Марганатьям: древнеиндийский театр в современной Индии. Философия, дисциплина и художественный опыт
- Авторы: Рыжакова С.И.1
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 353-368
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325328
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-353-368
- ID: 325328
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье впервые в российской литературе анализируется марганатьям , новая традиция в исполнительском искусстве современной Индии, создаваемая с середины «нулевых» годов XXI в. талантливым исследователем индийского искусства, выпускником колледжа «Керала Каламандалам» Пиялом Бхаттачарьей (Калькутта, штат Западная Бенгалия) и его учениками. На основе многолетних личных наблюдений и разговоров автора с участниками «Чидакаш Калалай», гурукулы Пияла, артистического сообщества, основанного на непосредственной передаче знания и навыков от учителя к ученикам, делаются выводы об особенностях созданного метода реконструкции древнеиндийского театра, музыки и танца, а также гибкого применения наследия прошлого в условиях современности. Особенное внимание уделяется художественной интерпретации и осмыслению индийского философского наследия, и прежде всего концептов и мировоззрения ньяи и веданты, перенесению их в пространство сценических образов. Представленный материал демонстрирует, что комплексный подход к художественному наследию, сочетающийся с индивидуальным педагогическим раскрытием личности артистов создает возможность показа элементов давно исчезнувшего искусства и сложных философских идей в хорошо понятном сегодня облике, актуальном и отражающим существенные запросы современных творцов и зрителей индийского театра.
Ключевые слова
Об авторах
Светлана Игоревна Рыжакова
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: SRyzhakova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8707-3231
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский проспект, 32АСписок литературы
- Artaud A. Teatr i yego dvoynik. [Theater and its double]. Isaeva NV, translator. Moscow: ABCdesign; 2019. (In Russian).
- Lal A, editor. Theatres of India. A concise companion. New Delhi: Oxford University Press; 2009.
- Isayeva NV, editor and translator. Slovo, tvoryashcheye mir. Ot ranney vedanty k kashmirskomu shivaizmu: Gaudapada, Bkhartrikhari, Abkhinavagupta. [The word that creates the world. From Early Vedanta to Kashmir Shaivism: Gaudapada, Bhartrihari, Abhinavagupta]. Moscow: Ladomir publ.; 1996. (In Russian).
- Ryzhakova SI. “Narodnyy teatr” Indii: problemy klassifikatsii i etnograficheskaya real’nost’. [“Folk Theater” of India: problems of classification and ethnographic reality]. In: Danchenkova NY, editor. Teatr i teatral’nost’ v narodnoy kul’ture: Sbornik nauchnykh statey pamyati Larisy Pavlovny Solntsevoy (1924—2016). [Theater and theatricality in folk culture: Collection of scientific articles in memory of Larisa Pavlovna Solntseva (1924—2016)]. Moscow: State Institute of Art History publ.; 2017. Р. 186—203. (In Russian).
- Narayan S. Dance legacy of Pataliputra. New Delhi: Publications Division; 1999.
- Byrski MC. Concept of Ancient Indian Theatre. Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers; 1974.
- Tarlekar GH. Studies in Nāṭyaśāstra with special reference to the Sanskrit Drama in Performance. Delhi: Motilal Banarasidas Publishers Private Limited; 1975.
- Shekhar I. Sanskrit Drama, it’s Origin and Decline. Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers; 1977.
- Mehta T. Sanskrit Play Production in Ancient India. Delhi: Motilal Banarasidas Publishers Private Limited; 1995.
- Vatsyayan K. Nastavleniye v iskusstve teatra: “Nat’yashastra” Bkharaty. [Instruction in the art of theater: “Natyashastra” of Bharata]. Moscow: Oriental Literature publ.; 2009. (In Russian).
- Alikhanova YM. Literatura i teatr Drevney Indii. Issledovaniya i perevody. [Literature and Theater of Ancient India. Research and translations]. Moscow: Oriental Literature publ.; 2008. (In Russian).
- Lidova NR. Drama i ritual v Drevney Indii. [Drama and Ritual in Ancient India]. Moscow: Oriental Literature publ.; 1992. (In Russian).
- Vatsyayan K. Traditional Indian Theatre. Multiple Streams. (1st ed. 1980). New Delhi: National Book Trust; 2007.
- Coomaraswamy AK. The mirror of gestures: being the Abhinaya darpana of Nandikesvara. New Delhi: Munshiram Manoharlal; 1997.
- Lysenko VG, editor. Prashastapada. Sobraniye kharakteristik bytiya (“Padartkha-dkharma-sangrakha”. [Prashastapada. Collection of characteristics of being (“Padartha-dharma-sangraha”)]. Moscow: Oriental Literature publ.; 2005. (In Russian).
- Sheptunova II. Sosud: metafora bytiya [Vessel: a metaphor for being]. In: Neverbal’noye pole kul’tury. [Non-verbal field of culture]. Moscow: RSUH Publ., 1996. Р. 91—101. (In Russian).
- Lockwood M, Vishnu Bhat A. Metatheater and Sanskrit Drama. Delhi: Tambaram Research Associates, Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd.; 1994.
Дополнительные файлы
