Цифровой диалог в обучении: когнитивные, социальные, экзистенциальные особенности и риски
- Авторы: Баева Л.В.1
-
Учреждения:
- Астраханский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 439-453
- Раздел: ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325335
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-439-453
- ID: 325335
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровизация социокультурных феноменов, в том числе системы образования, порождает трансформацию их качественных признаков и параметров, что требует исследования с позиции методологического анализа и оценки их возможных последствий на человека и социум. Значимым элементом цифровой среды в целом и образовательной в особенности выступает диалог, роль которого имеет как когнитивные, так и мировоззренческие, экзистенциальные, социальные аспекты. Целью исследования является философский анализ цифровой трансформации диалога в контексте процесса образования, оценка его потенциала и влияния на индивида. Одним из важных и не вполне изученных аспектов современной трансформации образования является экзистенциальный аспект, связанный с изменением сущности диалога между субъектами в процессе передачи знаний и ценностей. Методология исследования исходит из междисциплинарного характера проблемы, связана с применением экзистенциального, аксиологического, антропологического подходов к пониманию сущности диалога (М. Бахтин, М. Бубер, Г. Марсель, Э. Левинас), теории развития индивидуального мышления Л.С. Выготского, разрабатываемой автором теорий электронной (цифровой) культуры и на основе учета современных разработок в сфере внедрения цифровых инструментов в образование. Исследование показывает, что диалог в цифровой среде обучения становится не столько формой сближения, интеграции субъектов, сколько формой автономности, обособленности, индивидов, что изменяет характер обучения и имеет социальные и экзистенциальные последствия. Это формирует потребность преобразования цифровой среды обучения при ее использовании с позиции дополнения этическими, социально-психологическими и эмоциональными компонентами и инструментами поддержки обучающегося. На основе экзистенциально-аксиологического анализа раскрыты позитивные и рискогенные особенности цифрового диалога как одного из феноменов электронной культуры и инструментов онлайн-обучения. Представлено понятие цифрового диалога в обучении, характеристика его особенностей, функций, роли и влияния на обучающегося в цифровой среде. Выявлены характерные для цифровой среды трудности диалогического обучения, представлены рекомендации методологического и методического характера для применения в системе образования.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Владимировна Баева
Астраханский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: baevaludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0439-525X
доктор философских наук, профессор кафедры философии, проректор по научной работе
Российская Федерация, 414056, Астрахань, ул. Татищева 20АСписок литературы
- Akdag S, Altynai Z. Learning with the help of digital stories for a safe school environment. Frontiers in psychology. 2021;(12). Available from: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/fpsyg.2021.738954/full; https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.738954
- Babaсan S, Dogru Yuvarlakbas S. Digitalization in education during the COVID-19 pandemic: emergency distance learning of anatomy. Surgical and Radiologic Anatomy. 2021;(44):55—60. https://doi.org/10.1007/s00276-021-02827-1
- Bakanova IG, Yavorchikova J. Features of the organization of e-learning in a modern university. Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2020;17(4):5—15. https://doi.org/10.17673/vsstu-pps.2020.4.1 (In Russ).
- Iivari N, Sharma S, Venta-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life. International Journal of Information Management, 2020;(55):102—183. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183
- Song Z, Wang K, Bergman L. The digital divide in the prefectures of China: spatial analysis and multidimensional determinants of the spread of ICT. International Journal of Information Management. 2020. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102072
- Petrova NP, Bondareva GA. Digitalization and digital technologies in education. The world of science, culture, education. 2019;5(78):353—355. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00138 (In Russ).
- Levina EY. Digitalization — a condition or an era of development of the higher education system? Kazan Pedagogical Journal. 2019;5(136):8—14. (In Russ).
- Verbitsky AA. Digital learning: problems, risks and prospects. Electronic scientific journal “The species of Homo Cyberus”. 2019. No. 1(6). [Electronic resource] Available from: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (In Russ).
- Semenov AL. Goals of general education in the digital world. Informatization of education and e-learning methodology. Materials of the III International Scientific Conference. [Noskov MV, editor]. Krasnoyarsk: SFU; 2019. pp. 383—388. (In Russ).
- Jacobson R. Linguistics and Poetics. In: Structuralism: “for” and “against”. Moscow: Progress; 1975. Р. 193—230. (In Russ).
- Bakhtin MM. Problems of Dostoevsky’s poetics. 3d ed. Moscow: “Hudozhestvennaya literatura” publ.; 1972. (In Russ).
- Buber M. Two images of faith. Moscow: Republic; 1995. (In Russ).
- Marcel G. Metaphysical diary. St. Petersburg: Nauka; 2005. (In Russ).
- Levinas E. Time and Another. The humanism of another person. St. Petersburg: Higher Religious-Philosophical School; 1998. (In Russ).
- Vygotsky LS. Thinking and Speech. Moscow: APN RSFSR; 1956. pр. 338—339. (In Russ).
- Mazur E. Instruction for peers: User’s Guide. New Jersey: Prentice-Hall; 1997.
- Deep “digital divide” in distance learning (21.04.2020) [Internet]. UNESCO. Available at: URL: https://ru.unesco.org/news/glubokiy-cifrovoy-razryv-v-distancionnom-obuchenii (аccessed: November 22, 2021).
- Sokhranyaeva TV, Zamotkin ID. The Problem of Matter of Education in the Digital Age. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(4):626—639. (In Russ). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-626-639
- Varela F, Maturana U. The tree of knowledge. Biological roots of human cognition. Moscow: Progress—Tradition; 2001. (In Russ).
- Mercer N, Hennessy S, Warwick P. Dialogue, collaborative thinking and digital technologies in the classroom: some educational implications of continuing research. International Journal of Educational Research. 2019;(97):187—199.
Дополнительные файлы
