—48.
- Gancherenok II. Kreditnyye tekhnologii v vysshey shkole kak katalizator yeye globalizatsii [Credit technologies in higher education as a catalyst for its globalization]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2006;(1):71—76. (In Russian).
- Shchedrovitsky GP, Yudin EG. O primenenii ponyatiya «upravleniye» v psikhicheskikh i pedagogicheskikh issledovaniyakh [On the application of the concept of "management" in mental and pedagogical research]. In: Issues of enhancing thinking and creative activity of students: (Abstracts of reports at an interuniversity conference) [Internet]. Moscow; 1964. Available from: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/16 (accessed: 2021 Nov 11). (In Russian).
- Shchedrovitskiy GP. Iskhodnyye predstavleniya i kategorial'nyye sredstva teorii deyatel'nosti [Initial concepts and categorical means of the theory of activity]. In: Shchedrovitsky GP. Selected Works. Moscow: School of Cultural Policy Publ.; 1995. (In Russian).
- Novikov AM. Postindustrial'noye obrazovaniye [Post-industrial education]. Moscow: Egves Publ.; 2008. (In Russian).
Дополнительные файлы
