Социокультурная доминанта в современном российском образовании
- Авторы: Силайчева В.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Выпуск: Том 29, № 2 (2025): СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Страницы: 565-576
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325504
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-2-565-576
- EDN: https://elibrary.ru/UROPZZ
- ID: 325504
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе автор рассматривает трансформации, происходящие в современном обществе и влияющие на социокультурную доминанту в образовании в России. Кроме того, обращается внимание на различия в толковании понятий «образование», «обучение» и «воспитание» и подчеркивается важность перехода от традиционной педагогики (передачи знаний) к человекоцентрированному и социокультурному воспитанию. В данном исследовании затрагивается вопрос актуализации модели организации образования - исчезает диалог, живое общение заменяется онлайн технологиями. Говоря о глобализации и цифровизации как о своеобразном антропологическом вызове, автор обращается к отечественным мыслителям прошлого века (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) - они делают акцент на личностное начало в образовательном процессе, которое глубоко соединяется с социальным подходом. В таком случае, по мнению ученых, образовательные процесс должен концентрироваться на личностном росте, что и является основной целью воспитания. Сложности языковой культуры также оказываются в центре современных социокультурных проблем: русский язык скуднеет, словарный запас современной молодежи (школьников и студентов) резко падает, появляются заимствования, вульгаризмы, сленг и многое другое. Об этом говорит автор статьи и приходит к выводу, что именно преподавание (социо)гуманитарных наук становится пространством формирования культуры молодого поколения. Таким образом, данное исследование подчеркивает необходимость выявления как положительной, так и отрицательной динамики современной трансформации образования и актуализации смыслов и ценностной ориентации процессов обучения и воспитания.
Ключевые слова
Об авторах
Валерия Вадимовна Силайчева
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: KhominskyaVV@mpei.ru
ORCID iD: 0000-0003-3613-9883
SPIN-код: 8439-3242
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, политологии, социологии им. Г.С. Арефьевой
Российская Федерация, 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14Список литературы
- Savoryaeva TV, Zamotkin ID. The problem of the content of education in the age of digital technologies. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(4):613–625. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-613-625 EDN: MZDLUI
- Guseva II, Kirilina TYu. Micro-perspectives of the social in the movement of social and humanitarian sciences from anthropologization to digitalization. Socio-humanitarian technologies. 2024;32(4):30–36. (In Russian). EDN: NVCCNM
- Bezveselnaya ZV. Digitalization of culture: the essence and basic elements. In: Personality in the context of global socio-cultural transformations of the digital information society: collection of articles on the results of the International Scientific Conference. 2021. P. 15–20. (In Russian). EDN: MKKKGW
- Noskova TN, Yakovleva OV. Values of education in the era of digitalization and strategies of students’ educational activities. Man and education. 2023;76(3):13–18. (In Russian). EDN: QWRZUP
- Kulik A, Sokolova YuV. Features of the implementation of a practice-oriented approach in engineering education in the era of global digitalization. MPEI Journal. 2022;(4):138–143. (In Russian). doi: 10.24160/1993-6982-2022-4-138-143 EDN: ICVMWN
- Bryzgalina EV, Prokhoda VA. On the criteria for evaluating the pedagogical activity of a teacher in the context of educational quality management. MSU Journal of Philosophy. 2012;(6):45–59. (In Russian). EDN: PJOCYF
- Mironov VV. Transformation of culture in the space of global communication. Saint Petersburg: SPbGUP publ.; 2019. (In Russian). EDN: VRRYTP
- League MB, Shchetkina IA. Man in the era of digitalization of society. Humanitarian vector. 2021;16(2):29–37. (In Russian). doi: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-29-38 EDN: GNUULR
- Mironov VV, Sokuler ZA. Longing for true being in digital culture. MSU Journal of Philosophy. 2018;(1):3–22. (In Russian). EDN: YTFBYO
- Leontiev AN. On some psychological issues of the consciousness of teaching. Soviet Pedagogy. 1944;(2):65–75. (In Russian).
- Vinsky GS. My time. Notes. Saint Petersburg publ.; 1914. (In Russian).
- Kant I. About pedagogy // Treatises and letters. Moscow: Nauka publ.; 1980. (In Russian).
- Bryzgalina EV, Stanchenko SV. Upbringing as an educational result: a value-oriented approach to assessment in the general education system. RUDN Journal of Philosophy. 2021;4(25):574–588. (In Russian). doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588 EDN: GAKRGS
- Khominskaya VV. Vygotsky’s cultural and historical theory as a philosophical methodology of modern education. Context and reflection: philosophy of the world and man. 2016;(3):32–41. (In Russian). EDN: WTIFGJ
- Vorobyeva KN. An anthropological approach to education. Pedagogy. 2007;(2):55–58. (In Russian). EDN: NBYCKT
- Vygotsky LS. Psychology of art. Ivanov VV, editor. Vygotsky LS, Ivanov VV, comm, Leontiev AN, introduct. 3rd ed. Moscow: Iskusstvo publ.; 1986. (In Russian).
Дополнительные файлы
