От ритуалов к практикам: гражданская религия как предмет социально-философской концепции Э. Дюркгейма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании предлагается пересборка понятия «гражданская религия» с опорой на работы Э. Дюркгейма, которая, по мнению авторов, может способствовать выработке общих теоретико-методологические оснований и эпистемологии гражданской религии. Материалами для исследования стали работы Э. Дюркгейма, а также теоретиков изучения понятия «гражданская религия» в отечественной и зарубежной науке. На первом шаге авторы проясняют дефиниции религии у Дюркгейма, обосновывая, что сакральное не обязательно связано с божественным или верой в сверхъестественное. Далее, опираясь на теорию социального Дюркгейма, авторы показывают, что гражданская религия является следствием постулируемой Дюркгеймом детерминирующей силы социального. На следующем шаге авторы обосновывают, как тезисы Дюркгейма могут быть использованы для анализа специфики конструирования гражданской религии в современном обществе. Во-первых, для создания социальной солидарности необходимо сознательно использовать коллективные чувства и идеи. Во-вторых, ритуалы необходимы для поддержания коллективных представлений и их трансляции, но они не конструируют эти представления сами по себе. В-третьих, нет разницы между эмоциями и переживаниями людей, которые участвуют в какой-либо религиозной или гражданской церемонии. Чтобы рассмотреть функционирование гражданской религии в условиях органической солидарности, авторы обращаются к работам Дюркгейма об образовании. Социальный исследователь настаивает на возможности общечеловеческой моральной системы, притом, что трансляция норм и ценностей должна происходить не только в моменты ритуалов, но и в процессе ежедневной образовательной работы. Таким образом, проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам: 1) практики гражданской религии должны учитывать детерминирующую силу социального; 2) гражданская религия в трактовке Дюркгейма - это культ человека и общечеловеческого; 3) необходимо различение гражданской религии и политического использования символов, поскольку сами гражданские практики должны быть направлены на солидаризацию не столько политической нации, сколько граждан как индивидов.

Об авторах

Даниил Александрович Аникин

Саратовский государственный университет имени С.Г. Чернышевского; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: dandee@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6232-6557
SPIN-код: 2015-5946

кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и истории политики, МГУ имени М.В. Ломоносова; доцент, кафедра теоретической и социальной философии, СГУ имени Н.Г. Чернышевского

Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, д. 83; Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Оксана Владимировна Головашина

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Институт философии и права УрО РАН

Email: ovgolovashina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9911-175X
SPIN-код: 3493-3930

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, УГИ УрФу, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права УрО РАН

Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, д. 16

Список литературы

  1. Maureen H. The Intoxication of Power: An Analysis of Civil Religion in Relation to Ideology. London: D. Reidel; 1979.
  2. Bellah R.N. Civil Religion in America. Daedalus: Journal of the American Academy of Arts and Sciences. 1967;(96):1-21.
  3. Wimberley R. C. Testing the Civil Religion Hypothesis. Sociological Analysis. 1976;(7):341-352.
  4. Wimberley R. C. Civil Religion and the Choice for President: Nixon in ‘72’. Social Forces. 1980;(59):44-61.
  5. Hammond Ph E. The Sociology of American Civil Religion: A Bibliographic Essay. Sociological Analysis. 1976;37(2):169-182.
  6. Wuthnow R. Divided We Fall: America’s Two Civil Religions. Christian Century. 1988;(115): 395-399.
  7. Aikman D. A Man of Faith: The Spiritual Journey of George W. Bush. Nashville, TN: W Publishing Group; 2004.
  8. Bruni F. Ambling into History: the Unlikely Odyssey of George W. Bush. New York: Harper Collins; 2002.
  9. Farr T., Saunders W. The Bush Administration and America’s International Religious Freedom Policy. The Harvard Journal of Law and Public Policy. 2009;32(3): 949-970.
  10. Mansfield S. The Faith of George W. Bush. New York: Penguin; 2003.
  11. Mori K. 9/11 and the «American Civil Religion» Today. Journal of Japanese Society of American Studies. 2004;(38):3-18.
  12. Smith G. Faith and the Presidency: From George Washington to George W. Bush. New York: Oxford University Press; 2006.
  13. Turek L. Religious Rhetoric and the Evolution of George W. Bush's Political Philosophy. Journal of American Studies. 2014;(48):975-998.
  14. Novak M. Choosing Our King: Powerful Symbols in Presidential Politics. New York: Macmillan; Hammond; 1974.
  15. Eagleton T. Ideology. London: Verso1; 1991.
  16. Asad T. Formations of the Secular. Stanford, CA: Stanford University Press; 2003.
  17. Weed R. L. Heyking J. von, eds. Civil Religion in Political Thought. Washington, DC: The Catholic University of America Press; 2010.
  18. Cristi M. From civil to political religion: The Intersection of Culture, Religion and Politics. Wilfrid Laurier Univ. Press, 2006.
  19. Rousseau J.-J. The Social Contract and Discourses. London: J.M. Dent and Sons; 1973.
  20. Hammond Ph. E. The Conditions for Civil Religion: A Comparison of the United States and Mexico. Bellah R. N., Hammond Ph. E. Varieties of Civil Religion. San Francisco: Harper and Row; 1980:40-85.
  21. Beiner R. Machiavelli, Hobbes, and Rousseau on Civil Religion. The Review of Politics. 1993;55(4):617-638.
  22. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press;1994.
  23. Demerath N.J., Williams Rhys H. Civil Religion in an Uncivil Society. Annals of the American Academy. 1985; 480):154-165.
  24. Lukes S. Emile Durkheim, His Life and Work. London: Allen Lane Penguin Press;1973.
  25. Macfarlane L.J. Modern Political Theory. London: Thomas Nelson and Sons; 1970.
  26. Fenton S., Reiner R., Hamnett I. Durkheim and Modern Sociology. Cambridge: Cambridge University Press; 1984.
  27. Hammond Ph. E. Religious Pluralism and Durkheim’s Integration Thesis. Eister All. W., ed. Changing Perspectives in the Scientific Study of Religion. New York: John Wiley and Sons; 1974:115-142.
  28. Stanner W.E.H., Hiatt L.R. Australian Aboriginal Mythology: Essays in Honour of W. E. H. Stanner. Canberra: Australian Institute of Aboriginal Studies; 1975.
  29. Pickering W. S. F. Durkheim’s Sociology of Religion: Themes and Theories. London: Routledge and Kegan; 1984.
  30. Steiner Ph. La Sociologie de Durkheim. Paris: La Découverte; 1994.
  31. Willaime J.-P. Sociologie des religions. Paris: Presses universitaires de France; 1995.
  32. Durkheim E. Jelementarnye formy religioznoj zhizni: totemicheskaja sistema v Avstralii. Moskva: Publishing house “Delo” RANEPA, 2018. (In Russian).
  33. Wundt W. Vôlkerpsychologie: eine Untersuchungder Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Vol. 5. Mythus und Religion. Leipzig: A. Krôner; 1906.
  34. Wundt W. Totemismus und Stammesorganisation in Australien. Anthropos. 1914;(9):299-325.
  35. Parsons T. The Structure of Social Action. New York: McGraw Hill; 1968.
  36. Parsons T. The Theoretical Development of the Sociology of Religion. T. Parsons. Essays in Sociological Theory. New York: The Free Press; 1954:197-211.
  37. Durkheim E. O razdelenii obshhestvennogo truda. Moskva: Kanon publ.; 1996. (In Russian).
  38. Durkheim E. Predstavlenija individual'nye i predstavlenija kollektivnye. Durkheim E. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. Moskva: Kanon publ.; 1995:208-243. (In Russian).
  39. Filloux J.-C. Durkheim et le Socialisme. Genève: Droz; 1977.
  40. Wallwork E. Durkheim; Morality and Milieu. Cambridge: Harvard University Press; 1972.
  41. Durkheim E. La détermination du fait moral. Séances du 11 février et du 22 mars 1922. Bulletin de la société française de philosophie. 1963;(6):169-182.
  42. Alpert H. Emile Durkheim and Sociologismic Psychology. American Journal of Sociology. 1939;45(1):64-70.
  43. Purdy S. S. The Civil Religion Thesis as It Applies to a Pluralistic Society: Pancasila Democracy in Indonesia (1945-1965). Journal of International Affairs; 1982: 307-316.
  44. Misztal B. A. Durkheim and Memory. Journal of Classical Sociology. 2003;3(2):123-143.
  45. Vasil’ev A. Voploshhennaja pamjat': kommemorativnyj ritual v sociologii Je. Djurkgejma. Sociologicheskoe obozrenie. 2014;13(2):141-167. (In Russian).
  46. Wallace R. A. The Secular Ethic and the Spirit of Patriotism. Sociological Analysis. 1973;34(1):3-11.
  47. Durkheim E. The 'School of Tomorrow. F. Buisson and F. E. Earrington (eds.). French Educational Ideals of Today. New York: World; 1919:188-192.
  48. Durkheim E. Moral Education. New York: Free Press; 1973.
  49. Durkheim E. Education and Sociology. Glencoe: Free Press; 1956.
  50. Richter M. Durkheim’s Politics and Political Theory. K. H. Wolf (ed.) Emile Durkheim, 1858-1917. Columbus: Ohio University Press; 1960:170-210.
  51. Giner S. Religión Civil. Revista española de investigaciones sociológicas. 1993;(61):23-55.
  52. Bellah R. N. Emile Durkheim on Morality and Society. Chicago: University of Chicago Press; 1973.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».