Развитие диалектического мышления: роль структурированности и организованности повседневной жизни ребенка в дошкольном детстве
- Авторы: Веракса Н.Е.1,2, Веракса А.Н.1,2, Айрапетян З.В.1, Крашенинников Е.Е.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 979-996
- Раздел: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325377
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-979-996
- EDN: https://elibrary.ru/JKMNTQ
- ID: 325377
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании предложено аналитическое описание диалектического мышления согласно структурно-диалектическому подходу, базирующемся на философских основаниях и понятийном психологическом аппарате, позволяющем оценить развитие этой формы мышления у детей и взрослых. Основания выделения диалектики в качестве особой формы мышления были определены в философии (Аристотель, Псевдо-Дионисий, Н. Кузанский, Л.-М. Дешан, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и т.д.). Диалектическое мышление представляется как система особ мыслительных действий, предназначенных для решения задач конкретного типа - содержащих работу с отношениями противоположности как внутри содержания, так и структурных. Сенситивным периодом для начала формирования диалектического мышления является дошкольный период. В данном исследовании была поставлена задача выявить связи представлений родителей о степени организованности и структурированности повседневной жизни, рассматриваемой нами как форма нормативной ситуации и пространство развития детского диалектического мышления в проведенном лонгитюдном исследовании. Новые данные подтверждают выдвинутую гипотезу и согласуются с обнаруженными ранее фактами гетерохронности развития действий диалектического мышления 5-9-летних детей.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Евгеньевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: neveraksa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3752-7319
SPIN-код: 9770-0787
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Александр Николаевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080
SPIN-код: 9953-2754
доктор психологических наук, академик РАО, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Злата Валерьевна Айрапетян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: zlata.a.v@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4466-9799
младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Евгений Евгеньевич Крашенинников
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: eekrashen@narod.ru
ORCID iD: 0000-0003-0910-0297
SPIN-код: 5114-4131
кандидат психологических наук, психолог кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; старший научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Aristotle. Topeka. Moscow: Mysl’ publ.; 1978. (In Russian).
- Dionisii Areopagit. Corpus Areopagiticum (2000). Hieromonk Hilarion (Alfeev), comp., biogr. and bibliogr. Eastern Fathers and Teachers of the Church of the 5th century. Moscow: MIPT publ.; 2000. Р. 258–390. (In Russian).
- Kuzanskii N. On learned ignorance. Moscow: Mysl’ publ.; 1979. (In Russian).
- Deshan LM. Truth, or true system. Moscow: Mysl’ publ.; 1973. (In Russian).
- Shelling FWJ. System of transcendental idealism. Moscow: Mysl’ publ.; 1987. (In Russian).
- Hegel GWF. Encyclopedia of philosophical sciences. Vol. 1. Science of logic. Moscow: Mysl’ publ.; 1974. (In Russian).
- Solov’ev VS. Justifying the good: moral philosophy. Moscow: Republik publ.; 1996. (In Russian).
- Adorno T. Negative dialectics. Moscow: AST publ.; 2014. (In Russian).
- Il’enkov EV. Dialectics of abstract and concrete in Marx’s Capital. Moscow: AS USSR publ.; 1960. (In Russian).
- Florenskii PA. The pillar and ground of truth. Moscow: Pravda publ.; 1990. (In Russian).
- Guardini R. Der Gegensatz. Versuche zur einer Philosophie den Lebendig-Konkreten. Meinz-Paderborn : Matthias-Grünewald-Verlag; 1998.
- Losev AF. Absolute Dialectics – Absolute mythology. Myth – Number – Essence. Moscow: Mysl’ publ.; 1994. P. 263–298.
- Losev AF. Mathematics and Dialectics. Chaos and structure. Moscow: Mysl’ publ.; 1997. P. 793–802.
- Losev AF. Essay on music. Form – Style – Expression. Moscow: Mysl’ publ.; 1995. P. 637–666.
- Kedrov BM. The subject of Marxist Dialectical Logic and its Difference from the Subject of Formal Logic. In: Kedrov BM, editor. Dialectics and Logic. Laws of thinking. Moscow: Nauka publ.; 1962. P. 76–132. (In Russian).
- Gorsky DP. Application of Dialectical Logic to the Study of Thinking Processes. In: Kedrov BM, editor. Dialectics and logic. Forms of Thought. Moscow: AS USSR publ.; 1962. P. 5–41. (In Russian).
- Mal’tsev VI. Essay on dialectical logic. Moscow: MSU publ.; 1964. (In Russian).
- Korsakov SN. Maltsev V.I. In: Kozyreva AP, editor. Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University: Pages of History. Moscow: MSU publ.; 2011. P. 80–89. (In Russian).
- Veraksa NE. Dialectical thinking and structural dialectical analysis. In: Shannon N, Mascolo MF, Belolutskaya A, editors. The Routledge International Handbook of Dialectical Thinking (Routledge International Handbooks) 1st Edition. NY: Routledge; 2024. P. 71–82.
- Krasheninnikov EE. Historical problems of dialectic and dialectical thinking. In: Shannon N, Mascolo MF, Belolutskaya A, editors. The Routledge International Handbook of Dialectical Thinking (Routledge International Handbooks) 1st Edition. NY: Routledge; 2024. P. 60–68.
- Veraksa NE, Belolutskaya AK, Vorobyeva II, Krasheninnikov EE, Rachkova EV, Shiyan IB, Shiyan OA. Structural Dialectical Approach in Psychology: Problems and Research Results. Psychology in Russia: State of the Art. 2013;6:65–77. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0206
- Veraksa NE. Dialectical thinking of a preschooler (opportunities and cultural contexts). Moscow: MSU publ.; 2021. (In Russian).
- Krasheninnikov EE. Development of dialectical thinking. Problem book. Moscow: Izdatel’skie resheniya publ.; 2019. (In Russian).
- Veraksa N Basseches M, Brandão A. Dialectical Thinking: A Proposed Foundation for a Post-modern Psychology. Frontiers in psychology. 2022;13:710815. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.710815
- Piaget J. Selected psychological works. Psychology of intelligence. Genesis of number in a child. Logic and psychology. Moscow: Prosveshchenie publ.; 1969. (In Russian).
- Piaget J, Inhelder B. Las Formas Elementales de la Dialectica. Gedisa. La psychologie de l’enfant. Paris: Presses universitaires de France; 1966.
- Besseches M. Dialectical thinking and adult development. Moscow: Mozaika-Sintez publ.; 2018. (In Russian).
- Basseches M. The Development of Dialectical Thinking as an Approach to Integration. Integral Review. 2005;1:47–63.
- Peng K, Nisbett RE. Dialectical Responses to Questions about Dialectical Thinking. American Psychologist. 2000;55(9):1067–1068. https://doi.org/10.1037/ 0003-066X.55.9.1067
- Piaget J. Speech and Thinking of a Child. Moscow: Pedagogika-Press publ.; 1994. (In Russian).
- Veraksa NE. Dialectical thinking. Ufa: Vagant publ.; 2006. (In Russian).
- Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Development of Formal-logical and Dialectical Thinking in Children 5–8 years old. Cultural-Historical Psychology. 2022;18(4):4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
- Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Dynamics of Development of Dialectical and Formalological Thinking in Senior Preschool and Primary School Age. Psychological and Pedagogical Research. 2023;15(4):111–127. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
- Veraksa NE. Dialectical structure of preschool play. National Psychological Journal. 2022;3(47):4–12. (In Russian). https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302
- Shiyan OA, Korotun YYa. Narrative practice “Fairy Tales with Provocations” as a Space for the Development of Creative Thinking of Preschoolers. Preschool Education Today. 2024;121(1):19–31. (In Russian). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31
- Krasheninnikov EE. Dialectical Mediation. In: Krasheninnikov E, editor. Dialectical psychology. Ufa: BSPU publ.; 2005. P. 14–15. (In Russian).
- Fleer M. How Conceptual Play Worlds Create Different Conditions for Children’s Development Across Cultural Age Periods – A Programmatic Study Overview. New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022;2(1–2):3–29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
- Vysotskaya E, Yanishevskaya M, Lobanova A. The Features of Modeling Mediation in Digital Support for Formation of Multiplicative Concepts. Psychology in Russia: State of the Art. 2024;17(1):100–113. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0207
- Bezrukikh MM, Verba AS, Filippova TA, Ivanov VV. Speech Development and the Formation of Social and Communication Skills in Senior Preschool Age. Psychological Journal. 2021;18(4):5–17. (In Russian). https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
- Belolutskaya AK, Vachkova SN, Patarakin ED. Connection with the Component of Training and Development of Children of Preschool and School Age: Review Studies and International Teaching Practice. Education and Self-development. 2023;18(2):32–55. (In Russian). https://doi.org/ 10.26907/esd.18.2.04
- Vygotskii LS. Lectures on Pedology. Izhevsk: Udmurt University publ.; 1996. (In Russian).
- Veraksa NE, Airapetyan ZV, Almazova OV, Tarasova KS. Longitudinal Study of Mixed Emotions in 5–6 and 7–8-year-old Children: The Cognitive Aspect. Lomonosov Psychology Journal. 2023;46(1):152–174. (In Russian). https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.7
Дополнительные файлы
