МИФОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ. Статья вторая
- Авторы: Найдыш В.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 2 (2019)
- Страницы: 210-221
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ МИФОЛОГИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344785
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-2-210-221
- ID: 344785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Понятие интерпретации (как процедуры установления значений тех абстракций, которые используются в теоретизации знания, в процессе разработки абстрактной модели предмета) применимо по отношению к любым формам знания, в том числе и к системам религиозного знания, конструирующим идеальные модели предмета религиозного почитания. Анализируются гносеологические особенности теологии как формы духовной культуры, ее становление в античной культуре. Показано, что гносеологической основой преодоления мифологического сознания выступала децентрация мышления, т.е. выработка сознанием способности при построении образа, картины мира вносить поправку на позицию субъекта, учитывать относительность той системы отсчета, с позиций которой субъект воспринимает объект и преобразовывает его операциональной системой мышления. Децентрация мышления обеспечила преодоление субъективных границ мыслительного поля, придание мышлению характер всеобщности. Исторические этапы и моменты этого процесса - трансформация мифологии в формы фольклорного творчества, мифопоэтический эпос, в формы религиозного сознания. В русле таких трансформаций архаического сознания формировались культурно-исторические предпосылки возникновения теологии. Они представлены в мифопоэтическом творчестве (Гомер, Гесиод и др.), античной мифографии, ранних традициях критико-рационалистического толкования мифа и др. Показано формирование аллегорической теологии, которая стала возможной в эпоху индивидуализации художественного творчества, когда зримым стало различие между мотивом и целью деятельности, творческим замыслом и его воплощением, образно-поэтическим и рационально-понятийным способами отражения мира, когда образ реальности и его личностный смысл стали осознаваться как разные состояния сознания. Основная функция любой теология - это интерпретация абстрактных моделей предмета религиозного почитания (воображаемого образа сверхъестественного).
Об авторах
Вячеслав Михайлович Найдыш
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.naidysh@bk.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии и теории познания Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Aurelius Augustinus. The City of God. Vol. 3. (Gh. 1-Х111). St. Petersburg; 1998. (In Russ.).
- Akimova LI. Iskusstvo drevney Grecii: Geometrika. Arhaika. St. Petersburg; 2007. (In Russ.).
- Homer. Iliad. Trans. by Veresaev. Moscow—Leningrad; 1949. (In Russ.).
- Guseynov GCh. Tipologia antichnoy mifogrsfii. Antichnay poetica. Moscow; 1981. (In Russ.).
- Dvoreckiy IH. Drevnegrechesco-russkiy slovar. Vol. 2. Moscow; 1958. (In Russ.).
- Zelinskiy FF. Ellinskay religia. Minsk; 2003. (In Russ.).
- Losev AF. Homer. Moscow; 2006. (In Russ.).
- Losev AF. Istoria antichnoy estetiki. Vol. 1. Moscow; 1963. (Losev AF. The Dialectic of Artistic Form. Transl., annot. and introd. by OV Bychkov; ed. by DL Tate. München, Berlin, Washington: Verl. Otto Sagner; 2013).
- Naydysh VM. Filosofia mifologii. Ot antichnosti do epohi romantizma. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Naydysh VM. Nauka drevneyshih civilizaciy. Filosofskiy analiz. Moscow; 2012. (In Russ.).
- Naydysh VM. Mythology and theology. First article. RUDN Journal of Philosophy. 2017;21 (2).
- Semushkin AV. U istokov evropeyskoy razionslnosty. Moscow; 1996. (In Russ.).
- Paul Tillich. Systematic theology. Vol. l—2. Moscow, St. Petersburg; 2000. (In Russ.).
- Fragmenty rannih grecheskih filosofov. Vol. 1. Moscow; 1989. (In Russ.).
- Formen und Funktionen der Allegorie. Hrsg. W. Haug. Stuttgart; 1979.
- Grammatica Latina. Vol. 1. Leipzig; 1857.
Дополнительные файлы

