Христианство Достоевского

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Опровергается популярное мнение о том, что христианские убеждения Достоевского были строго православными. Доказывается, что главной тенденцией религиозно-философских исканий Достоевского является критика исторического, церковного христианства как ложной, искаженной формы учения Иисуса Христа и стремление восстановить это учение в его исходной чистоте. Современные исследователи истории раннего христианства находят все больше аргументов в пользу того, что истинной учение Иисуса Христа содержится в том религиозном течении, которое церковь назвала гностической ересью. Точное философское выражение учение Христа получило в поздних работах И.Г. Фихте, идеи которого оказали сильное влияние на русского писателя. Достоевский, как и Фихте, понимает Христа как первого человека, показавшего возможность явить в себе Бога и обрести божественное всемогущество и вечную жизнь непосредственно в земной действительности. В этом смысле каждый человек может стать подобным Христу; главные герои Достоевского идут путем Христа и показывают, насколько сложным является этот путь. В статье показано, что Достоевский использовал в своем творчестве не только философскую версию истинного (гностического) христианства, разработанную немецкой философией (Фихте, Шеллинг, Гегель), но и ключевые мотивы гностического мифа, прежде всего представление о том, что наш мир, наполненный злом и страданиями, создан не высшим, благим Богом-Отцом, а злым Демиургом, дьяволом (в этом смысле он является адом).

Об авторах

Игорь Иванович Евлампиев

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru

доктор философских наук, профессор, профессор, кафедра русской философии и культуры, Институт философии

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Владимир Николаевич Смирнов

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: pustota94@yandex.ru

аспирант, Институт философии

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Список литературы

  1. Camus A. The myth of Sisyphus. Essay on absurdity. Camus A. Rebellious man. Philosophy. Politics. Art. Moscow: Republic; 1990. P. 23-100. (In Russian).
  2. Merezhkovsky DS. L. Tolstoy and Dostoevsky. Moscow: Nauka publ.; 2000. 588 p. (In Russian).
  3. Gippius ZN. About the former (1899-1914). Gippius ZN. Works. Vol. 8. Diaries: 1893-1919. Moscow: Russian book; 2003. 576 p. (In Russian).
  4. Evlampiev II, Matveeva IYu. Religious teachings of L. Tolstoy and Vl. Solov'ev and the problem of the unity of Russian religious philosophy. Historical and Philosophical Yearbook 2019. Vol. 34. Moscow: Aquilon; 2019. P. 222-249. (In Russian).
  5. Bauer W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum (Beiträge zur historischen Theologie, Band 10). Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck); 1934. 247 p.
  6. Ehrman BD. The Orthodox Corruption of Scripture: The Effects of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press; 1993. 426 p.
  7. Klinghardt M. Marcion's Gospel and the New Testament: Catalyst or Consequence? New Testament Studies. 2017;63(2): 318-323.
  8. Fichte IG. The Characteristics of the Present Age. Fichte IG. The Popular Works, transl. by W. Smith, 4-th ed. in 2 vols. Vol. 2. London: Trubner & Co., Ludgate Hill, 1889. P. 1-288.
  9. Fichte IG. The Way Towards the Blessed Life. Fichte IG. The Popular Works, transl. by W. Smith, 4-th ed. in 2 vols. Vol. 2. London: Trubner & Co., Ludgate Hill, 1889. P. 289-496.
  10. Evlampiev II. Dostoevsky and Fichte. Dostoevsky. Materials and research. Vol. 21. St. Petersburg: Nestor-History; 2016. P. 274-290. (In Russian).
  11. Dostoevsky FM. Writer's diary for 1877. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 25. Leningrad: Nauka publ.; 1983. P. 226-229. (In Russian).
  12. Dostoevsky FM. Demons. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 11, Leningrad: Nauka publ.; 1974. P. 58-308. (In Russian).
  13. Dostoevsky FM. . Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 24. Leningrad: Nauka publ.; 1982. P. 66-314. (In Russian).
  14. Dostoevsky FM. Records of journalistic and literary-critical nature from notebooks and notebooks of 1860-1865. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 20. Leningrad: Nauka publ.; 1976. P. 152-205. (In Russian).
  15. Dostoevsky FM. Brothers Karamazov. Books I-X. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 14. Leningrad: Nauka publ.; 1983. 512 p. (In Russian).
  16. Dostoevsky FM. Demons. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 10. Leningrad: Nauka publ.; 1974. 517 p. (In Russian).
  17. Dostoevsky FM. Crime and Punishment. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 6. Leningrad: Nauka publ.; 1973. 424 p. (In Russian).
  18. Dostoevsky FM. The Writer's Diary for 1877. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 25. Leningrad: Nauka publ.; 1983. P. 5-223. (In Russian).
  19. Tikhomirov BN. Christ and Truth in the Poem by Ivan Karamazov "The Grand Inquisitor". Tikhomirov BN. "..I am engaged in this mystery, because I want to be a man." Articles and essays about Dostoevsky. St. Petersburg: Silver Age; 2012. P. 92-124. (In Russian).
  20. Dostoevsky FM. Crime and Punishment. Handwritten editions. Dostoevsky FM. Complete Works in 30 vols. Vol. 7. Leningrad: Nauka publ.; 1973. P. 5-212. (In Russian).
  21. Abramovich NYa. Christ of Dostoevsky. Moscow; 1914. (In Russian).
  22. Novikova E. Sonya and Sophia (FM. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment"). Dostoevsky and World Culture. Almanac No. 12. Moscow: Rarity-Klassika plus; 1999. P. 89-98. (In Russian).
  23. Tarasova NA. Christian theme in "Crime and Punishment" in the context of the study and interpretation of the writer's religious views. Dostoevsky and World Culture. Almanac No. 32. St. Petersburg: Silver Age; 2014. P. 21-46. (In Russian).
  24. Evlampiev II. "Crime and Punishment": a mystical novel about the birth of the Savior in the world of the evil Demiurge. Soloviev studies. 2020;(3): 140-156. (In Russian).
  25. Moskvina EV. Gnostic myth about salvator salvatus and its elements in the novel by F.M. Dostoevsky's "The Idiot". Dostoevsky and world culture. Philological journal. 2018;(3): 69-91. (In Russian)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».