Развитие диалектического мышления: роль структурированности и организованности повседневной жизни ребенка в дошкольном детстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании предложено аналитическое описание диалектического мышления согласно структурно-диалектическому подходу, базирующемся на философских основаниях и понятийном психологическом аппарате, позволяющем оценить развитие этой формы мышления у детей и взрослых. Основания выделения диалектики в качестве особой формы мышления были определены в философии (Аристотель, Псевдо-Дионисий, Н. Кузанский, Л.-М. Дешан, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и т.д.). Диалектическое мышление представляется как система особ мыслительных действий, предназначенных для решения задач конкретного типа - содержащих работу с отношениями противоположности как внутри содержания, так и структурных. Сенситивным периодом для начала формирования диалектического мышления является дошкольный период. В данном исследовании была поставлена задача выявить связи представлений родителей о степени организованности и структурированности повседневной жизни, рассматриваемой нами как форма нормативной ситуации и пространство развития детского диалектического мышления в проведенном лонгитюдном исследовании. Новые данные подтверждают выдвинутую гипотезу и согласуются с обнаруженными ранее фактами гетерохронности развития действий диалектического мышления 5-9-летних детей.

Об авторах

Николай Евгеньевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: neveraksa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3752-7319
SPIN-код: 9770-0787

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Александр Николаевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080
SPIN-код: 9953-2754

доктор психологических наук, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Злата Валерьевна Айрапетян

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: zlata.a.v@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4466-9799

младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Евгений Евгеньевич Крашенинников

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: eekrashen@narod.ru
ORCID iD: 0000-0003-0910-0297
SPIN-код: 5114-4131

кандидат психологических наук, психолог кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; старший научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Aristotle. Topeka. Moscow: Mysl’ publ.; 1978. (In Russian).
  2. Dionisii Areopagit. Corpus Areopagiticum (2000). Hieromonk Hilarion (Alfeev), comp., biogr. and bibliogr. Eastern Fathers and Teachers of the Church of the 5th century. Moscow: MIPT publ.; 2000. Р. 258–390. (In Russian).
  3. Kuzanskii N. On learned ignorance. Moscow: Mysl’ publ.; 1979. (In Russian).
  4. Deshan LM. Truth, or true system. Moscow: Mysl’ publ.; 1973. (In Russian).
  5. Shelling FWJ. System of transcendental idealism. Moscow: Mysl’ publ.; 1987. (In Russian).
  6. Hegel GWF. Encyclopedia of philosophical sciences. Vol. 1. Science of logic. Moscow: Mysl’ publ.; 1974. (In Russian).
  7. Solov’ev VS. Justifying the good: moral philosophy. Moscow: Republik publ.; 1996. (In Russian).
  8. Adorno T. Negative dialectics. Moscow: AST publ.; 2014. (In Russian).
  9. Il’enkov EV. Dialectics of abstract and concrete in Marx’s Capital. Moscow: AS USSR publ.; 1960. (In Russian).
  10. Florenskii PA. The pillar and ground of truth. Moscow: Pravda publ.; 1990. (In Russian).
  11. Guardini R. Der Gegensatz. Versuche zur einer Philosophie den Lebendig-Konkreten. Meinz-Paderborn : Matthias-Grünewald-Verlag; 1998.
  12. Losev AF. Absolute Dialectics – Absolute mythology. Myth – Number – Essence. Moscow: Mysl’ publ.; 1994. P. 263–298.
  13. Losev AF. Mathematics and Dialectics. Chaos and structure. Moscow: Mysl’ publ.; 1997. P. 793–802.
  14. Losev AF. Essay on music. Form – Style – Expression. Moscow: Mysl’ publ.; 1995. P. 637–666.
  15. Kedrov BM. The subject of Marxist Dialectical Logic and its Difference from the Subject of Formal Logic. In: Kedrov BM, editor. Dialectics and Logic. Laws of thinking. Moscow: Nauka publ.; 1962. P. 76–132. (In Russian).
  16. Gorsky DP. Application of Dialectical Logic to the Study of Thinking Processes. In: Kedrov BM, editor. Dialectics and logic. Forms of Thought. Moscow: AS USSR publ.; 1962. P. 5–41. (In Russian).
  17. Mal’tsev VI. Essay on dialectical logic. Moscow: MSU publ.; 1964. (In Russian).
  18. Korsakov SN. Maltsev V.I. In: Kozyreva AP, editor. Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University: Pages of History. Moscow: MSU publ.; 2011. P. 80–89. (In Russian).
  19. Veraksa NE. Dialectical thinking and structural dialectical analysis. In: Shannon N, Mascolo MF, Belolutskaya A, editors. The Routledge International Handbook of Dialectical Thinking (Routledge International Handbooks) 1st Edition. NY: Routledge; 2024. P. 71–82.
  20. Krasheninnikov EE. Historical problems of dialectic and dialectical thinking. In: Shannon N, Mascolo MF, Belolutskaya A, editors. The Routledge International Handbook of Dialectical Thinking (Routledge International Handbooks) 1st Edition. NY: Routledge; 2024. P. 60–68.
  21. Veraksa NE, Belolutskaya AK, Vorobyeva II, Krasheninnikov EE, Rachkova EV, Shiyan IB, Shiyan OA. Structural Dialectical Approach in Psychology: Problems and Research Results. Psychology in Russia: State of the Art. 2013;6:65–77. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0206
  22. Veraksa NE. Dialectical thinking of a preschooler (opportunities and cultural contexts). Moscow: MSU publ.; 2021. (In Russian).
  23. Krasheninnikov EE. Development of dialectical thinking. Problem book. Moscow: Izdatel’skie resheniya publ.; 2019. (In Russian).
  24. Veraksa N Basseches M, Brandão A. Dialectical Thinking: A Proposed Foundation for a Post-modern Psychology. Frontiers in psychology. 2022;13:710815. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.710815
  25. Piaget J. Selected psychological works. Psychology of intelligence. Genesis of number in a child. Logic and psychology. Moscow: Prosveshchenie publ.; 1969. (In Russian).
  26. Piaget J, Inhelder B. Las Formas Elementales de la Dialectica. Gedisa. La psychologie de l’enfant. Paris: Presses universitaires de France; 1966.
  27. Besseches M. Dialectical thinking and adult development. Moscow: Mozaika-Sintez publ.; 2018. (In Russian).
  28. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking as an Approach to Integration. Integral Review. 2005;1:47–63.
  29. Peng K, Nisbett RE. Dialectical Responses to Questions about Dialectical Thinking. American Psychologist. 2000;55(9):1067–1068. https://doi.org/10.1037/ 0003-066X.55.9.1067
  30. Piaget J. Speech and Thinking of a Child. Moscow: Pedagogika-Press publ.; 1994. (In Russian).
  31. Veraksa NE. Dialectical thinking. Ufa: Vagant publ.; 2006. (In Russian).
  32. Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Development of Formal-logical and Dialectical Thinking in Children 5–8 years old. Cultural-Historical Psychology. 2022;18(4):4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
  33. Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Dynamics of Development of Dialectical and Formalological Thinking in Senior Preschool and Primary School Age. Psychological and Pedagogical Research. 2023;15(4):111–127. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
  34. Veraksa NE. Dialectical structure of preschool play. National Psychological Journal. 2022;3(47):4–12. (In Russian). https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302
  35. Shiyan OA, Korotun YYa. Narrative practice “Fairy Tales with Provocations” as a Space for the Development of Creative Thinking of Preschoolers. Preschool Education Today. 2024;121(1):19–31. (In Russian). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31
  36. Krasheninnikov EE. Dialectical Mediation. In: Krasheninnikov E, editor. Dialectical psychology. Ufa: BSPU publ.; 2005. P. 14–15. (In Russian).
  37. Fleer M. How Conceptual Play Worlds Create Different Conditions for Children’s Development Across Cultural Age Periods – A Programmatic Study Overview. New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022;2(1–2):3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
  38. Vysotskaya E, Yanishevskaya M, Lobanova A. The Features of Modeling Mediation in Digital Support for Formation of Multiplicative Concepts. Psychology in Russia: State of the Art. 2024;17(1):100–113. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0207
  39. Bezrukikh MM, Verba AS, Filippova TA, Ivanov VV. Speech Development and the Formation of Social and Communication Skills in Senior Preschool Age. Psychological Journal. 2021;18(4):5–17. (In Russian). https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
  40. Belolutskaya AK, Vachkova SN, Patarakin ED. Connection with the Component of Training and Development of Children of Preschool and School Age: Review Studies and International Teaching Practice. Education and Self-development. 2023;18(2):32–55. (In Russian). https://doi.org/ 10.26907/esd.18.2.04
  41. Vygotskii LS. Lectures on Pedology. Izhevsk: Udmurt University publ.; 1996. (In Russian).
  42. Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Longitudinal Study of Mixed Emotions in 5–6 and 7–8-year-old Children: The Cognitive Aspect. Lomonosov Psychology Journal. 2023;46(1):152–174. (In Russian). https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.7

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».