Трактовка феноменов удрученности и умопомешательства в буддийских экзегетических источниках
- Авторы: Островская Е.П.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей РАН
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 590-600
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325067
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-590-600
- ID: 325067
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению морального аспекта интерпретаций феноменов удрученности (daurmanasya) и умопомешательства (cittavikщepa-unmāda) в трактатах «Абхидхармакошабхашья» Васубандху (IV-V вв.) и «Спхутартха абхидхармакошавьякхья» Яшомитры (VIII в.). Показано, что буддийская трактовка этих феноменов ментального страдания базируется на каноническом постулате: только телесное страдание является кармической ретрибуцией (vipāka-phala). Феномен удрученности трактуется буддийскими экзегетами как специфическое свойство воображения (kalpanā), проявляющееся в момент мыслительного конструирования нежелательных прожективных ситуаций. Удрученность может быть благой (kušala) или неблагой (akušala) в зависимости от моральной позиции личности. Благая удрученность есть сожаление (kaukçtya) о несовершенном добром деле или о содеянном прегрешении. Неблагая удрученность - ее противоположность. Умопомешательство трактуется как разрушение предикативной (abhinirūpana) и мнестической (anusmaraõa) функций сознания. Это ментальное страдание бывает кармически обусловленным в тех случаях, когда в прошлом совершались действия, представляющие собой покушение на чужое сознание. Кармической ретрибуцией в этих случаях является телесное страдание - нарушение равновесия великих
Об авторах
Елена Петровна Островская
Институт восточных рукописей РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ost-alex@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной и Южной Азии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18Список литературы
- L’Abhidharmakoša de Vasubandhu. Traduit et annoté par Louis de la Vallée Poussin. 6 vols. Paris: Poul Geutner; 1923—1931. (In French).
- Sphuсārthā Abhidharmakošavyākhyā by Yašomitra. Ed. by Unrai Wogihara. Tokyo: The Publishing Association of Ahbidharmakošavyākhyā; 1932—1936.
- Vasubandhu. Enciklopediya Abhidharmy (Abhidharmakosha). Razdely I i II. Izdanie podgot. E.P. Ostrovskaya i V.I. Rudoj. Moscow: Ladomir; 1998. (In Russian).
- Vasubandhu. Enciklopediya Abhidharmy (Abhidharmakosha). Razdely III i IV. Izdanie podgot. E.P. Ostrovskaya i V.I. Rudoj. M.: Ladomir. 2001. (In Russian).
- Dhammajoti Bhikkhu KL. Sarvāstivada Abhidharma. Hong Kong: Centre of Buddhist Studies, University of Hong Kong. 2009.
- Achaya KT. Alcoholic fermentation and its products in Ancient India. Indian Journal of History of Science. 1991; 26(2): 123—129.
- Kritzer R. Vasubandhu and the Yogācārabhūmi: Yogācāra Elements in the Abhidharmakoša. Tokyo; 2005.
- Bayer A. The Theory of Karman in the Abhidharmasamuccaya. SPhB MS XXVI. Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies; 2010.
- Dasgupta SA. History of Indian Philosophy. Vol. II. Cambridge; 1961.
Дополнительные файлы
