Старый, давно необитаемый флигель: «Критика практического разума» как порождение архитектурного классицизма
- Авторы: Судаков А.К.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Страницы: 623-643
- Раздел: КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325313
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3-623-643
- ID: 325313
Цитировать
Полный текст
Аннотация
«Критика практического разума» традиционно считается одним из основных произведений Канта по практической философии, структурные и стилистические аналогии которого с «Критикой чистого разума» подкрепляют убеждение в его фундаментальном систематическом значении. Тем не менее очерк строения системы философии в первой «Критике» отдельной критики разума в его практическом употреблении не предусматривает. Это побуждает исследовать вопрос о смысле и задаче критики практического разума в основных сочинениях Канта 1780-х годов. В ходе такого исследования выясняется, что понятие такой критики появляется у Канта в «Основоположении к метафизике нравов», имеющем целью отыскать и утвердить верховный принцип чистых нравов, дать его полноценную «дедукцию», и постольку служить достаточным введением в систему метафизики морали. Именно для такой дедукции, для доказательства нормативной силы и истины категорических императивов Кант считает необходимым переход к критике практического разума. Однако этот переход и эта критика подразумеваются внутри предметного поля «Основоположения»: изложенные в «Основоположении» основные черты практической критики разума достаточны, по Канту, для целей обоснования критической морали. Если же данная в нем дедукция закона потерпит неудачу, никакие последующие «успехи метафизики» этой неудачи не компенсируют, - ибо дедукция совершается у «последней границы практической философии», за которой простирается область моральной веры. Кантоведы признают новшествами второй «Критики» учение о «фактуме разума» и о высшем производном благе. Однако позволительно сомневаться в том, что они действительно представляют собою новшество и движение вперед.
Об авторах
Андрей К. Судаков
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: asudakow2015@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7531-6024
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1Список литературы
- Paulsen Fr. Immanuel Kant. His life and his doctrine. Lossky NO (tr.). Saint-Petersburg: Obshestwennaya Pol’sa; 1905. (In Russian).
- Kalinnikow LA. Problems of philosophy of history in Kant’s system. Leningrad: LGU Publishers; 1978. (In Russian).
- Asmus WF. Immanuel Kant. Moscow: Nauka; 1973. (In Russian).
- Gulyga AW. Kant. Moscow: Molodaya Gwardiya; 1977. (In Russian).
- Klemme, Heiner F. The Origin and Aim of Kant’s Critique of Practical Reason. In: Kant’s ‘Critique of Practical Reason’. A Critical Guide. Reath A, Timmermann J, editors. Cambridge: Cambrdige University Press; 2010. P. 11—30.
- Ludwig B. ,Die Kritik der reinen Vernunft hat die Wirklichkeit der Freiheit nicht bewiesen, ja nicht einmal deren Möglichkeit.‘ Über die folgenreiche Fehlinterpretation eines Absatzes in der Kritik der reinen Vernunft. Kant-Studien. 2015;106(3):398—417. https://doi.org/10.1515/kant-2015-0038
- Kant I. Critique of pure reason. Lossky NO (tr.). Moscow: Nauka; 1998. (In Russian).
- Kant I. Groundwork of the Metaphysics of Morals. Kant I. Works in Russian and German languages: in 4 vols. Motroshilova N (Moscow), Tuschling B (Marburg), editors. Vol. III. Moscow: Moskovskij filosofskij fond; 1997. P. 38—275. (In Russian).
- Kant I. Critique of Practical Reason. In: Works in Russian and German languages: in 4 vols. Motroshilova N (Moscow), Tuschling B (Marburg), editors. Vol. III. Moscow: Moskovskij filosofskij fond; 1997. P. 276—733. (In Russian).
- Kant I. Metaphysik der Sitten. In: Werkausgabe in 12 Bänden. Hg. von W. Weischedel. Bd. VIII. Berlin: suhrkamp taschenbuch verlag; 1997. S. 305—634.
Дополнительные файлы
