Этико-теология без постулатов: к предыстории философской теологии Канта
- Авторы: Судаков А.К.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020): ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ИНДИИ И КИТАЯ
- Страницы: 637-656
- Раздел: ЭТИКА И ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325072
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-637-656
- ID: 325072
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно господствующему представлению критика Кантом традиционной философской теологии в разделе «Критики чистого разума», посвященном идеалу, мотивировала отказ от трансцендентальной теологии в пользу построения, опирающегося на «постулаты разума». Рассмотрение систематики философско-теологических дисциплин у Канта выявляет, однако, подвижность границ трансцендентальной теологии. Это обстоятельство позволяет предположить, что под кантовской критикой рушится не всякая трансцендентальная теология, и потому исследовать рефлексию трансцендентального идеала как фундамент альтернативного варианта философской этико-теологии, не нуждающегося в «практических постулатах». Для такого построения в первой «Критике» еще нет оснований, поскольку кантовское учение о добродетели в это время еще сохраняет черты натурализма. Развитая впоследствии Кантом идея чистой априорной этики долга даст концептуальную основу для намечаемой уже в теории идеала разума конструкции, утверждающей реальность трансцендентально-практического идеала как прообраза нравственной воли, как человечности в ее всесторонне определенном нравственном совершенстве, как царства этических целей, и наконец, предвосхищая «прообразную» христологию поздней философии религии Канта - как божественного человека в нас. В сравнении с этой версией трансцендентально-философской теологии этико-теология «постулатов» законно определяется как вариант естественной теологии.
Об авторах
Андрей Константинович Судаков
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: asudakow2015@yandex.ru
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии
Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1Список литературы
- Höffe O. Immanuel Kant. München: Beck; 1988.
- Kryshtop LE. Kant’s Lectures on Theology. Kant I Lectures on the philosophical doctrine of religion. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya»; 2016. P. 284—373. (In Russian).
- Palmquist StR. Does Kant Reduce Religion to Morality? Kant-Studien. 1992;83(2): 129—148. (In Russian).
- Kahn S. Is the Final Chapter of the Metaphysics of Morals also the Final Chapter of the Practical Postulates? American Catholic Philosophical Quarterly. 2015;89(2):309—332. doi: 10.5840/acpq201531750.
- Kant I. Critique of pure reason. N.O. Lossky (Tr.) Moscow: Nauka; 1998. (In Russian).
- Kant I. Lectures on the philosophical doctrine of religion (ed. K.H.L. Pölitz). Trans. by LE Kryshtop. Ed. AN Kruglov. Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya»; 2016. (In Russian).
- Wood AW. Kant’s Rational Theology. Ithaca (N.Y.) & London. Cornell University Press; 1978.
- Kant I. Groundwork of the Metaphysics of Morals. Kant I. Works in Russian and German languages: in 4 vols. N Motroshilova (Moscow), B Tuschling (Marburg) (Eds.). Vol. III. Moscow: Moskovskij filosofskij fond; 1997. P. 39—275. (In Russian).
- Kant I. Religion within the Limits of Reason Alone. Kant I. Traktaty i pis'ma. Moscow: Nauka; 1980. P. 78—278. (In Russian).
- Firestone ChL, Jacobs N. In Defense of Kant’s Religion. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press; 2008.
- Jacobs N. Kant’s Prototypical Theology. Transcendental Incarnation as a Rational Foundation for God-Talk. Kant and the New Philosophy of Religion. Eds. Chris L. Firestone & Stephen R Palmquist. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press; 2008. P. 124—140.
- Di Censo J. The Concept of Urbild in Kant’s Philosophy of Religion. Kant-Studien; 2013.
Дополнительные файлы
