От монизма к плюрализму: интерпретация Канта Кассирером

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Кант разработал теорию познания для обоснования научного знания. Такие области культуры как эстетика и наука об организмах, не рассматриваются Кантом в контексте познания. Кассирер поставил перед собой задачу распространить кантовский метод познания на все формы культуры, в том числе донаучную и эстетическую. Цель данного исследования - показать, как Кассирер раскрыл возможность разных объективных форм, названных символическими, основываясь на кантовской теории познания, но трансформируя ее. Для этого Кассирер предпринял следующие шаги: модифицировал определения синтеза a priori (акта рассудка) и чистого созерцания (формы пространства и времени) - основных строительных блоков кантовского познания; указал на необходимое соотношение априорных понятий и созерцания; охарактеризовал априорный синтез и созерцание как включающие в себя и соединение и изначальное единство - противоречащие друг другу понятия. Это противоречие «двойная направленность» было определено как характерное свойство априорного синтеза. Первый аргумент исследования состоит в том, что именно такая, включающая в себя противоречия, характеристика априорного синтеза несет в себе возможность различных синтетических актов. Один вид синтеза образует мир природы и связан с научной формой пространства и времени, другой, из которого возникает миф и эстетика, является продуктом непосредственного, близкого телесному восприятию, пространства и времени. Таким образом, Кассирер расширил рамки «чистого» синтеза. Второй аргумент заключается в том, что Кассирер определил априорный синтез и чистую интуицию как функциональные понятия. Функциональное понятие относится к модели понятия-как-отношения, разработанной им. Понятие-как-отношение нарушает правила непротиворечивости, предполагая как разделение, так и соединение составляющих его моментов. Понятие-как-отношение объясняет противоречивую характеристику априорного синтеза, которое включает в себя как сочетание моментов в синтетическом акте, так и исходное единство созерцания.

Об авторах

Ира Качур

Еврейский Университет в Иерусалиме

Автор, ответственный за переписку.
Email: ira.kachur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8610-0293

доктор философских наук, исследователь, Центр немецких исследований

Израиль, 9190401, Иерусалим, Гиват-Рам, Кампус Эдмонда Дж. Сафра

Список литературы

  1. Kant I. Critique of Pure Reason. United Kingdom: Cambridge University Press; 1998.
  2. Heine H. Religion and Philosophy in Germany. New York: State University of New York Press; 1986.
  3. Cassirer E. Kant’s Life and Thought. New Haven: Yale University Press; 1981.
  4. Cassirer E. The Philosophy of Symbolic Forms: Language. New Haven: Yale University Press; 1955.
  5. Cassirer E. The Philosophy of Symbolic Forms: Mythical Thought. New Haven: Yale University Press; 1955.
  6. Verene DP. Kant, Hegel, and Cassirer: The Origins of the Philosophy of Symbolic Forms. Journal of the History of Ideas. 1969;30(1):33-46. https://doi.org/10.2307/2708243
  7. Krois JM. Cassirer: Symbolic Forms and History. New Haven: Yale University Press; 1987.
  8. Windelband W. Die Geschichte der neueren Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besonderen Wissenschaften. Leipzig: Breitkopf & Härtel; 1907.
  9. Hamburg CH. Symbol, and Reality: Studies in the Philosophy of Ernst Cassirer. The Hague: M. Nijhoff; 1970.
  10. Cassirer E. Substance and Function and Einstein’s Theory of Relativity. New York: Dover Publications; 1953.
  11. Katsur I(I). Cassirer’s Revision of Cohen. In: Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019); Atlantis Press. 2019:170-175. https://doi.org/10.2991/iccessh-19.2019.40
  12. Friedman M. A Parting of the Ways: Carnap, Cassirer, and Heidegger. Chicago: Open Court; 2000.
  13. Cassirer E. Erkenntnistheorie nebst den Grenzfragen der Logik. Vol. 9. Recki B, editor. In: Ernst Cassirer: Gesammelte Werke [CD-ROM]. Hamburger Ausgabe; 2009. S. 139-201.
  14. Cassirer E. Mythic, Aesthetic and Theoretical space. Man and World. 1969;(2):3-17. https://doi.org/10.1007/BF01247075
  15. Katsur I(I). Gestalt Psychology as a Missing Link in Ernst Cassirer’s Mythical Symbolic Form. Human Studies. 2018;(41):41-57. https://doi.org/10.1007/s10746-017-9454-4
  16. Cassirer E. Zur Logik des Symbolbegriffs. Vol. 9. Recki B, editor. In: Ernst Cassirer: Gesammelte Werke [CD-ROM]. Hamburger Ausgabe; 2009. S. 112-140.
  17. Marc-Wogau K. Der Symbolbegriff in der Philosophie Ernst Cassirers. Theoria. 1936;(2):279-332.
  18. Cassirer E. Language and Art II. In: Symbol, Myth and Culture: Essays and Lectures of Ernst Cassirer 1935-1945. Verene DP, editor. New Haven: Yale University Press; 1979.
  19. Cassirer E. The Metaphysics of Symbolic Forms (including the text of Cassirer’s manuscript on Basis Phenomena). Krois JM, Verene DP, editors. New Haven: Yale University Press; 1996.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».