Христианство Достоевского
- Авторы: Евлампиев И.И.1, Смирнов В.Н.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 1 (2021): ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- Страницы: 44-58
- Раздел: ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/324978
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-1-44-58
- ID: 324978
Цитировать
Аннотация
Опровергается популярное мнение о том, что христианские убеждения Достоевского были строго православными. Доказывается, что главной тенденцией религиозно-философских исканий Достоевского является критика исторического, церковного христианства как ложной, искаженной формы учения Иисуса Христа и стремление восстановить это учение в его исходной чистоте. Современные исследователи истории раннего христианства находят все больше аргументов в пользу того, что истинной учение Иисуса Христа содержится в том религиозном течении, которое церковь назвала гностической ересью. Точное философское выражение учение Христа получило в поздних работах И.Г. Фихте, идеи которого оказали сильное влияние на русского писателя. Достоевский, как и Фихте, понимает Христа как первого человека, показавшего возможность явить в себе Бога и обрести божественное всемогущество и вечную жизнь непосредственно в земной действительности. В этом смысле каждый человек может стать подобным Христу; главные герои Достоевского идут путем Христа и показывают, насколько сложным является этот путь. В статье показано, что Достоевский использовал в своем творчестве не только философскую версию истинного (гностического) христианства, разработанную немецкой философией (Фихте, Шеллинг, Гегель), но и ключевые мотивы гностического мифа, прежде всего представление о том, что наш мир, наполненный злом и страданиями, создан не высшим, благим Богом-Отцом, а злым Демиургом, дьяволом (в этом смысле он является адом).
Об авторах
Игорь Иванович Евлампиев
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru
доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра русской философии и культуры, Институт философии
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9Владимир Николаевич Смирнов
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: pustota94@yandex.ru
аспирант, Институт философии
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9Список литературы
- Camus A. The myth of Sisyphus. Essay on absurdity. Camus A. Rebellious man. Philosophy. Politics. Art. Moscow: Republic; 1990. P. 23-100. (In Russian).
- Merezhkovsky DS. L. Tolstoy and Dostoevsky. Moscow: Nauka publ.; 2000. 588 p. (In Russian).
- Gippius ZN. About the former (1899-1914). Gippius ZN. Works. Vol. 8. Diaries: 1893-1919. Moscow: Russian book; 2003. 576 p. (In Russian).
- Evlampiev II, Matveeva IYu. Religious teachings of L. Tolstoy and Vl. Solov'ev and the problem of the unity of Russian religious philosophy. Historical and Philosophical Yearbook 2019. Vol. 34. Moscow: Aquilon; 2019. P. 222-249. (In Russian).
- Bauer W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum (Beiträge zur historischen Theologie, Band 10). Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck); 1934. 247 p.
- Ehrman BD. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effects of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press; 1993. 426 p.
- Klinghardt M. Marcion's Gospel and the New Testament: Catalyst or Consequence? New Testament Studies. 2017;63(2): 318-323.
- Fichte IG. The Characteristics of the Present Age. Fichte IG. The Popular Works, transl. by W. Smith, 4-th ed. in 2 vols. Vol. 2. London: Trubner & Co., Ludgate Hill, 1889. P. 1-288.
- Fichte IG. The Way Towards the Blessed Life. Fichte IG. The Popular Works, transl. by W. Smith, 4-th ed. in 2 vols. Vol. 2. London: Trubner & Co., Ludgate Hill, 1889. P. 289-496.
- Evlampiev II. Dostoevsky and Fichte. Dostoevsky. Materials and research. Vol. 21. St. Petersburg: Nestor-History; 2016. P. 274-290. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Writer's diary for 1877. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 25. Leningrad: Nauka publ.; 1983. P. 226-229. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Demons. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 11, Leningrad: Nauka publ.; 1974. P. 58-308. (In Russian).
- Dostoevsky FM.
. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 24. Leningrad: Nauka publ.; 1982. P. 66-314. (In Russian). - Dostoevsky FM. Records of journalistic and literary-critical nature from notebooks and notebooks of 1860-1865. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 20. Leningrad: Nauka publ.; 1976. P. 152-205. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Brothers Karamazov. Books I-X. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 14. Leningrad: Nauka publ.; 1983. 512 p. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Demons. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 10. Leningrad: Nauka publ.; 1974. 517 p. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Crime and Punishment. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 6. Leningrad: Nauka publ.; 1973. 424 p. (In Russian).
- Dostoevsky FM. The Writer's Diary for 1877. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 25. Leningrad: Nauka publ.; 1983. P. 5-223. (In Russian).
- Tikhomirov BN. Christ and Truth in the Poem by Ivan Karamazov "The Grand Inquisitor". Tikhomirov BN. "..I am engaged in this mystery, because I want to be a man." Articles and essays about Dostoevsky. St. Petersburg: Silver Age; 2012. P. 92-124. (In Russian).
- Dostoevsky FM. Crime and Punishment. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 7. Leningrad: Nauka publ.; 1973. P. 5-212. (In Russian).
- Abramovich NYa. Christ of Dostoevsky. Moscow; 1914. (In Russian).
- Novikova E. Sonya and Sophia (FM. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment"). Dostoevsky and World Culture. Almanac No. 12. Moscow: Rarity-Klassika plus; 1999. P. 89-98. (In Russian).
- Tarasova NA. Christian theme in "Crime and Punishment" in the context of the study and interpretation of the writer's religious views. Dostoevsky and World Culture. Almanac No. 32. St. Petersburg: Silver Age; 2014. P. 21-46. (In Russian).
- Evlampiev II. "Crime and Punishment": a mystical novel about the birth of the Savior in the world of the evil Demiurge. Soloviev studies. 2020;(3): 140-156. (In Russian).
- Moskvina EV. Gnostic myth about salvator salvatus and its elements in the novel by F.M. Dostoevsky's "The Idiot". Dostoevsky and world culture. Philological journal. 2018;(3): 69-91. (In Russian)
Дополнительные файлы
