Принцип непротивления злу насилием Льва Толстого и его критика в философии Ивана Ильина
- Авторы: Евлампиев И.И.1, Юе В.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Бэйханский университет
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1106-1121
- Раздел: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325384
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1106-1121
- EDN: https://elibrary.ru/KDMPCZ
- ID: 325384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании показано, что Лев Толстой первоначально понимал принцип непротивления злу насилием как чисто моральную заповедь, обязательную для всех людей и ведущую человечество к совершенству. Но затем в своем учении он сделал акцент на необходимости для каждого человека преобразить свою жизнь из низшей, «животной» формы в божественную форму, и только для людей, осуществивших такое преображение, признал применимым принцип непротивления. Согласно Толстому, божественная жизнь означат непосредственное духовное единство людей, благодаря чему они имеют возможность прямого духовного влияния друг на друга без материальных средств. Люди, обретшие божественную жизнь, обладают более сложным и глубоким пониманием бытия. Они видят последствия своих поступков не только в ближайшей временной перспективе, но и во всем будущем времени, поэтому они могут более правильно оценивать последствия своих поступков. Толстой утверждает, что в этом случае каждый человек видит, что злые поступки (даже совершенные ради благой цели) ведут только к общему негативному результату, а добрые - к позитивному. Иван Ильин в своей философии утверждал, что души людей полностью обособленны друг от друга и замкнуты в тела, поэтому чисто духовные методы воздействия на других бесполезны, воздействовать на душу злодея можно только через его тело с помощью материальных средств. В работе доказывается, что Толстой и Ильин достаточно правильно развивают свои системы идей, исходя из разных метафизических концепций человека, в равной степени происходящих из гностического христианства. Толстой занимает строго монистичную религиозную позицию абсолютного приоритета духовного начала; Ильин разделяет дуалистическую метафизику, в которой дух и материя оказываются равными по своему значению. Оба русских мыслителя оказываются правы в рамках выбранных ими исходных метафизических предположений.
Об авторах
Игорь Иванович Евлампиев
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7209-2616
доктор философских наук, профессор, кафедра русской философии и культуры, Институт философии
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Ван Юе
Бэйханский университет
Email: yp20092011@163.com
ORCID iD: 0000-0002-1390-8494
PhD, доцент, Институт иностранных языков
Китай, 100191, Пекин, ул. Сюэюан, д. 37Список литературы
- Berdyaev NA. Spirits of the Russian Revolution. In: Vekhi: a Collection of Articles about the Russian Intelligentsia. From the Depths: a Collection of Articles on the Russian Revolution. Moscow: Pravda publ.; 1991. Р. 250–289. (In Russian).
- Ilyin IA. Idea of Kornilov. In: Works. 10. Vol. 5. Moscow: Russkaya kniga publ.; 1995. P. 223–227. (In Russian).
- Tolstoy LN. My Religion (What I Believe). Smith H, transl. London: Walter Scott, Ltd.; 1885.
- Medzhibovskaya I. Tolstoy and the Religious Culture of his Time: A Biography of a Long Conversion, 1845–1887. Lanham: Lexington Books; 2008.
- Tolstoy LN. On Life and Essays on Religion. Maude A, transl. London: Oxford University Press; 1934.
- Denner M. Tolstoyan Nonaction: The Advantage of Doing Nothing. Tolstoy Studies Journal. 2001;XIII:8–22.
- Guseynov AA. Non-violence as the Truth of Life. In: Experience of Non-violence in the XX Century. Socio-ethical Essays. Moscow: Aslan publ.; 1996. P. 236–264. (In Russian).
- Evlampiev II. Leo Tolstoy on Time and Eternity in Human Life (Based on the Writer’s Later Diaries). Filosofskiy Zhurnal. 2019;(4):128–142. (In Russian).
- Tolstoy LN. Diaries and Notebooks. 1904–1906. In: Works. 90. Vol. 55. Moscow: Khudozestvennaya Literatura publ.; 1937. (In Russian).
- Tolstoy LN. The Path of Life. In: Works. 90. Vol. 45. Moscow: Khudozestvennaya Literatura publ.; 1956. (In Russian).
- Berdyaev N. The Old and New Testaments in the Religious Consciousness of L. Tolstoy. In: On Leo Tolstoy’s Religion. Moscow: Put’ publ.; 1912. P. 172–195. (In Russian).
- Sholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books; 1961.
- Evlampiev II. Undistorted Christianity and its Fate in European Culture. Saint Petersburg: TsSO publ.; 2024. (In Russian).
- Tolstoy L. The Forged Coupon and Other Stories. Bernstein H, transl. New York: Ogilvie Publishing Company; 1912.
- Matveeva IYu. The Themes of F. Dostoevsky in L. Tolstoy’s Story “The Forged Coupon”. Voprosy Literatury. 2022;(6):23–40. (In Russian).
- Tolstoy L. “The Kingdom of God is within You” Christianity not as a Mystic Religion but as a New Theory of Life. In 2 vols. Garnett C, transl. New York; 1894.
- Tolstoy L. Bethink Yourselves! Tchertkoff V, transl. Boston: The International Union Ginn &Co; 1904.
- Tolstoy L. The One Thing Neeedful. Tchertkoff V, Mayo IF, transl. London: The Free Age Press; 1905.
- Ilyin IA. On Resistance to Evil by Force. In: Works. 10. Vol. 5. Moscow: Russkaya kniga publ.; 1995. P. 31–220. (In Russian).
- Ilyin IA. Collected Works. Axioms of Religious Experience. Vol. 1. Moscow: Russkaya kniga publ.; 2002. (In Russian).
Дополнительные файлы
