Природа социального факта в социальной онтологии Б. Эпштейна
- Авторы: Платонова С.И.1
-
Учреждения:
- Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Страницы: 599-606
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ Б. ЭПШТЕЙНА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325311
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3-599-606
- ID: 325311
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен анализ социальной онтологии американского философа Б. Эпштейна. Социальная онтология изучает природу социального мира: каковы его основные элементы и как они соединяются вместе. Существуют разные теории в современной социальной онтологии: теория структурации, теория коммуникативного действия, социальный конструктивизм, критический реализм. Б. Эпштейн выступает против психологических теорий социальной онтологии и онтологического индивидуализма при объяснении социального мира. Б. Эпштейн различает онтологические вопросы о социальном мире и причинно-следственные связи между событиями. Исходной категорией социальной онтологии для американского философа является социальный факт. Для установления социального факта необходимы два действия: дать онтологическое объяснение имеющемуся социальному факту и найти факты, определяющие условия, необходимые для социального факта. Соответственно, Б. Эпштейн различает два проекта: проект основания социального факта и проект фиксации социального факта. Проект основания социального факта дает онтологическое объяснение социальному факту, изучает условия наличия социальных фактов. Проект фиксации исследует то, что порождает условия основания для социальных фактов. Отношение основания и отношение фиксации не являются причинно-следственными отношениями. Социальный факт должен иметь диахронические составные элементы, что является, в частности, проверкой социальной теории на истинность. В статье также рассматривается теория социальных фактов Дж. Серля. Теорию Дж. Серля Б. Эпштейн относит к психологической концепции, основанной на коллективном принятии сообществом определенных правил. Эта позиция представляется не совсем верной, так как Дж. Серль в понимании природы социального факта опирается на социальные институты, а сам факт относит к институциональным фактам.
Ключевые слова
Об авторах
Светлана Ипатовна Платонова
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: platon-s@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-2145-2041
доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Российская Федерация, 426069, Ижевск, ул. Студенческая, д. 11Список литературы
- Epstein B. History and the Critique of Social Concepts. Philosophy of the Social Sciences. 2010;46(1):3—29. https://doi.org/10.1177/0048393109350678
- Epstein B. A Framework of Social Ontology. Philosophy of Social Sciences. 2016;46(2):147—167. https://doi.org/10.1177/0048393115613494
- Epstein B. The Ant Trap: Rebuilding the Foundations of Social Sciences. Oxford: Oxford University Press; 2015.
- Grechko PK, Kurmeleva EV, editors. Social: origins, structural profiles, modern challenges. Moscow: Russian political encyclopedia; 2009. (In Russian).
- Bhascar R. The Possibility of Naturalism. A Philosophical critique of the contemporary human science. London: Routledge; 2014.
- Archer M. Being Human: The Problem of Agency. Cambridge: Cambridge University Press; 2000.
- Figura AO. Kriticheskij realizm: metodologicheskaya al'ternativa dlya social’nyh nauk [Critical Realism: A Methodological Alternative for the Social Sciences]. Omskij nauchnyj vestnik. 2012;1(105):114—117. (In Russian).
- Searle J. The construction of Social Reality. New York: The Free Press; 1995.
- Platonova SI. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya social’nogo fakta [Theoretical and methodological bases of social fact]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016;7(69):142—146. (In Russian).
Дополнительные файлы
