Образование и телесность: вклад философии спорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тематика телесности активно обсуждается в образовании. Автор задается целью очертить круг вопросов, которые могут быть рассмотрены в философии спорта, и которые могли бы способствовать плодотворному диалогу с философией образования. Отмечается, что философия образования может извлечь пользу из размышлений о телесности и человеческом движении, а именно из областей спорта и игр. В статье представлена философия спорта как область исследований, в которой рассматривается проблематика человеческих движений в спорте и играх. Выделяются элементы, которые не являются специфическими для указанных практик, и способствуют рефлексии по разным направлениям. Исследуется опыт телесности и диалогическое измерение человеческого движения на основе феноменологии М. Мерло-Понти; движение указывает на уникальный способ быть коммуникативным. В заключение автор рассматривает некоторые размышления об играх как опыте, который помогает задуматься об отношениях с другими людьми и окружающей средой. С данной точки зрения возможно определить ряд характеристик, значимых для понимания образования в сфере человеческого движения и игр, таких как опыт, диалог и выразительность. Размышления о человеческих движениях способны усилить роль телесности в образовании как коллективного опыта и признание выразительного потенциала тела в построении знаний.

Об авторах

Ана Кристина Циммерманн

Университет Сан-Паулу

Автор, ответственный за переписку.
Email: ana.zimmermann@usp.br

доцент

Brazil, São Paulo - SP, 05508-030, Av. Prof. Mello Moraes, 65

Список литературы

  1. O’Loughlin M. Paying attention to bodies in education: theoretical resources and practical suggestions. Educational Philosophy and Theory. 1998;30(3):474-487.
  2. Stolz SA. Embodied Learning. Educational Philosophy and Theory. 2015; 47(5):275-297.
  3. Selchenok AK, Berest VA. Corporeality and the self: dissolving borders with technology. RUDN Journal of Philosophy. 2019;23(3):302-311.
  4. Marcel G. Being and having. Reino Unido, Read Books; 2007.
  5. Mauss M. Sociology and Psychology: Essays by Marcel Mauss. [Trans. Brewster B]. London: Routledge and Kegan Paul; 1979. Р. 95-135.
  6. Merleau-Ponty M. Phenomenology of perception. London: Routledge; 2002 (1962).
  7. Todd S, Hoveid MH, Langmann E. Educating the Senses: Explorations in Aesthetics, Embodiment and Sensory Pedagogy. Studies in Philosophy and Education. 2021;(40):243-248. https://doi.org/10.1007/s11217-021-09776-7
  8. Assmann H. Paradigmas educacionais e corporeidade. Piracicaba: Unimep; 1995.
  9. Buber M. Between man and man. London: Routledge; 2002 (1947).
  10. Torres CR. The Bloomsbury Companion to the Philosophy of Sport. London, Bloomsbury Publishing; 2014.
  11. Breivik G. From ‘philosophy of sport’ to ‘philosophies of sports’? History, identity and diversification of sport philosophy. Journal of the Philosophy of Sport. 2019;46(3):301-320. https://doi.org/10.1080/00948705.2019.1660882
  12. Huizinga J. Homo ludens: A study of the play-element in culture. London: Routledge &Kegan Paul; 1949.
  13. Caillois R. Man, play and games. New York: The Free Press of Glencoe; 1961.
  14. UN. United Nations. Sport for Development and Peace: Towards Achieving the Millennium Development Goals. Report from the United Nations Inter-Agency Task Force on Sport for Development and Peace. New York: UN; 2003.
  15. Zimmermann AC, Morgan WJ. Play, Sport, and Dialogue as Pathways to Peace? Peace Review. 2020;32(4):434-440. https://doi.org/10.1080/10402659.2020.1921396
  16. Renson R. Safeguarding Ludodiversity: The Role of a Sport Museum in the Promotion and Protection of Movement Culture. In: Saura SC, Zimmermann AC, editors. Traditional Games. São Paulo: Editora Laços; 2016. Р. 159-194.
  17. Polanyi M. The tacit dimension. London: Routledge and Kegan Paul; 1966.
  18. Irobi E. O que eles trouxeram consigo: carnaval e persistência da performance estética africana na diáspora. Projeto História. 2012;(44):273-293.
  19. Zimmermann AC, Morgan WJ. The possibilities and consequences of understanding play as dialogue. Sport, Ethics and Philosophy. 2011;5(1):46-62. https://doi.org/10.1080/17511321.2010.511250
  20. Badiou A. Handbook of inaesthetics. Stanford, California: Stanford University Press; 2005.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».