Философско-методологические проблемы современной нейротеологии
- Авторы: Лагунов А.А.1, Иванова С.Ю.1
-
Учреждения:
- Северо-Кавказский федеральный университет
- Выпуск: Том 27, № 4 (2023): ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ
- Страницы: 915-927
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НЕЙРОНАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325221
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-4-915-927
- EDN: https://elibrary.ru/TMFJOI
- ID: 325221
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современной науке актуальны исследования, направленные на изучение функционирования головного мозга человека при воздействии на него различных факторов социально-природной среды, в том числе и религиозных практик - как личностных, так и общественных. Целью исследования является рассмотрение сложившегося состояния нейротеологии как новой области знания и анализ возможностей ее взаимодействия с уже существующими социально-гуманитарными дисциплинами; в качестве материала для исследования привлекаются обзорные, аналитические и критические публикации российских и зарубежных ученых. Обращается внимание на философско-методологические проблемы, которые нейротеологии требуется разрешить для того, чтобы определить свое место в современном когнитивном пространстве в качестве его органической составляющей. Прежде всего, по мнению авторов, представителям этой науки необходимо обогатить сформировавшийся эмпирический базис теоретическими обобщениями, для чего следует реализовать декларируемый ими принцип междисциплинарности и привлечь к общей работе специалистов из различных областей гуманитаристики. В выдвигаемых нейротеологами гипотезах вопрос об онтологическом существовании объектов религиозного опыта признается эпистемологически неразрешимым, однако при построении философско-мировоззренческой концепции невозможно ограничиваться подобными утверждениями, нужно тем или иным образом выразить отношение к внешней и внутренней для человека реальности. Отмечается, что разрабатываемая в нейротеологии идея о генетической трансляции качеств «мозга/сознания» в процессе «когнитивной эволюции» человечества возвращает нас к социально-детерминистическим и механистическим воззрениям, преодоленным современной наукой. Выражается надежда на то, что нейротеология, разрешив возникающие философско-методологические затруднения, сыграет немаловажную роль в развитии российской науки.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Александрович Лагунов
Северо-Кавказский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: emaillag@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8498-6449
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и этнологии, Гуманитарный институт
Российская Федерация, 355000, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1Светлана Юрьевна Иванова
Северо-Кавказский федеральный университет
Email: isu-socf@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2375-6348
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и этнологии, Гуманитарный институт
Российская Федерация, 355000, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1Список литературы
- Ashbrook JB. Neurotheology: The Working Brain and the Work of Theology. Zygon. 1984;19:331—350. https://doi.org/10.1111/j.1467-9744.1984.tb00934.x
- Miheev V. Can feelings and ideas be religious and secular? Criticism of the modern psychology of religion. State, religion, church in Russia and abroad. 2018;(3):142—167. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-3-142-167
- Bazhanov VA. Neurotheology: religion in the focus of modern cultural neuroscience. Religious Studies. 2018;(1):118—125. (In Russian). https://doi.org/10.22250/2072-8662.2018.1.118-125
- Borisova OA., Kopejko GI., Malevich TV. Neurobiological approach to the study of religious and mystical experiences. Psychiatry. 2015;(1):39—43. (In Russian).
- Malevich TV. Neurotheology: theories of religion and the science of the brain. Religious studies. 2013;(1–2):62–83. (In Russian).
- Cahes I. Neuroscience and religious experience: on the way to building an integrative model. Religious studies. 2013;(1–2):51—61. (In Russian).
- Descartes R. Rules for guiding the mind. In: Doubt everything: with comments and explanations. Moscow: AST publ.; 2019. P. 18—148. (In Russian).
- Mamardashvili MK. Cartesian reflections. Moscow: Progress, Kul'tura publ.; 1993. (In Russian).
- Descartes R. Pervonachala filosofii. In: Doubt everything: with comments and explanations. Moscow: AST publ.; 2019. P. 149—315. (In Russian).
- Berdjaev NA. On the appointment of a person. Moscow: AST publ.; 2006. (In Russian).
- Frank SL. Reality and man. Metaphysics of human existence. In: Essays: God is with us. Moscow: AST publ.; 2003. P. 133—436. (In Russian).
- Zijai AA. How theology understands neurotheology. Social and Humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Series 3, Philosophy. Abstract journal. 2017;(2):79—87. (In Russian).
- Borisov OS, Eremeev SG. Cultural codes and virtual reality. Pushkin Leningrad State University Journal. 2020;(1):77—87. (In Russian).
- Lopatin LM. Criticism of empirical principles of morality. In: Articles on ethics. Saint Petersburg: Nauka publ.; 2004. P. 56—112. (In Russian).
- Kedrov BM. Conversations about dialectics. Six-day philosophical reflections during the journey. Moscow: KomKniga publ.; 2007. (In Russian).
Дополнительные файлы
