Проблема содержания образования в век цифровых технологий
- Авторы: Сохраняева Т.В.1, Замоткин И.Д.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 25, № 4 (2021): ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- Страницы: 626-639
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/324966
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-626-639
- ID: 324966
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема концептуализации содержания и сущности образования в ситуации возрастающего влияния технологической составляющей в образовательной деятельности, обуславливающего изменение не только предметного компонента образовательной среды, но и самих принципов взаимодействия субъектов образования. Обосновывается значение привнесения в дискурс о цифровизации философского понимания смыслов образования, имеющего принципиальное значение для проектирования образовательных процессов. С этой целью в первом разделе рассматривается ряд примеров обоснования целей цифровизации в образовании, ставится вопрос о том, какие приоритеты в образовательной деятельности задаются при таком понимании целей и каким видится соотношение формального и содержательного начал в образовании. Выявляются риски редукции образовательной деятельности к процессам обучения в случае инструментальной трактовки содержания образования и преимущественного акцентирования логики обучения и формирования навыков. Далее проблема анализируется с привлечением материала философской дискуссии XX в. - критики аналитическими философами образования практики прогрессивного образования по вопросам соотношения формального и содержательного элементов в образовании. Обосновывается значение и актуальность дискуссии прошлого для анализа современных проблем в образовании - доминирование на современном этапе цифровизации задач обучения/самообучения и связанных с этим формально-технологических моментов деятельности. В последнем разделе обозначаются перспективные линии развития дискурса цифровизации образования, связанные с задачами поиска баланса между индивидуально и социально значимыми аспектами в определении содержания образования с учётом тенденции массовой персонализации. Показывается, что современные риски смыслового обеднения образовательных отношений могут быть связаны не только с возрастающей формализацией образовательных практик, но и с несформированностью представлений об образовании как общем благе.
Об авторах
Татьяна Вилевна Сохраняева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: sokhran@gmail.com
кандидат философских наук, доцент кафедры философии образования философского факультета
Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4Иван Дмитриевич Замоткин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: zamotkin.ivan@gmail.com
аспирант кафедры философии образования философского факультета
Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4Список литературы
- Burbules N, Callister T. Watch It: The Risks and Promises of Educational Technologies For Education, Boulder, CO: Westview Press; 2000.
- Chebotar N, Sinelnikov V, Kushnir М. et al. Digital Learning Environment Manifesto. Educational Policy. 2016;71(1):34—43. (In Russian).
- Bryzgalina EV. Competence-based Approach and the Future of Sociohumanitarian Education. Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. 2013;18(1):162—169. (In Russian).
- Luksha P. Kubista D., Laslo A. et al. Education for Complex Society. Moscow: Rossijskij uchebnik; 2018. (In Russian).
- Uvarov AU, Frumin ID, editors. Challenges and Perspectives in the Digital Transformation in Education. Moscow: HSE Publishing House; 2019. (In Russian).
- Sokhranyaeva TV. Mass Personalization Strategy in Modern Education. Chelovek. 2021;32(2):30—40. (In Russian).
- Biesta GJJ. Good education in an age of measurement: Ethics, politics, democracy. Boulder, CO: Paradigm Publishers; 2010.
- Dewey D. Democracy and Education. Moscow: Pedagogika-Press; 2000. (In Russian).
- Noddings N. Philosophy of Education. Cambridge. MA: Westview; 2007.
- Peters RS. Ethics and Education. London: George Allen & Unwin Ltd; 1966.
- Ryle G. The Concept of Mind. Moscow: Idea-Press, Dom intellectualnoj knigi; 2000. (In Russian).
- Hirst PH. Knowledge and the Curriculum: A Collection of Philosophical Papers. London: Routledge & Kegan Paul; 1974.
- Scheffler I. The Language of Education. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas; 1960.
- Apple MW. Official Knowledge: Democratic Education in a Conservative Age. 2nd ed. NY: Routledge; 2000.
- McLaren P, Jandrić P. Postdigital Dialogues on Critical Pedagogy, Liberation Theology and Information Technology. London, NY: Bloomsbury Publishing; 2020.
Дополнительные файлы
