Проблема содержания образования в век цифровых технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема концептуализации содержания и сущности образования в ситуации возрастающего влияния технологической составляющей в образовательной деятельности, обуславливающего изменение не только предметного компонента образовательной среды, но и самих принципов взаимодействия субъектов образования. Обосновывается значение привнесения в дискурс о цифровизации философского понимания смыслов образования, имеющего принципиальное значение для проектирования образовательных процессов. С этой целью в первом разделе рассматривается ряд примеров обоснования целей цифровизации в образовании, ставится вопрос о том, какие приоритеты в образовательной деятельности задаются при таком понимании целей и каким видится соотношение формального и содержательного начал в образовании. Выявляются риски редукции образовательной деятельности к процессам обучения в случае инструментальной трактовки содержания образования и преимущественного акцентирования логики обучения и формирования навыков. Далее проблема анализируется с привлечением материала философской дискуссии XX в. - критики аналитическими философами образования практики прогрессивного образования по вопросам соотношения формального и содержательного элементов в образовании. Обосновывается значение и актуальность дискуссии прошлого для анализа современных проблем в образовании - доминирование на современном этапе цифровизации задач обучения/самообучения и связанных с этим формально-технологических моментов деятельности. В последнем разделе обозначаются перспективные линии развития дискурса цифровизации образования, связанные с задачами поиска баланса между индивидуально и социально значимыми аспектами в определении содержания образования с учётом тенденции массовой персонализации. Показывается, что современные риски смыслового обеднения образовательных отношений могут быть связаны не только с возрастающей формализацией образовательных практик, но и с несформированностью представлений об образовании как общем благе.

Об авторах

Татьяна Вилевна Сохраняева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: sokhran@gmail.com

кандидат философских наук, доцент кафедры философии образования философского факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Иван Дмитриевич Замоткин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: zamotkin.ivan@gmail.com

аспирант кафедры философии образования философского факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Список литературы

  1. Burbules N, Callister T. Watch It: The Risks and Promises of Educational Technologies For Education, Boulder, CO: Westview Press; 2000.
  2. Chebotar N, Sinelnikov V, Kushnir М. et al. Digital Learning Environment Manifesto. Educational Policy. 2016;71(1):34—43. (In Russian).
  3. Bryzgalina EV. Competence-based Approach and the Future of Sociohumanitarian Education. Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. 2013;18(1):162—169. (In Russian).
  4. Luksha P. Kubista D., Laslo A. et al. Education for Complex Society. Moscow: Rossijskij uchebnik; 2018. (In Russian).
  5. Uvarov AU, Frumin ID, editors. Challenges and Perspectives in the Digital Transformation in Education. Moscow: HSE Publishing House; 2019. (In Russian).
  6. Sokhranyaeva TV. Mass Personalization Strategy in Modern Education. Chelovek. 2021;32(2):30—40. (In Russian).
  7. Biesta GJJ. Good education in an age of measurement: Ethics, politics, democracy. Boulder, CO: Paradigm Publishers; 2010.
  8. Dewey D. Democracy and Education. Moscow: Pedagogika-Press; 2000. (In Russian).
  9. Noddings N. Philosophy of Education. Cambridge. MA: Westview; 2007.
  10. Peters RS. Ethics and Education. London: George Allen & Unwin Ltd; 1966.
  11. Ryle G. The Concept of Mind. Moscow: Idea-Press, Dom intellectualnoj knigi; 2000. (In Russian).
  12. Hirst PH. Knowledge and the Curriculum: A Collection of Philosophical Papers. London: Routledge & Kegan Paul; 1974.
  13. Scheffler I. The Language of Education. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas; 1960.
  14. Apple MW. Official Knowledge: Democratic Education in a Conservative Age. 2nd ed. NY: Routledge; 2000.
  15. McLaren P, Jandrić P. Postdigital Dialogues on Critical Pedagogy, Liberation Theology and Information Technology. London, NY: Bloomsbury Publishing; 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».