Сравнительный анализ категорий палингенезиса в учениях Л.Н. Толстого и Лао-цзы
- Авторы: Абраменко В.П.1
-
Учреждения:
- Институт Китая и современной Азии РАН
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023): МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- Страницы: 361-371
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325265
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2-361-371
- EDN: https://elibrary.ru/IVYUIC
- ID: 325265
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы сопоставления учений Толстого и Лао-цзы по критерию палингенезиса, положенному в основу конструирования всего идейного корпуса важнейшего трактата даосизма «Дао дэ цзин». Лапидарную формулу палингенезиса Лао-цзы сформулировал в сороковом чжане этого трактата, воссоздавая картину гармонизации Поднебесной, утверждая, что возвращение - это движение Дао, а ослабление - это действие Дао. Принцип палингенезиса является одним из фундаментальных принципов, для описания которого Толстой пользуется христологической лексикой, а Лао-цзы - эмбриологической. Выбор критерия палингенезиса для сопоставительного анализа учений обусловлен тем, что последний срабатывает как непреложный закон при постановке задачи воссоздании гармонии в социальном хаосе. На базе оценок содержания чжанов канона «Дао дэ цзин» выстроена репрезентативная линия элементов палингенезиса: категория знания/истины; категория незнания; категория простоты; категория естественности; категория «младенца»; категория недеяния; категория ненасилия. Принципы даосизма не высказываются Толстым с исследовательской последовательностью в логических определениях, но фигурируют как категории и тенденции, работая в мировоззренческих установках яснополянского мудреца. В произведениях «В чем моя вера?», «Изречения китайского мудреца Лао-Тзе», «Неделание» толстовское учение преподнесено в целостности и поэтому удобно для сравнения с даосской классикой. Отмечено, что концептуальная идея Толстого зиждется на стремлении обратить людей к благу - единению со всеми людьми. Такая направленность к благу не что иное, как возвращение человеку его исконной природы, на пути к которой и реализуется принцип палингенезиса, увязанный с бойкотом цивилизации насилия. Проведенное исследование показало, что в учениях Лао-цзы и Толстого, фиксирующих опыт теоретического освоения мира, категории палингенезиса являются общими для русского и китайского духа.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Петрович Абраменко
Институт Китая и современной Азии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ma-wlad@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6746-9028
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения культуры Китая
Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр., д. 32Список литературы
- Lukyanov AE. Ancient Chinese philosophy. Part 2. Philosophy of Taoism. Moscow: IDV RAS; 2015. (In Russian).
- Lukyanov AE. Ancient Chinese philosophy. Part 3. Philosophy of Confucianism. Moscow: IDV RAS; 2017. (In Russian).
- Lukyanov AE. Tao de jing. Moscow: IDV RAS; 2008. (In Russian).
- Tolstoy LN. What is my faith? Moscow: Artistic literature; 1957. Available from: https://tolstoy.ru/online/90/23/ (accessed: 07.09.22). (In Russian).
- Lukyanov AE. Ancient Chinese philosophy. Part I. The formation of Chinese philosophy. Moscow: IDV RAS; 2012. (In Russian).
- Tolstoy LN. Non-doing. Moscow: Artistic literature; 1954. Available from: https://tolstoy.ru/online/90/29/ (accessed: 12.08.22). (In Russian).
- Rykov SJu. Ancient Chinese philosophy: a course of lectures. Moscow: Institute of Philosophy RAS; 2012. (In Russian).
- Jan Hin-shun. The ancient Chinese philosopher Lao Tzu and his teachings. Moscow, Leningrad: Academy of Sciences of the USSR; 1950. (In Russian).
- Arkhangelsk AS. Paradoxes of the phenomenon of non- action. Scientific notes of the Tauride VI. Vernadsky National University. The series “Philosophy. Cultural studies. Political Science”. 2010;23(1):30—35. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ paradoksy-fenomena-nedeyaniya (accessed: 14.09.22). (In Russian).
- Tolstoy LN. Sayings of Lao-Tze. Moscow: Artistic literature; 1956. Available from: https://tolstoy.ru/online/90/40/ (accessed: 09.07.22) (In Russian).
Дополнительные файлы
