Социокультурная доминанта в современном российском образовании


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе автор рассматривает трансформации, происходящие в современном обществе и влияющие на социокультурную доминанту в образовании в России. Кроме того, обращается внимание на различия в толковании понятий «образование», «обучение» и «воспитание» и подчеркивается важность перехода от традиционной педагогики (передачи знаний) к человекоцентрированному и социокультурному воспитанию. В данном исследовании затрагивается вопрос актуализации модели организации образования - исчезает диалог, живое общение заменяется онлайн технологиями. Говоря о глобализации и цифровизации как о своеобразном антропологическом вызове, автор обращается к отечественным мыслителям прошлого века (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) - они делают акцент на личностное начало в образовательном процессе, которое глубоко соединяется с социальным подходом. В таком случае, по мнению ученых, образовательные процесс должен концентрироваться на личностном росте, что и является основной целью воспитания. Сложности языковой культуры также оказываются в центре современных социокультурных проблем: русский язык скуднеет, словарный запас современной молодежи (школьников и студентов) резко падает, появляются заимствования, вульгаризмы, сленг и многое другое. Об этом говорит автор статьи и приходит к выводу, что именно преподавание (социо)гуманитарных наук становится пространством формирования культуры молодого поколения. Таким образом, данное исследование подчеркивает необходимость выявления как положительной, так и отрицательной динамики современной трансформации образования и актуализации смыслов и ценностной ориентации процессов обучения и воспитания.

Об авторах

Валерия Вадимовна Силайчева

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: KhominskyaVV@mpei.ru
ORCID iD: 0000-0003-3613-9883
SPIN-код: 8439-3242

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой

Российская Федерация, 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14

Список литературы

  1. Savoryaeva TV, Zamotkin ID. The problem of the content of education in the age of digital technologies. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(4):613–625. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-613-625 EDN: MZDLUI
  2. Guseva II, Kirilina TYu. Micro-perspectives of the social in the movement of social and humanitarian sciences from anthropologization to digitalization. Socio-humanitarian technologies. 2024;32(4):30–36. (In Russian). EDN: NVCCNM
  3. Bezveselnaya ZV. Digitalization of culture: the essence and basic elements. In: Personality in the context of global socio-cultural transformations of the digital information society: collection of articles on the results of the International Scientific Conference. 2021. P. 15–20. (In Russian). EDN: MKKKGW
  4. Noskova TN, Yakovleva OV. Values of education in the era of digitalization and strategies of students’ educational activities. Man and education. 2023;76(3):13–18. (In Russian). EDN: QWRZUP
  5. Kulik A, Sokolova YuV. Features of the implementation of a practice-oriented approach in engineering education in the era of global digitalization. MPEI Journal. 2022;(4):138–143. (In Russian). doi: 10.24160/1993-6982-2022-4-138-143 EDN: ICVMWN
  6. Bryzgalina EV, Prokhoda VA. On the criteria for evaluating the pedagogical activity of a teacher in the context of educational quality management. MSU Journal of Philosophy. 2012;(6):45–59. (In Russian). EDN: PJOCYF
  7. Mironov VV. Transformation of culture in the space of global communication. Saint Petersburg: SPbGUP publ.; 2019. (In Russian). EDN: VRRYTP
  8. League MB, Shchetkina IA. Man in the era of digitalization of society. Humanitarian vector. 2021;16(2):29–37. (In Russian). doi: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-29-38 EDN: GNUULR
  9. Mironov VV, Sokuler ZA. Longing for true being in digital culture. MSU Journal of Philosophy. 2018;(1):3–22. (In Russian). EDN: YTFBYO
  10. Leontiev AN. On some psychological issues of the consciousness of teaching. Soviet Pedagogy. 1944;(2):65–75. (In Russian).
  11. Vinsky GS. My time. Notes. Saint Petersburg publ.; 1914. (In Russian).
  12. Kant I. About pedagogy // Treatises and letters. Moscow: Nauka publ.; 1980. (In Russian).
  13. Bryzgalina EV, Stanchenko SV. Upbringing as an educational result: a value-oriented approach to assessment in the general education system. RUDN Journal of Philosophy. 2021;4(25):574–588. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588 EDN: GAKRGS
  14. Khominskaya VV. Vygotsky’s cultural and historical theory as a philosophical methodology of modern education. Context and reflection: philosophy of the world and man. 2016;(3):32–41. (In Russian). EDN: WTIFGJ
  15. Vorobyeva KN. An anthropological approach to education. Pedagogy. 2007;(2):55–58. (In Russian). EDN: NBYCKT
  16. Vygotsky LS. Psychology of art. Ivanov VV, editor. Vygotsky LS, Ivanov VV, comm, Leontiev AN, introduct. 3rd ed. Moscow: Iskusstvo publ.; 1986. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».