Цифровой диалог в обучении: когнитивные, социальные, экзистенциальные особенности и риски

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровизация социокультурных феноменов, в том числе системы образования, порождает трансформацию их качественных признаков и параметров, что требует исследования с позиции методологического анализа и оценки их возможных последствий на человека и социум. Значимым элементом цифровой среды в целом и образовательной в особенности выступает диалог, роль которого имеет как когнитивные, так и мировоззренческие, экзистенциальные, социальные аспекты. Целью исследования является философский анализ цифровой трансформации диалога в контексте процесса образования, оценка его потенциала и влияния на индивида. Одним из важных и не вполне изученных аспектов современной трансформации образования является экзистенциальный аспект, связанный с изменением сущности диалога между субъектами в процессе передачи знаний и ценностей. Методология исследования исходит из междисциплинарного характера проблемы, связана с применением экзистенциального, аксиологического, антропологического подходов к пониманию сущности диалога (М. Бахтин, М. Бубер, Г. Марсель, Э. Левинас), теории развития индивидуального мышления Л.С. Выготского, разрабатываемой автором теорий электронной (цифровой) культуры и на основе учета современных разработок в сфере внедрения цифровых инструментов в образование. Исследование показывает, что диалог в цифровой среде обучения становится не столько формой сближения, интеграции субъектов, сколько формой автономности, обособленности, индивидов, что изменяет характер обучения и имеет социальные и экзистенциальные последствия. Это формирует потребность преобразования цифровой среды обучения при ее использовании с позиции дополнения этическими, социально-психологическими и эмоциональными компонентами и инструментами поддержки обучающегося. На основе экзистенциально-аксиологического анализа раскрыты позитивные и рискогенные особенности цифрового диалога как одного из феноменов электронной культуры и инструментов онлайн-обучения. Представлено понятие цифрового диалога в обучении, характеристика его особенностей, функций, роли и влияния на обучающегося в цифровой среде. Выявлены характерные для цифровой среды трудности диалогического обучения, представлены рекомендации методологического и методического характера для применения в системе образования.

Об авторах

Людмила Владимировна Баева

Астраханский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: baevaludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0439-525X

доктор философских наук, профессор кафедры философии, проректор по научной работе

Российская Федерация, 414056, Астрахань, ул. Татищева 20А

Список литературы

  1. Akdag S, Altynai Z. Learning with the help of digital stories for a safe school environment. Frontiers in psychology. 2021;(12). Available from: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/fpsyg.2021.738954/full; https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.738954
  2. Babaсan S, Dogru Yuvarlakbas S. Digitalization in education during the COVID-19 pandemic: emergency distance learning of anatomy. Surgical and Radiologic Anatomy. 2021;(44):55—60. https://doi.org/10.1007/s00276-021-02827-1
  3. Bakanova IG, Yavorchikova J. Features of the organization of e-learning in a modern university. Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2020;17(4):5—15. https://doi.org/10.17673/vsstu-pps.2020.4.1 (In Russ).
  4. Iivari N, Sharma S, Venta-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life. International Journal of Information Management, 2020;(55):102—183. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183
  5. Song Z, Wang K, Bergman L. The digital divide in the prefectures of China: spatial analysis and multidimensional determinants of the spread of ICT. International Journal of Information Management. 2020. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102072
  6. Petrova NP, Bondareva GA. Digitalization and digital technologies in education. The world of science, culture, education. 2019;5(78):353—355. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00138 (In Russ).
  7. Levina EY. Digitalization — a condition or an era of development of the higher education system? Kazan Pedagogical Journal. 2019;5(136):8—14. (In Russ).
  8. Verbitsky AA. Digital learning: problems, risks and prospects. Electronic scientific journal “The species of Homo Cyberus”. 2019. No. 1(6). [Electronic resource] Available from: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (In Russ).
  9. Semenov AL. Goals of general education in the digital world. Informatization of education and e-learning methodology. Materials of the III International Scientific Conference. [Noskov MV, editor]. Krasnoyarsk: SFU; 2019. pp. 383—388. (In Russ).
  10. Jacobson R. Linguistics and Poetics. In: Structuralism: “for” and “against”. Moscow: Progress; 1975. Р. 193—230. (In Russ).
  11. Bakhtin MM. Problems of Dostoevsky’s poetics. 3d ed. Moscow: “Hudozhestvennaya literatura” publ.; 1972. (In Russ).
  12. Buber M. Two images of faith. Moscow: Republic; 1995. (In Russ).
  13. Marcel G. Metaphysical diary. St. Petersburg: Nauka; 2005. (In Russ).
  14. Levinas E. Time and Another. The humanism of another person. St. Petersburg: Higher Religious-Philosophical School; 1998. (In Russ).
  15. Vygotsky LS. Thinking and Speech. Moscow: APN RSFSR; 1956. pр. 338—339. (In Russ).
  16. Mazur E. Instruction for peers: User’s Guide. New Jersey: Prentice-Hall; 1997.
  17. Deep “digital divide” in distance learning (21.04.2020) [Internet]. UNESCO. Available at: URL: https://ru.unesco.org/news/glubokiy-cifrovoy-razryv-v-distancionnom-obuchenii (аccessed: November 22, 2021).
  18. Sokhranyaeva TV, Zamotkin ID. The Problem of Matter of Education in the Digital Age. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(4):626—639. (In Russ). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-626-639
  19. Varela F, Maturana U. The tree of knowledge. Biological roots of human cognition. Moscow: Progress—Tradition; 2001. (In Russ).
  20. Mercer N, Hennessy S, Warwick P. Dialogue, collaborative thinking and digital technologies in the classroom: some educational implications of continuing research. International Journal of Educational Research. 2019;(97):187—199.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».