Социальная педагогика Пауля Наторпа в аксиологическом историзме Сергея Гессена
- Авторы: Загирняк М.Ю.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 29, № 1 (2025): ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА
- Страницы: 119-132
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325363
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-1-119-132
- EDN: https://elibrary.ru/FKUNBE
- ID: 325363
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сергей Иосифович Гессен под влиянием идей Генриха Риккерта предложил аксиологическую трактовку истории как процесса воплощения ценностей в форме материальной культуры. Свободу человека Гессен раскрывает в аксиологической интерпретации кантовской этики долга и представляет ее как участие в воплощении ценностей в исторической действительности. Все многообразие содержания воплощенных ценностей составляет культуру, которая является продуктом не отдельного человека, а общества в целом. Аксиологический историзм Гессена нуждался в обосновании свободы воли индивида в качестве условия возможности социокультурного процесса. Под влиянием социальной педагогики Пауля Наторпа Гессен установил соотнесенность индивидуальной свободы с общественными целями развития. В своей социальной педагогике Наторп обосновал, что общество создает и развивает культуру при соотнесении индивидуальной свободы и общественных целей развития. Понимание взаимной зависимости индивида и общества обеспечивается школой. Создание и углубление содержания культуры зависит от творчества множества свободных людей. В этом исследовании выявлено, каким образом Гессен перенимает и интерпретирует идеи социальной педагогики Наторпа, чтобы обосновать принципы взаимодействия индивида и общества в процессе воплощения ценностей - формировании культурного содержания. Установлено, что Гессен вслед за Наторпом интерпретирует образование максимально широко как процесс социализации, а педагогику - как ее инструмент. Образование предлагает способ соотнесения индивида и общества, учит, что они взаимосвязаны и взаимозависимы в социокультурном развитии. Ограниченность подходов в понимании социума, сосредоточенных на приоритете индивида/общества Гессен преодолевает, акцентируя внимание на их взаимодействии. Эту идею организации социума как коллективного социального субъекта, состоящего из свободных людей, Гессен использует не только в педагогике, но и в социально-политической философии, формируя учение о социальном праве. Гессен рассматривает трактовку общества в социально-политических работах Наторпа как развитие идей его социальной педагогики. На этом основании можно заключить, что в своей педагогике Наторп сформировал понятие общества, которое распространяется за пределы педагогики на его социальную философию в целом.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Юрьевич Загирняк
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: MZagirnyak@kantiana.ru
ORCID iD: 0000-0003-4024-0044
SPIN-код: 3437-7747
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Образовательно-научный кластер «Институт образования и гуманитарных наук»
Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. А. Невского, д. 14Список литературы
- Hessen SI. Principals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy. Moscow: School-press; 1995. (In Russian).
- Belov VN. S.I. Hessen and the history of Russian Neo-Kantianism. Kantian Journal. 2014;1(47):59–65. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2014-1-4
- Dmitrieva NA. Around the “social pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the debates on national upbringing. Part 1. Kantian Journal. 2016;35(4):38–55. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2016-4-3
- Danilkina NV. The formation of S. Hessen’s theory of education as “the applied philosophy”. Pushkin Leningrad State University Journal. 2009;4(1):233–241. (In Russian).
- Vladimirov PA, Lebedeva AV. Moral Foundations of the Theory of Education in Russian Neo-Kantianism. Higher Education in Russia. 2022;31(3):96–107. (In Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-96-107
- Stepanov AA. Time and “applied philosophy”: to the question of the theoretical and socio-cultural assumptions of philosophical and pedagogic concepts by S.I. Hessen. TSPU Bulletin. 2013;9(137):222–228. (In Russian).
- Vorobiev MV. Legal Consciousness at the Early Stage of Personality Development from the Perspective of Russian Neo-Kantian Philosophy of Pedagogy. Kantian Journal. 2018;37(2):46–57. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2018-2-3
- Natorp P. Pestalozzi: sein Leben und seine Ideen. Saint Petersburg: School and life Newspaper’s publ.; 1912. (In Russian).
- Natorp P. Philosophic und Padagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenzgebiet. In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 295–383. (In Russian).
- Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Saint Petersburg; 1911. (In Russian).
- Luft S. The Space of Culture. Towards a Neo-Kantian Philosophy of Culture (Cohen, Natorp, & Cassirer). Oxford: Oxford University Press; 2015.
- Dmitrieva NA. Around the “social pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the debates on national upbringing. Part 2. Kantian Journal. 2017;36(1):66–89. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-1-6
- Kant I. Kritik der Urteilskraft. In: Works in 8 vols. Vol. 5. Moscow: Choro publ.; 1994. (In Russian).
- Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 55–118. (In Russian).
- Natorp P. Volkskultur und Persönlichkeitskultur: sechs Vorträge. In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 145–294. (In Russian).
- Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin: Verlag von Julius Springer; 1920.
- Hessen SI. Principals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy. Berlin: Slovo publ.; 1923. (In Russian).
- Rickert H. Vom Begriff der Philosophie. In: Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. Moscow: Republic publ.; 1998. P. 15–42. (In Russian).
- Zagirnyak MYu The Notion of Free Will in Sergey Hessen’s Conception of Culture. Kantian Journal. 2018;37(4):67–82. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2018-4-3
- Hessen S. Paul Natorp (a publication by N.A. Dmitrieva and A.A. Sukhikh; comments by N.A. Dmitrieva). Kantian Journal. 2014;1(47):87–102. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2014-1-7
- Hessen SI. Russian pedagogy in the 20th century. In: Pedagogical works. Saransk: Red October publ.; 2001. P. 445–475. (In Russian).
- Hessen SI. The idea of a labor school and the laboratory plan (Dalton plan). Towards a theory of the lesson. In: Pedagogical works. Saransk: Red October publ.; 2001. P. 304–323. (In Russian).
- Zagirnyak MYu. The nation as a social subject in Sergey Hessen’s philosophy. Dialogue With Time. 2022;(81):103–116. (In Russian). https://doi.org/10.21267/ AQUILO.2022.81.81.007
- Hessen SI. The Problem of Legal Socialism (Evolution of Liberalism). Sovremennye zapiski. Vol. XXII–XXXI. 1924. (In Russian).
- Hessen SI. State of Law and Socialism. In: Selected Writings. Moscow: ROSSPEN publ.; 2010. P. 43–394. (In Russian).
- Hessen SI. The Idea of Social Right. Sovremennye zapiski. Vol. XLIX. 1932. P. 421–435. (In Russian).
- Hessen S. Szkoła i demokracja na przełomie. Warszawa: Nakładem Naszej Księgarni; 1938.
- Hessen S. O sprzeczności i jedności wychowania: zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Lwów: Książnica – Atlas; 1939.
Дополнительные файлы
